Основной вопрос философии
Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы.
Мировоззрение– система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист);
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Основные исторические типы мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества.
Религиозное мировоззрение— это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии.
Предмет философии и структура философского знания.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общая структура предмета философии:
1. онтология (учение о бытии);
2. гносеология (учение о познании);
3. диалектика — учение о развитии
4.аксиология (теория ценностей);
5.герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
-сущность бытия; происхождение бытия;
-материя (субстанция), ее формы;
-сознание, его происхождение и природа;
-человек, его сущность и существование;
- общество и человек;
- природа и общество;
-материально-экономическая сфера жизни общества;
-общественно-экономические формации, цивилизации; и др.
Структура философского знания:
В первые столетия философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией»; его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»;
Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии.
Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.
Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: 1) во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, 2) во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
1.Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм.
Если в основу кладется материя, то это - материализм, течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным – сознание, которое производно от материи.
Если в основу мира кладется сознание, то это - идеализм, течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.
Идеализм в свою очередь делится на две формы:
-субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта
-объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.
2.Дуалистический подход – отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.
Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию.
ВТОРАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие – не допускает (агностицизм).