Многомерность феномена философии, ее социокультурный статус
Философская мудрость формировалась как единая система знаний о мире, объединившая естественно-научные и гуманитарные представления. С течением времени из неё выделяются науки о природе и науки об обществе и человеке (этика, эстетика, логика, психология, социология и др.).
За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоятельно: онтология, антропология, социальная философия, гносеология, методология, аксиология.
Таблица 1 – Сопоставление разделов философии с предметом изучения.
Основные разделы философии | Изучают | Сферы реальности |
Онтология | Природа, мир в целом | |
Социальная философия | Общество | |
Антропология | Человек | |
Гносеология Методология Аксиология | Духовные процессы: - познание; - философские и научные методы; - материальные и духовные. |
Из схемы следует: онтология (гр. ontos – сущность, бытие; logos – учение) – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принципах организации; социальная философия – учение об обществе как самоорганизующейся системе, его структуре и социальной динамике; антропология – (rp. antropos – человек, logos – учение) учение о человеке, его сущности, деятельности, соотношении общества и личности; гносеология (гр. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании, его способах и фор мах, об истине и её критериях; методология (гр. methodos - путь исследования, logos – учение) – учение о философских и научных методах исследования; аксиология (гр. axios – ценность, logos – учение) – учение о ценностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих интересы, потребности и мотивы его деятельности.
Социокультурный статус философии, то есть её роль и место в жизни общества определяется социальными функциями, которые она выполняет. Философия не является «знанием ради знания», она преобразует сознание человека, его взгляды и отношения к миру, а через сознание воздействует на деятельность. Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить», и «правильно делать», а Гегель на вопрос «чему служит философия?» отвечает, что она освобождает от невежества и необходима для жизни подлинно человеческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «высокого духа», мышления.
Выделим важнейшие функции философии.
1 Мировоззренческая функция. Философия способствует систематизации знаний человека о мире, помогает понять мир в его целостности и единстве. Она вырабатывает наиболее общие идеи и представления, на которых базируется культура общества. Среди них важное место занимают философские понятия (категории) – бытие, материя, сознание, свойство, отношение, предмет, причина – следствие, случайность – необходимость, система – структура – элемент и многие другие. Эти понятия используются в любой сфере деятельности, без них невозможно ни научное исследование, ни простая человеческая разумность. Их можно назвать Предельными основаниями, универсальными формами культуры.
Помимо функции экспликации «универсалий» философия берет на себя задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта. Выдвигая обобщенные идеи и представления, она способствует разработке научной картины мира, которая формируется с учетом фундаментальных научных открытий, практического опыта, философских идей и предположений.
2 Методологическая функция. На всём протяжении истории философии разрабатывались философские и научные методы исследования. Сократ считал научным методам философствования – обсуждение проблемы посредством раскрытия противоречий в высказываниях собеседника. Декарт выделял «универсальную математику» как всеобщий метод познания, Гегель и К Маркс разрабатывали принципы и законы диалектического метода, современные философы исходят из целесообразности использования разнообразных способов и приемов исследования (от системности и синергетики до бесструктурности, изучения мира как «мозаики» фактов).
Опираясь на научные разработки, философия изучает методологию науки как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это не означает, что она претендует на роль «науки наук». Научная методология необходима в любом исследовании, но ни одна наука не разрабатывает общенаучных методов познания (эксперимент, моделирование, идеализация, формализация, абстрагирование и т. д.), хотя использует их при изучении и обобщении фактического материала.
Разработанная философией методология, будучи универсальной, лежит в основании научного исследования и практической деятельности, не подменяя, а дополняя и обосновывая специфические методы частных наук и социальных действий людей.
3 Гносеологическая функция. Изучая специфику познания, отношение объекта и субъекта, динамику продвижения к истинному знанию, роль чувственного, рационального и иррационального в познании, философии обнаруживает общие закономерности познавательного процесса, которые проявляются в конкретных актах познавательной деятельности. Овладение философской гносеологией помогает осмыслить познавательные способности и возможности человека, сделать процесс приобретения и переработки информации более осознанным и тем самым прививает вкус к абстрактному мышлению и творческому освоению действительности. В этом смысле изучение гносеологии и философии как таковой – «настоящая школа творческого мышления».
4 Аксиологическая функция. Философия помогает человеку в определении жизненных ценностей, системы значимых принципов и идеалов, лежащих в основе деятельности, она способствует решению проблемы смысла жизни, отношения к смерти и т. д. Роль философии в жизненно-значимых поисках человека состоит не в том, что она дает готовые рецепты, а в том, что, опираясь на мудрость предшествующих поколений, предлагает варианты решения проблем и предостерегает от одностороннего и необдуманного их решения.
5 Критическая функция. Поиск решения философских вопросов сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, стереотипов, препятствующих истинному знанию. Философия учит критичности мышления. Первое её условие – ничего не принимать на веру, она расшатывает догмы и устаревшие взгляды.
Ф. Бэкон писал, что во все века философия встречала на своём пути «докучливых и тягостных» противников: суеверие, слепая религиозная вера, субъективизм, неточность языка, логические погрешности и др. В основе этих заблуждений разума («призраков») лежит вечный враг живого интеллекта – укоренившаяся привычка мыслить догматически, приверженность абсолютным истинам, с которыми согласовывается всё новое. Современный философ Ж. Делез отмечает: критика – «образ жизни философа, потому что он намеренно стремится использовать форму критики, как молот».
Однако философская критика диалектична: она предполагает не только отрицание устаревших идей и ценностей, но и усвоение позитивного опыта предшествующей культуры. Она производит своеобразную «селекцию», аккумуляцию позитивных элементов культуры с целью передачи последующим поколениям.
6 Воспитательная функция. Философия формирует человека как индивидуальность, личность. Она раскрывает ему богатство духовного мира и нацеливает на самосовершенствование. Она способствует развитию творческого потенциала, критичности, рефлексии, учит человека размышлять о себе самом и внешнем мире, воспитывает в человеке свободу и неустрашимость духа. Благодаря философии «человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев» [10, с. 4].