Рождение наук и философии
Греческая мысль показала, что философия одновременно является и самобытным начинанием, и дисциплиной, порожденной возникновением наук, находящейся с ними в тесной связи. Посмотрим, что об этом начале говорил Аристотель: ведь, как заявляет в "Лекциях по истории философии" Гегель, "по отношению к греческой философии мы не можем сделать ничего лучшего, как изучить первую книгу его "Метафизики"'.
а) Практическое знание
"Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих"2. Может показаться, что "Метафизика" начинается с банального положения. Но это первое положение не простая банальность, рассчитанная на всеобщее согласие ввиду своей простоты. Оно говорит о том, что первоисточник философии находится в чисто человеческой манере наслаждаться чувствами. В самом деле,
1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии // Соч. М., 1934. Т. IX. С. 150.
2 Аристотель. Метафизика. I 1, 980 а 22—24 // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 65.
ощущение — это та форма познания, которая, можно сказать, дана "от природы", ибо присуща и животным1. Но для них ощущения связаны с непосредственной пользой, в то время как для человека они могут быть предметом незаинтересованного наслаждения, которое можно назвать "эстетическим". Этимологически слово "эстетический" означает "чувственный" или "чувствительный", но это чувствительность к красоте, что отличается от простой чувственности и полезного восприятия. Эстетическое удовольствие, которое доставляется ощущением, — это уже не животное чувство, а нечто относящееся к сфере культуры и содержащее отдаленное предвестие искусства и науки.
Однако на первых порах этот набросок, развиваясь с помощью памяти, выражается главным образом в практических достижениях эмпирического знания. В самом деле, память — это хранилище чувственных впечатлений, и "появляется опыт у людей благодаря памяти"2. Подобное понимание формирования эмпирического знания само по себе является эмпиричным, поскольку при этом к опыту не добавляется ничего внешнего для его конституирования: опыт просто складывается из непроизвольных ассоциаций памяти, законы которых впервые сформулировал Аристотель3. Даже животные к "опыту причастны"4, потому что опыт предполагает лишь чувственность и память. А это, между прочим, показывает, что опыт — не та форма сознания, которая возвышает нас над высшими животными:
Люди, поскольку последовательность их восприятий определяется только памятью, действуют как неразумные животные, уподобляясь врачам-эмпирикам, обладающим только практическими сведениями, без теоретических; и в трех четвертях наших поступков мы бываем только эмпириками'.
'См.: Аристотель. Метафизика. I 1. 980 а 22—28 // Соч. Т. 1. С. 65.
2 Там же. 980 b 29.
3 Aristote, De Метопа.
4 Аристотель. Метафизика. I 1, 980 b 27 // Соч. Т. 1.С. 65.
5Лейбниц Г. В. Монадология. 28 // Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 417—418.
Действительно, эмпирическое знание имеет лишь практическое значение и не выходит на уровень теории.
Из этого, однако, вытекает его связь с такой высшей формой деятельности, как искусство, которое кажется результатом накопления и обобщения опыта:
Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы6.
В качестве примера искусства Аристотель берет медицину и показывает, в каком смысле надо понимать сам термин "искусство". Разумеется, здесь имеется в виду не современное значение этого слова, указывающее на способность создавать красивые вещи, а самый древний и общий смысл, который обозначает форму производства в ремесленной цивилизации. Речь идет о смысле, который нам нелегко понять, так как современная техническая цивилизация изменяла смысл слова "искусство" по мере того, как ликвидировала саму соответствующую форму деятельности. Старое значение сохранилось лишь как пережиток в речи, когда мы по привычке говорим: "медицинское искусство", "свободные искусства", "искусства и ремесла". Но если для нас данный термин двусмыслен, то аристотелевский анализ этой формы деятельности предельно точен. Он характеризует практику того времени и показывает, посредством чего из опыта выделилась наука.
