Проблема соотношения разума и веры

К XII веку сложилось несколько точек зрения на соотношение веры и разума, все они не удовлетворяли церковь. Дадим три точки зрения.

Рационалистическая (от ratio, т.е. разум). Представитель Абеляр (1079-1143). Согласно этой точке зрения, все положения веры должны быть подвергнуты экзамену разума, и то, что не согласуется с разумом, должно быть отброшено.

Теория двойственной истины, Авероэс (1126-1198). Вера и наука имеют разные области познания; область первой Божественное откровение, область второй - природа. Таким образом, у каждого своя истина. Противоречия между верой и наукой возникают, когда они начинают вторгаться не в свою область, т.е. когда вера начинает судить о природе, а наука о религиозных положениях. Эта позиция позволяла освобождать науку и философию от контроля церкви.

Полное отрицание ценности науки и разума. Представители - Тертуллиан (примерно 160-220) и Петр Дамиани (1007-1072). Разум противоречит вере, так как он греховен и несовершенен, поэтому положения веры ему представляются абсурдными. Но эта абсурдность для разума и означает истинность положений веры. Не нужна какая-то особая богословская наука, основанная на разумных основаниях, в Евангелии уже присутствует вся истина.

Эта точка зрения тоже не удовлетворяла церковь, так как получалось, что сама церковь как посредник между верующими и Богом не нужна, в Евангелии уже все есть, и каждый верующий сам может во всем разобраться.

Решение вопроса о вере и разуме было поручено Фоме Аквинскому (родился в 1225 или 1226 году и умер 7 марта 1274 года), который вполне удовлетворительно справился с этой задачей. Основные идеи Аквината и влияние на него Аристотеля представлены в приведенной ниже таблице:

Проблема соотношения разума и веры - student2.ru

Согласно Фоме, разум, т.е. наука и философия, выполняет лишь служебные и вспомогательные функции по отношению к богословию, на разум можно опираться для лучшего разъяснения положений веры, чтобы облегчить слабому человеческому уму их понимание. Так, Иисус переходил на язык притч, когда объяснял свои истины простому народу. Если же положения веры и науки противоречат друг другу, это знак того, что наука ошибается в своих рассуждениях.

Далее Фома разделил все положения веры на два вида. Первые положения разумно постижимы и могут быть строго доказаны. Это - существование Бога, его единство, бессмертие души. Вторые положения рационально непостижимы, потому что они сверхразумны, не могут быть доказаны, но тем не менее они истинны. Это положения о сотворении мира из ничего, о первородном грехе (согласно которому грех Адама передается всем поколениям, несмотря на то, что душа только что родившегося человека чиста и безгрешна), о непорочном зачатии девы Марии, которая, родив младенца, все же осталась девой, о Троичности Бога и др.

Философия Фомы лежит в основе современного католицизма, она носит название томизма (фомизма) по имени ее создателя.

Среди других характеристик средневекового мышления можно выделить следующие:

1. Теоцентризм - принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Теоцентризм наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо, пребывающее вне мира, свободно творящее мир и заботящееся о нем.

2. Креационизм – концепция творения сущего из ничто волей Божьей.

3. Символизм – как обобщающая смысловая интерпретация реальности в рамках сотворения мира Богом, которая заключается в намерении объяснить, каким образом божественная сущность реализуется в конкретных предметах и существах (София как чаша, крест = Христос)

4. Средневековый антропоцентризм. С одной стороны, человек понимается как образ и подобие Бога в своей целостности, которая считается ущербной в связи с соединением внутреннего и божественного и внешнего и тварного. С другой, - человек как подобие Бога, качества которого равны божественным и способны развиться как по восходящей, так и по нисходящей линиям.

Провиденциализм – концепция представления существования мира как целевого процесса, обеспеченного присутствием божьей благодати. Возникает концепция «линейной христианской истории».

Таким образом, средневековая философия предложила проект осмысления мира, воспринимаемого как божественное творение. В этом она опиралась как на наследие античных философов, так и на христианское (или исламское, иудейское) Священное Писание. Знакомство со средневековой философией сегодня очень актуально, поскольку острыми становятся проблемы соотношения светского и религиозного понимания мира, человека, ценностей, часто вытекающего в конфликты.

Наши рекомендации