Проблемы материализма и идеализма в философии

Деление на материализм(М) и идеализм(И) существовало с самого начала развития Ф.Нем.философ Лейбниц называл Эпикура сам.крупным материалистом,а Платона-самым крупн.идеалистом.Нем.философ Шлегель к.18-н.19вв. дал классич.определение обоих направлений:»М.-все объясняет из материи,принимает материю как нечто первое,изначальное,как источник всей вещей. И. все выводит из одного духа,объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». ==Выделяют различн.формы материализма:.1)М. Древнего Востока и Др.Греции-это первоначальн.форма М., в рамках которой предметы и окруж.мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальн.образований и элементов (Фалес,Демокрит,Гераклит, Левкипп,др.). 2)Метафизич.(механистический)М. Нового времени в Европе - в основе лежит изучение природы. Но все многообразие ее свойств и отн-й сводится к механической форме движения материи (Галилей,Бэкон,Локк,Ламетри, Гельвеций,др.).3)Диалектич.М.-органическое единство материализма и диалектики (Маркс, Энгельс,др.).4)Последовательный М. - в его рамках принцип М.распространяется на природу и общество(марксизм). 5)Непоследовательный М.-отсутствует материалистическое понимание общества и истории(Фейербах).Спец.формой непосл.М.явл-ся деизм, представители которого признавали бога, но принижали его функции,сводя их к творению материи и сообщению ей первоначал.импульса движения(Бэкон,Франклин, Ломоносов,др.).6)Научн.и вульгарн.М.сводит идеальное к материальному,сознание отождествляет с материей(Фохт, Молешотт,Бюхнер).==ФормыИ.:1)Объективный И.провозгла-шает независимость идеи,бога,духа,вообще идеального начала,не только от материи,но и от сознания человека(Платон, Гегель, Ф.Аквинский).2)Субъективный И. утверждает зависимость внешн.мира, его свойств и отношений от сознания человека (Беркли).==Взаимодействие М.и И. В истории Ф. имело место противостояние М. и И.(античный период,«воинствующий И.» Беркли, ленинский «воинствующий М.»).Примером сопряжения М. и И.служит позиция деизма,к которой примыкали не только материалисты Бэкон,Локк, но и идеалист Лейбниц,и дуалист Декарт.Единство М.и И. и в решении вопроса о познаваемости мира.Скептики и агностики были в лагере как М.(Демокрит),так и И.(Кант),а принцип познаваемости мира отстаивался материалистами (марксизм)и идеалистами (Гегель).

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Фил.метод есть система наиболее общих приемов теоретич. и практич.освоения действительности,а также способ построения и обоснования системы самого фил.знания.Фил.метод задает общие принципы исследования.Бэкон сравнивал его с факелом, освещающим путь.Плюрализму фил.концепций соответствует плюрализм методов:материализм,идеализм, диалектика, метафизика, сенсуализм, рационализм,иррационализм,др. Общее,что им свойственно - теоретич.мышление,выраженное в фил.категориях,принципах и законах.==Диалектика-учение о наиболее общих закономерностях и принципах развития бытия и познания,это общий метод освоения действительности.Но такое понимание было не всегда. В античности была хар-на наивная Д. Создателем объективн.Д.явл-ся Гераклит.Обращает внимание на постоян.движение и изменение мира,на взаимн.переход противо-положностей в нем,т.е.на диалектику вещей.Сократ и Платон под Д.понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины.→субъективная Д.Таким образом, Д. в принципе совместима как с материализмом (материалистич.Д.(Маркс,Энгельс)),так и с идеализмом (идеалистич.Д.(Гегель)).Гл.идея диалектики Гегеля-идея взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей,или тема противоречия. В материалист.Д.суть изменений в обществе и природе м.б.описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов Д.: закона взаимоперехода колич.и кач.изменений;закона единства и б-бы противоположностей; з.отрицания отрицания.= Д.развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.Особенность М.-тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира,стремление к абсолютиза-ции и изолирован.рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия.Этот метод хар-ен,что рассматривает пред-меты и процессы по 1 принципу:либо да,либо нет;либо белое,либо черное;либо друг, либо враг,т.д. При рассмотрении движения М. тяготеет к сведению многообразных его форм к к-л одной, причем чаще - высшей формы движения материи к низшей (редукцио-низм).Например:для материализма Нов.времени хар-но сведение различн.форм движения материи к механической→механистич. мат-м,который есть проявление метафизического материализма. ===Но метафизика выступает как отражение опр.уровня научного познания мира.Нельзя познать не разъединяя,не расчленяя целого на его составн.части.Также нельзя обойтись в познании без огрубления,упрощения. Просто нельзя абсолютизировать покой, также как нельзя абсолютизировать движение.

Наши рекомендации