Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

В.В. Мархинин

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное пособие

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


БУ ВО « СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

Кафедра философии и права

В.В. Мархинин

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное пособие

Сургут
2015

УДК 21 (075.8).

ББК 86.2.

Р36.


Рецензент:

Карпин В.А., доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор


М 25 Мархинин В.В.

История и философия науки : учеб. пособие / В. В. Мархинин ; Сургут. гос. ун- т ХМАО – Югры. – Сургут, 2015. – 860 с.


Раскрываются содержание и особенности философии науки как фило-
софской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рас-
смотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы
концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан
анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Из-
ложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные
проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолет-
него опыта преподавания философии науки и в полной мере соответству-
ет требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История
и философия науки».

Предназначено для магистрантов и аспирантов по всем научным специальностям, изучающих дисциплину «История и философия науки».


УДК 101.1ББК 87.3

© Мархинин В. В., 2015

Оглавление

Вводные замечания. 7

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 8

Тема 1. Философия и наука. 8

1.1. Определение философии как проблема Нового времени: связь с проблемой взаимоотношений философии и науки 8

1.2. Философия как особый вид познавательной деятельности. 16

1.3. Философия как особый тип мировоззрения. 59

1.4. Философия как сфера культуры и социальный институт: функции философии. 80

1.5. Взаимоотношения философия и науки: теория и методология в философии и науке. 92

Тема 2. Философия науки: теоретические контуры.. 122

2.1. Предмет философии науки. 123

2.2. Наука как особый вид познавательной деятельности. 132

2.3. Наука как социальный институт и сфера культуры: функции науки. 143

2.4. Проблема генезиса науки: наука и преднаука. 156

Раздел II. ФИЛОСОФИЯ И ГЕНЕЗИС НАУКИ.. 173

Тема 3. Античная философия и преднаука в период досократиков (ранней философской классики) (конец 7 века – 5 век до н. э.). 175

3.1. Социокультурные условия возникновения и динамики философии и преднауки в период досократиков (к. VII – V в. до н.э.). 176

3.2. Ионийская натурфилософская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). 188

3.3. Пифагорейская школа (Пифагор и Филолай). 194

3.4. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). 200

3.5. Натурфилософские учения о многоначальности природы (Анаксагор, Эмпедокл). 202

3.6. Атомисты (Левкипп и Демокрит). 206

3.7. Софистика как выражение потребности перехода к новому этапу в философии. Софисты (Протагор, Горгий) 211

Тема 4. Античная философия и преднаука в период высокой и поздней философской классики(конец 5 века до н.э. – 4 век до н.э.). 214

4.1. Социокультурная характеристика периода. 214

4.2. Высокая философская классика (Сократ, Платон). 215

4.3. Поздняя философская классика (Аристотель). 225

Тема 5. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (первая часть темы) 255

5.1. Социокультурная характеристика эпохи. 256

5.2. Панорама философских школ и учений эллинистически-римской эпохи, взятых в их отношении к преднауке (киренаики, киники, скептики, эпикурейцы, стоики, академики, перипатетики, эклектики, гностики, неоплатоники). 261

5.3. Обобщающая характеристика философской ситуации эллинистически-римской эпохи в еёзначении для развития преднауки. 310

Тема 6. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (вторая часть темы) 323

6.1. Фактор государственной поддержки специальных отраслей знания. Египетская Александрия. 323

6.2. Математика. Теоретическое обобщение оснований и системы математического знания Евклидом и философия. 328

6.3. Физика. Физические теории Архимеда и философия. 334

6.4. Астрономия. Теории Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского, Гиппарха, Птолемея и философия 340

6.5. Спор Симпликия и Иоанна Филопона по поводу физики Аристотеля. Физика Иоанна Филопона 359

Тема 7. Средневековая философия и преднаука (6 – 14 вв.). 370

7.1. Социокультурная характеристика эпохи. 370

7.2. Патристика в её отношении к философии. 379

7.3. Схоластика, философия и преднаучная мысль. 384

7.4. Итог: религиозно-философская мысль Средних веков в её значении для эволюции преднауки 410

Тема 8. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Первый этап (15 в. – сер.16 в.). 415

