Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека.
В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, включает в себя материальные и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. В узком смысле культуратрактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.
1) познавательный, знаково-символический элемент,т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.
2) ценностно-нормативная система. Ценность –это свойство предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, правопорядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.).
3) социальная норма –это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов.Их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения - общественным мнением и государственными институтами.
4) обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обычай– это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения. Традиции– элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержание.
Культура, в широком смысле, включает в себя материальные и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Это так называемая «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой.
Человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура ивыступает как способ и мераовладения человеком естественного и социального миров. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культураравнозначна степени реализации человеческой свободы.В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного, биологического существования и самореализоваться.
Кризис индустриального общества обострил проблему ценностей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для первых наука и техника – те ценности, которые имеют абсолютное значение, способны быть средством лечения всех социально-экономических болезней общества. Антисциентисты - противники абсолютизации ценности науки и техники. Они говорят, что разработка и использование техники способны уничтожить основы человеческого существования. На самом деле необходимо безоговорочно признать человека высшей ценностью, хотя есть опасность неконтролируемого приумножения им своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной стороной которых является безудержное потребительство.
4. Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.
В 60 – 70-е годы XX в. западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не случайно современное общество называется информационным и глобальным.
Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную систему, в которой капиталы, информационные потоки, товары и услуги перемещаются беспрепятственно и с небывалой скоростью. Это меняет характер взаимодействия людей, общностей, институтов. Глобализация охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества в XXI веке.
Сегодня человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. См. КСР.