Правовое государство: понятие и принципы формирования
В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.
Правовое государство характеризуется тем, что:
1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;
3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Правовое государство — государственная власть ограничена правом.
Выделяют следующие признаки правового государства:
1) народный суверенитет;
2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;
3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.
Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.
Принципы правового государства:
1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
во" позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.
Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений.
Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.
Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.
Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.
В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, сформирует открытые политические системы.
Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.
Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.
Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на правовых началах:
- во-первых, во всех сферах общественной жизни признав и осуществляет требования права;
- во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.
Основными признаками правового государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.
Указанным признакам соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.
Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.
Сущность современной демократии.
Демократия - это одна из простых форм правления, при которой народ как целое обладает верховной властью. Любая республика, где верховная власть находится в руках народа, - демократия; если же она только у части народа, то это аристократия.
Хотя я не нахожу демократию самой удобной и самой устойчивой формой правления и убежден, что она невыгодна для крупных государств, тем не менее я считаю ее одной из самых древних форм правления у наций, полагавших справедливым такое правило: "То, в чем заинтересованы члены общества, должно решаться всеми вместе". Рассказывая о своей родине - Афинах, Платон говорит, что царящее там естественное равенство заставляет искать соответствующее закону равенство и в форме правления и в то же время подчиняться тем, кто наиболее способен и мудр.
Мне кажется, что демократия не без основания гордится тем, что вскормила великих людей. Действительно, поскольку при народном правлении все участвуют в управлении государством в соответствии со своими качествами и достоинствами и все разделяют случающиеся беды и радости, то все наперебой прилагают свои силы и способствуют общему благу, ибо любые перевороты полезны или вредны для всех. Более того, демократия воспитывает умы, показывая путь к почету и славе, и он более открыт для всех граждан, более доступен и менее ограничен, чем тогда, когда правление сосредоточено в руках немногих или одного человека, когда на этом пути встает тысяча препятствий.
Таковы счастливые прерогативы демократии, которые формируют сознание людей, рождают великие деяния и героические добродетели. Достаточно беглого взгляда на Афинскую и Римскую республики, чтобы убедиться, что по своему устройству они превосходят все империи мира. И повсюду, где следуют их установлениям и правилам, это дает почти те же результаты.
Следовательно, отнюдь не бесполезно рассмотреть основные законы, образующие демократию, и принцип, который один лишь может их сохранить и упрочить; это я и собираюсь здесь обрисовать.
Но сперва необходимо отметить, что при демократии отдельный гражданин не обладет ни полнотой суверенной власти, ни даже ее частью. Эта власть сосредоточена в общем собрании народа, созываемом согласно законам. Таким образом, при демократии народ являет- ся в одном отношении сувереном, а в других - подданным. Сувереном он является с помощью голосования, выражающего его волю, а подданным - в качестве члена общего собрания, облеченного суверенной властью. Поскольку собственно демократия образуется лишь вследствие передачи каждым гражданином права решения всех общих дел составленному из всех собранию, из этого вытекает много такого, что совершенно необходимо для существования этой формы правления.
1. Необходимо иметь определенное место и установленные сроки для совместного обсуждения общественных дел. Без этого члены высшего совета совсем не могут собираться вместе, а следовательно, принимать меры; либо они соберутся в разное время и в разных местах, что породит партии, которые разрушат действительное единство государства.
2. Следует принять за правило, что большинство голосов считается мнением всего собрания; иначе невозможно завершить ни одно дело, ибо невероятно, чтобы все всегда имели одинаковое мнение.
3. Для устройства демократии очень важно, чтобы имелись магистраты, обязанные созывать в чрезвычайных случаях народные собрания и осуществлять принятые на них решения. Поскольку высший совет не может заседать непрерывно, ясно, что сам он не может заботиться обо всем. Что касается чистой демократии, т.е. такой, где народ лишь сам и на своих собраниях один выполняет все функции правительства, то подобной я в мире не знаю, если это не какая-то малютка, вроде Сан-Марино в Италии, где пятьсот крестьян управляют жалкой скалой, на которую никто не претендует1.
4. Для демократического устройства необходимо разделение народа на определенные классы, и от этого всегда зависят длительность демократии и ее процветание. Солон2 разделил афинский народ на четыре класса. Руководствуясь духом демократии, он составил эти четыре класса для того, чтобы определить не тех, кто должен выбирать, а тех, кто мог быть избран, и предоставил каждому гражданину право голоса для того, чтобы в каждом из четырех классов можно было избирать судей, но магистратов - только в первых трех классах, составленных из зажиточных граждан.
