Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека.

В современной философии можно выделить два под­хода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. В узком смысле культуратрак­туется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным ин­дивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

1) познавательный, знаково-символический эле­мент,т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.

2) ценностно-нормативная система. Ценность –это свойство предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­стояние, семья, образование, правопо­рядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжела­тельность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.).

3) соци­альная норма –это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отно­шениям индивидов, социальных групп, классов и общественных ин­ститутов.Их исполнение и предписа­ние обеспечивается различными формами принуждения - общественным мнением и государственными институтами.

4) обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обычай– это воспринятая из прошлого форма социальной регуля­ции деятельности и отношений людей, которая воспроизво­дится в опреде­ленном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут высту­пать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения. Традиции– элементы социального и культурного наследия, пере­дающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном со­обществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержа­ние.

Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. Это так называемая «вторая природа», надстроенная над первой, естест­венной природой.

Человек является био­логиче­ским, природным существом и, одновременно, он в значитель­ной мере пре­одолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура ивыступает как способ и мераовладения челове­ком естественного и соци­ального миров. Создавая культурные ценнос­ти, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле куль­тураравнозначна степени ре­ализации человеческой свободы.В культуре и через культуру проявляется стремление человека пре­одолеть рамки своего временного, биологического существования и самореализоваться.

Кризис индустриального общества обострил проблему ценнос­тей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для первых наука и техника – те ценно­сти, которые имеют абсолютное значение, способны быть средством лечения всех социально-экономи­ческих болезней общества. Антисциентисты - противники абсолютизации ценности науки и техники. Они говорят, что разра­ботка и использование техники способны уничтожить основы человеческого существо­вания. На самом деле необходимо безогово­рочно признать человека высшей ценностью, хотя есть опасность неконтролируемого приумножения им своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной сто­роной которых является безудержное потребительство.

4. Глобализация современного мира. Сущность гло­бальных проблем современности.

В 60 – 70-е годы XX в. западная цивилизация в результа­те структурной перестройки экономики переходит в постиндуст­риальную стадию. Этот период связан с созданием разветв­ленной экономики услуг, доминированием слоя научно-тех­нических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики, бурным развитием «индустрии знаний», ком­пьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не случайно современное общество называется ин­формационным и глобальным.

Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную систему, в которой капиталы, информационные потоки, товары и услуги перемещаются беспрепятственно и с небывалой скоростью. Это меняет характер взаимодействия людей, общностей, институтов. Глобализация охватывает практи­чески все сферы общественной деятельности, включая поли­тику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества в XXI веке.

Сегодня человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. См. КСР.

Наши рекомендации