8.1. Социокультурная характеристика периода в целом и этапов возникновения науки. 415

8.2. Культура Возрождения – импульсы к научному творчеству. 418

8.3. Натурфилософское учение Николая Кузанского. 421

8.4. Гелиоцентрическое астрономическое учение Н. Коперника. 425

Тема 9. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Второй этап(сер. 16 в. – сер. 17в.). 434

9.1. Натурфилософское учение Джордано Бруно. 434

9.2. Философия, физика и астрономия Галилео Галилея. 438

9.3. Открытие законов движения планет Иоганном Кеплером.. 452

9.4. Учение Френсиса Бэкона и его роль в формировании науки. 459

9.5. Учение Рене Декарта и его роль в формировании науки. 467

9.6. Атомизм Гассенди в формировании науки. 479

Тема 10. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. 17в. – конец 17 в.). 483

10.1. Ньютон – его биография и время, в которое возникла наука. 484

10.2. Наука и философия, научная методология. 490

10.3. Физико-механическая научная теория Ньютона и её метафизический горизонт. 497

Раздел III. Философские проблемы развития науки. 511

Тема 11. Концепции развития науки в рамках философии науки как особого направления в философии 511

11.1. От позитивистской к постпозитивистской философии науки. 511

11.2. Философия науки К. Поппера. 527

11.3. Философия науки И. Лакатоса. 548

11.4. Философия науки Т. Куна. 552

11.5. Философия науки П. Фейерабенда. 561

Тема 12. О специфике социально-гуманитарных наук. 571

12.1. Проект научного обществознания в позитивизме О. Конта. 571

12.2. Тема особенностей социальных и гуманитарных наук в классическом марксизме. 574

12.3. Специфика «наук о духе» в философии жизни В. Дильтея. 595

12.4. Специфика «наук о духе» или «наук о культуре» в неокантианстве В. Виндельбанда и Г. Риккерта 599

12.5. Социальные науки и «науки о культуре» в неокантианской «понимающей социологии» М. Вебера 604

12.6. Трактовка специфики социальных наук. 617

12.7. Проблема специфики социально-гуманитарных наук в структурной антропологии К. Леви-Строса 623

12.8. Специфика гуманитарного научного познания в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера 648

12.9. О специфике социально-гуманитарных наук: концептуальное осмысления историко-философского опыта 680

Тема 13. Актуальные проблемы философии науки. 739

13.1. Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука 740

13.2. Синергетика и синергетический подход в современной науке. 750

13.3. Экологическая этика и современная наука. 788

13.4. Гендерный подход в социально-гуманитарном познании. 823

Рекомендуемая учебная литература к курсу «История и философия науки». 856

Вводные замечания

В философии вообще и, соответственно, в философии науки – в частности принципиальное значение имеет определенная философская позиция в смысле принадлежности к определенному направлению – материализму или идеализму и, коль скоро мы не являемся сами создателями оригинального философского учения, – к определенному философскому течению. Неясность философской позиции ведет к эклектизму. Сказанное является мотивом для того, чтобы с самого начала объявить, с какой позиции читается данный курс. Наша позиция в плане принадлежности к определенному направлению философии – материализм, а в плане принадлежности к определенному философскому течению – марксизм.

Поясним при этом, что принадлежность к данным направлению и течению, как, впрочем, и к любому другому, не исключает возможность критического отношения к тем или иным положениям учения его основателей – речь должна идти о верности духу, а не букве, основоположениям, а не буквально каждому положению.

Неверно было бы также думать, что наша приверженность марксизму исключает согласие по тем или иным вопросам со сторонниками других философских течений: напротив, усвоение определенных идей из учений сторонников других позиций необходимо для развития любой данной философской позиции, в частности и проводимой в нашем курсе.

Надо сказать также, что чтение данного курса с заявленной позиции не означает какого-либо запрета слушателям придерживаться любой другой философской позиции. Следует лишь понимать и знать тот материал, который дается в курсе, и квалифицированно владеть предпочтительной для самого слушателя философской позицией, уметь обоснованно трактовать с этой предпочтительной для него позиции проблемы философии науки.

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Наши рекомендации