Итак, при этой форме правления законы, устанавливающие право голоса, являются основными. Действительно, там так же важно установить, кто за кого и по поводу чего голосует, как при монархии знать, каков монарх и каким образом он должен править. Также важно установить возраст, качества и число граждан, имеющих право голоса; без этого нельзя знать, высказался ли весь народ или только часть его.
Другим основным законом демократии является способ голосова- ния. Можно подавать свой голос по жребию или по выбору и даже обоими способами. Жребий предоставляет каждому гражданину разумную надежду послужить своей родине, но, поскольку сам по себе он несовершенен, великие законодатели всегда стремились исправить его. Поэтому Солон постановил, что избирать можно лишь из числа присутствующих, а избранный должен быть проверен судьями, так, чтобы не были ущемлены его права и чтобы каждый мог его в чем- либо обвинить. Это относилось и к выборам посредством голосования и к выборам по жребию. Когда заканчивался срок магистратуры, ее состав надо было подвергнуть новому рассмотрению. Теперь о том, как отправлялась должность магистрата. Монтескье замечает по этому поводу, что люди неспособные должны были очень остерегаться выдвижения их в число тех, кто подвергался жеребьевке3.
Третий основной закон демократии определяет способ подачи голосов. Этот предмет возбуждает большой спор, а именно - должно ли голосование быть открытым или тайным. В разных демократиях применяется либо тот, либо другой способ. По-видимому, чтобы голосование было настоящим, оно не должно быть ни слишком тайным - ради соблюдения свободы, - ни слишком публичным, и надо, чтобы простому народу все было разъяснено руководителями и чтобы его удерживали в известных рамках благодаря влиянию определенных лиц. В Женеве при выборе первых магистратов граждане подают свои голоса публично, а записывают их тайно, так что сохраняются и порядок, и свобода4.
Народ, обладающий суверенной властью, должен сам делать то, что он может сделать хорошо, а то, чего не может сделать хорошо сам, осуществлять через своих министров, которые являются таковыми лишь благодаря тому, что их назначил народ. Таков четвертый основной закон этой формы правления, состоящий в том, что народ назначает своих министров, т.е. своих магистратов. Как и монархи и даже больше чем они, магистрат нуждается в руководстве, осуществляемом советом или сенатом; но чтобы иметь к нему доверие, народ должен либо сам выбирать его членов, как в Афинах, либо выбирать выборщиков, как это иногда практиковалось в Риме.
Народ вполне способен выбрать тех, кому он должен доверить часть своей власти. Чтобы устранить сомнение в его способности отмечать достоинства, достаточно напомнить о целом ряде превосходных выборов, осуществленных греками и римлянами, что вовсе не было делом случая. Однако подобно тому как большинство граждан вполне способны выбирать, но не быть выбранными, так и народ, достаточно способный для принятия отчета об управлении другими, неспособен сам ни управлять, ни вести свои дела, требующие определенного движения, не слишком медлен- ного, но и не слишком быстрого. Подчас он разрушает все с помощью ста тысяч рук, а порой он со своей сотней тысяч ног ползет, как насекомое.
Последний основной закон демократии состоит в том, что народ должен быть законодателем. Однако бывают тысячи случаев, когда постановлять должен сенат, и зачастую закон сперва лучше испытать, а затем утвердить. Конституции Рима и Афин были очень мудрыми: постановления сената имели силу закона в течение года и становились постоянными лишь по воле народа. Хотя любая демократия должна обязательно иметь писаные законы, ордонансы и постоянные распоряжения, ничто, однако, не мешает установившему их народу отменить их или изменить всякий раз, когда он сочтет это необходимым, если только он не присягнул соблюдать их вечно. Но даже в этом случае присяга обязывает только тех граждан, которые сами ее дали.
Таковы главные, основные законы демократии. Теперь рассмотрим движущую силу, принцип, способный сохранить эту форму правления. Этим принципом может быть только добродетель, и только с ее помощью существуют демократии. Добродетель демократии - это любовь к законам и родине, любовь, требующая отказа от себя и постоянного предпочтения общественных интересов своим собственным. Она порождает все иные добродетели, которые также воплощают в себе это предпочтение. Такая любовь ведет к мягкости нравов,а мягкость нравов - к любви к родине; чем меньше мы можем проявлять наши личные страсти, тем более мы привержены к общим.
Кроме того, добродетель в демократии включает также любовь к равенству и к воздержанности. Поскольку при таком правлении у каждого одинаковое благополучие и одинаковые преимущества, он должен пользоваться одинаковыми удовольствиями и питать одинаковые надежды - условие, осуществимое лишь при всеобщей умеренности. Любовь к равенству ограничивает честолюбие тем, что полагает счастье в оказании своей родине наибольших услуг. Все не могут оказывать эти услуги в равной мере, но все равно должны их ей оказывать. Таким образом, различия там рождаются из самого принципа равенства, даже если кажется, что оно нарушается вследствие удачных услуг и превосходства талантов, на которые не все способны. Любовь к умеренности ограничивает желание сверх того, что требуется для семьи и даже для родины.
Любовь к равенству и умеренность в сильнейшей степени возбуждаются самими равенством и умеренностью, если жить в государстве, где чаконами установлено и то и другое. Однако бывают случаи, когда и при демократии равенство между гражданами может быть нарушено для пользы демократии же.
Древние греки, постигшие необходимость того, чтобы народы, живущие под властью народного правительства, были воспитаны на образцах, необходимых для поддержания демократии, добродетельных поступков, создали особые учреждения для внушения этих добродетелей. Когда мы читаем в биографи Ликурга о законах, данных им спартанцам, нам кажется, что мы читаем историю севарамбов5. Законы Крита6 послужили примером для законов Спарты, а законы Платона явились их исправленным вариантом.
Это особенное воспитание должно проявлять чрезвычайно заботу о внушении упомянутых добродетелей, но есть верное средство научить им детей: отцы сами должны обладать этими добродетелями. Обычно всякий может передать знания своим детям, но еще больше может он передать свои страсти. Если этого не происходит, значит привитое в родительском доме разрушается внешними впечатлениями. Никто не извращен при рождении; народ гибнет лишь в том случае, когда испорчены уже взрослые люди.
Принцип демократии портится, когда начинает вырождаться любовь к законам и родине, когда пренебрегают общественным и частным воспитанием, когда место почтенных стремлений занимают иные цели, когда труд и обязанности считаются помехой. Тогда в подходящие для этого сердца проникает честолюбие, а скупость возникает у всех. Эти истины подтверждены историей. Афины обладали одинаковыми силами и когда господствовали с великой славой, и когда прислуживали с великим позором; в них было двадцать тысяч граждан, когда они защищали греков от персов, оспаривали владычество у Спарты и нападали на Сицилию. В них были те же двадцать тысяч и тогда, когда Деметрий Фалерийский пересчитал их, как на рынке считают рабов. Когда Филипп отважился установить свое господство над Грецией, афиняне опасались его не как врага свободы, но как противника наслаждений7. Они приняли закон, осуждавший на смерть того, кто предложил бы обратить на военные нужды деньги, предназначенные для театра.
Наконец, принцип демократии портится не только из-за потери духа равенства, но и когда он становится чрезмерным, когда каждый хочет сравняться с тем, кого он выбрал для того, чтобы тот ему приказывал. Тогда народ отвергает ту власть, которую сам вручил, и стремится все сделать сам - решать за сенат, исполнять за магистратов, лишить судей их прав. Это злоупотребление демократией справедливо называется настоящей охлократией8. При таком злоупотреблении не остается ни любви к порядку, ни добрых нравов, словом, ни одной добродетели. Тогда появляются развратители (их бывает несколько), тираны мелкие, но обладающие всеми пороками единственного тирана.
Вскоре этот единственный тиран возвышается над другими, а народ теряет все, вплоть до тех преимуществ, которые он надеялся извлечь из своего развращения.
Было бы большим счастьем, если народное правление могло бы сохранить любовь к добродетели, исполнение законов, добрые нравы и воздержанность, если бы оно могло избегнуть двух крайностей, а именно - духа неравенства, ведущего к аристократии, и духа чрезвычайного равенства, ведущего к деспотизму одного правителя. Однако слишком редко демократия может на долгое время охранить себя от этих двух опасностей. Такова судьба этого правления, превосходного по своему принципу; оно почти неизбежно становится жертвой властолюбия нескольких граждан или чужеземцев и, таким образом, место драгоценной свободы занимает полное рабство.
Научное познание, его методы и формы в современной науке.
Творчество
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.
В эпоху Возрождения творчество осознается прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. В XVIII в. Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа — высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.
В философииXIX—XX вв. наиболее развернутая концепция творчества дана видным французским представителем философии жизни А. Бергсоном — особенно в работе «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту.
Большое внимание проблемам творчества уделяли русские философы XIX — XX вв., в частности Н.А. Бердяев — в работе «Смысл творчества». Центральным стержнем этой работы становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Основной принцип названной работы — принцип «антроподицеи» — оправдание человека в творчестве и через творчество. Главная проблема философии Бердяева — смысл существования человека и в связи с ним смысл, бытия в целом.
Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального – того, чего раньше не было. В этом процессе задействованы все таланты и способности познающего субъекта – его органы чувств, память, мышление и др. – в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания – умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации.
Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности. На основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в письменной или устной форме, в специализированных искусственно созданных знаках и знаковых системах. Историю науки невозможно представить и без понимания выдающегося вклада многих талантливых ученых, которые коренным образом меняли привычные знания, обеспечивали прогресс познания.
Для научного познания необходимо сознательное применение специально разработанных методов. Метод — способ достижения цели, упорядоченная деятельность. Метод научного познания — это система приемов, правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью.
Различают частные, общие и всеобщие методы познания. Частные методы применяются одной или несколькими науками, имеющими общий предмет исследования (например, психология или физика). Общенаучные методы познания являются достоянием науки в целом. Особое место принадлежит философским методам, которые формируются в результате развития науки и включаются в состав научной картины мира. Философские методы являются органической частью любой философской системы.
В структуре науки выделяются эмпирический и теоретический уровни и соответственно эмпирические и теоретические методы организации научного познания.
Эмпирические знания представляет собой совокупность научных фактов, образующих базис теоретического знания. Исследователи получают эмпирические знания посредством применения двух основных методов: наблюдения и эксперимента.
Наблюдение — целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов — таковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов.
Эксперимент — приём научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования. Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в разнообразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и тем самым устанавливать новые, неизвестные науке свойства. Эксперимент позволяет воспроизводить изучаемое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой.
Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств, т.е. приборов. Прибор — это устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Приборы могут усиливать наши органы чувств, измерять интенсивность свойств объекта или устанавливать следы, оставляемые в них объектом исследования. В зависимости от целей исследования различают исследовательский эксперимент (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез), обнаруживающий новые свойства и демонстрирующий их; качественный, т.е. направленный на выявление объектов или их свойств, и количественный, т.е. связанный с измерением свойств изучаемого объекта. По объекту исследования выделяются природный и социальный эксперимент, а по способам осуществления — естественный и искусственный, модельный и непосредственный, реальный и мысленный. Различают также научный и производственный эксперимент. Производственный эксперимент включает разновидности промышленного или полевого Особое место занимает модельный эксперимент. Различают физическое и математическое моделирование. Физическая модель воссоздает известные свойства исследуемого объекта для установления неизвестных (модели самолетов, космических кораблей или нейронов и т.п.). Математическая модель строится на формальном (математическом) подобии разнообразных объектов, характеризующих их общую функциональную зависимость, что также позволяет вскрыть неизвестные свойства реальных объектов.
Важнейший компонент эмпирических методов познания — сравнение, т.е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частным случаем сравнения является измерение. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения. Измерение — это процесс определения величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения.
Результатом эмпирического познания является научный факт. Понятие «факт» употребляется для обозначения осознанных событий и явлений действительности. Факты имеют сложное строение. Ведущая сторона факта — информация о действительности, предполагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характеризует его как истинный.
Важный компонент факта — интерпретация, которая реализуется в различных формах. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпирического исследования и интерпретируются его результаты. Интерпретация – теоретический вывод из факта, его научное объяснение или оценка, осуществляемая с разных идеологических, научных или мировоззренческих установок.
Факт содержит в себе знаково-коммуникативный аспект, т.е. язык науки, на котором он описывается. Графики, схемы, научные обозначения и термины – необходимые атрибуты языка науки.
Научный факт обладает двумя фундаментальными свойствами: достоверностью и инвариантностью. Достоверность научного факта – его воспроизведение и получение путем новых экспериментов, проведенных в разное время исследователями. Инвариантность научного факта – это сохранение достоверности независимо от многообразных интерпретаций.
Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению. Простейшие формы обобщения фактов — систематизация и классификация, осуществляемые на основе их анализа, синтеза, типологии, использования первичных объяснительных схем и т.п.
Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки.
Научные факты, эмпирические гипотезы и эмпирические законы представляют знание лишь о том, как протекают явления и процессы, но они не отвечают на вопрос:почему протекают в такой форме, а не в другой — не объясняют их причины. Задача науки — найти причины явлений, объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Она решается в рамках высшей формы научного знания — теории.
Научные факты выполняют по отношению к теории двоякую функцию: либо ее подкрепляют (верифицируют), либо вступают в противоречие с ней и указывают на ее несостоятельность (фальсифицируют).
Причины кризиса научного мировоззрения в конце ХХ –нач.XXI вв.
Устанавливая рубежи между этапами развития отечественной исторической науки в новейшее время, мы не можем игнорировать политический рубеж, пришедшийся на 1991 год. Однако, следует иметь в виду, что внутренняя эволюция исторической науки была подготовлена в предыдущие десятилетия. События августа 1991 г. имели свои корни в «перестройке» и «ускорении», начавшихся в период, когда Генеральным секретарем КПСС становится М.С.Горбачев. Развернувшиеся в это время сложные общественные процессы нашли самое непосредственное отражение в общественных науках, и история оказалась здесь на передовых позициях. Таким образом, предпосылки к формированию новых подходов к проблемам отечественной исторической науки стали проявляться уже в середине 1980-х годов. События августа 1991 год открыли новую страницу как в истории страны, так и в общественных науках, включая отечественную историю и историографию. С этого времени многие подспудные процессы в исторической науке, которые начались в годы "перестройки", выходят на поверхность общественной жизни.
Марксистско-ленинская историческая концепция с ее гипертрофией классового подхода, уже в середине 1980-х годов стала быстро терять свою монополию. Отстоять эту концепцию в полном объеме оказывалось все труднее, объяснить с ее позиций все явления общественной жизни также оказалось невозможным, а сам марксизм-ленинизм быстро утрачивал ореол универсальной теории. В рядах его сторонников царила растерянность. Одной из последних, по времени, серьезных попыток укрепиться на прежних позициях стала публикация в газете «Советская Россия» 13 марта 1988 г. статьи Н. Андреевой «Не поступлюсь принципами». Публикация вызвала бурную полемику в обществе, в том числе и в среде историков, так как в ней среди других поднимались и вопросы отношения к нашему историческому прошлому.
В исторические споры по существу включилось все общество, что прежде всего стало заметно в системе образования: ни студентами ВУЗов, на даже учениками средней школы прежние подходы не воспринимались, казались скучными и отвлеченными. Поток исторической информации из СМИ, где все чаще стали выступать публицисты или историки, ставшие публицистами, заставлял отходить от многих шаблонов в преподавании истории партии, научного коммунизма, других идеологических дисциплин.
Распад СССР привел к распаду бывшей советской исторической науки и в прямом, и в переносном смыслах этого слова; историки, ранее принадлежавшие к единой интернациональной советской школе, теперь ориентировались на различные государственные, национальные интересы и традиции, и это еще более усложнило обстановку в исторической науке. В 1991 г. окончилось существование советской исторической науки. На ее развалинах начали формироваться исторические школы новых государств, возникших на пост советском пространстве, в том числе и историческая школа нового государства Российской Федерации.
Говоря об исторической школе Российской Федерации мы имеем в виду прежде всего изменения политических, государственных, географических рамок. Она стала развиваться отдельно от историографии Украины, Казахстана, Грузии, Литвы и т.д., однако внутри ее сохранялись различные точки зрения, продолжалась борьба мнений, принимавшая порой достаточно острые формы.
Дискуссии в обществе с конца 1980-х гг. велись уже не по частным проблемам, не по вопросам освещения той или иной страницы в истории партии или значения в ней той или иной личности, а по глобальным вопросам места партии в обществе, соотношения истории КПСС с другими историческими дисциплинами.
Историки, особенно занимавшихся ХХ веком, уже явно стала раздражать необходимость в своей работе постоянно оглядываться на решения очередного съезда или пленума ЦК КПСС, не допускать отклонений от трактовок истории партии, дававшихся партийными функционерами или «организаторами науки».
Начиная со второй половины 1980-х гг. наступил период (он не завершен и по настоящее время), когда исторические взгляды многих, если не большинства, профессиональных историков, определялись прежде всего их политической позицией. При этом важно отметить, что этот водораздел наметился в отношении истории всех периодов, касалось ли дело оценки крещения Руси, движения Степана Разина или революции 1905 года.