Ь) От практики к теории
Аристотелевская эпоха демонстрирует непрерывный ряд форм деятельности, которые нелегко отделить друг от друга. Очень древние формы практической деятельности, упорядоченные в ремесленном разделении труда, порождают в это время первые зачатки научного знания. Теоретическая мысль в эту эпоху формируется как продолжение практической деятельности, первое выделение и само наименование наук связаны с ее стихийным разделением, так что "наука и искусство возникают у людей через опыт"7. Даже термины, которыми
6 Аристотель. Метафизика. I 1, 981 а 5—7 // Соч. Т. 1. С. 66.
7 Там же. 981 а 1 -2. С. 65.
обозначали науки и искусства, показывают их смешение. Так, "геометрия" есть искусство измерения земли, или межевание, "логистика" (платоновское наименование современной арифметики) — искусство счета, использовавшееся купцами, "диалектика" — искусство ведения беседы при помощи вопросов и ответов, "эристика" — искусство спора и т. д.
Именно практический аспект различных искусств был главной причиной подобного смешения, крепко связывавшего искусство с их эмпирическими источниками:
В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта1.
Действительно, опытное знание не только "дает душам род связи по последовательности, которая походит на разум"2, но и для практической деятельности неосознанные инстинктивные ассоциации опыта оказываются более эффективными, чем ясное знание слишком общих истин:
Вот почему некоторые, не будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если, зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется [здоровья] тот, кто знает, что (постное и) полезное для здоровья [мясо] птиц3.
Знание о том, что куриное мясо легко усваивается, — это истина, случайно и непреднамеренно полученная из опыта, но позволяющая действовать с пользой для здоровья, что было бы невозможно, если придерживаться лишь общего представления о необходимости легкой пищи в период выздоровления. Аристотель смог, таким образом, показать, что во всяком искусстве должна непременно содержаться доля опытного знания:
Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство — знание об-
1 Аристотель. Метафизика. I 1, 981 а 12—15 //Соч. Т. 1.С. 66.
2 Лейбниц Г. В. Монадология. 26 // Соч. Т. 1. С. 417.
3 Аристотель. Никомахова этика. VI 8, 1141 b 17—21 // Соч. Т. 4. С. 180.
щего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, — для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении...4
Здесь с полным основанием подчеркивается, что связь общего правила с частным случаем всего лишь "случайная". В самом деле, случайно то, что не является необходимым, или то, что не может быть обосновано необходимыми доводами. То, что для врача нет болезни вообще, а есть только больные, нет человека, а есть только индивиды, означает, что в медицине невозможно объяснить дедуктивными средствами конкретные формы, которые принимает болезнь у разных индивидов. В медицине всегда существует более или менее серьезный разрыв между общей идеей человека или идеей болезни, как их определяет биология, и конкретным больным, а также тем, как его лечит врач. Это довод в пользу того, что медицина не совсем наука, а скорее искусство, и она не может руководствоваться лишь общими научно обоснованными идеями. Разрыв, отделяющий общую истину от реальности, в которой осуществляется действие, она должна заполнить опытным знанием, в той или иной степени не поддающимся формулировке. Вот почему медицинское образование всегда включает клиническую подготовку, во время которой будущему врачу для накопления опыта демонстрируют больных.
Тем не менее не стоит делать вывод, будто искусство — это простой опыт: "Мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту"5. Например, мы считаем, что врач, как человек искусства, в конце концов более компетентен, чем знахарь, как простой практик. Это происходит потому, что искусство содержит определенное представление об основаниях своих действий, в то время как прак-
4 Аристотель. Метафизика. I 1, 981 а 15—23 // Соч. Т. 1. С. 66.
5 Там же. 981 а 24—25.
гики ограничиваются знанием того, что нужно делать:
...Первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают "что", но не знают "почему"; владеющие же искусством знают "почему", т. е. знают причину1.
Знание оснований эффективных действий — гарантия более высокой эффективности: "Ибо владеющие искусством способны научить"2. Поэтому образование должно включать в себя объяснение и рассуждение, в то время как практическое знание передается с помощью внушения и подражания (так, например, передается опыт знахарей). "А потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт"3. Искусство содержит научный элемент в той мере, в какой оно содержит элемент обобщения и рассуждения в познании оснований и причин деятельности. Поэтому нельзя сказать, что наука и искусство совпадают с опытом, — просто "наука и искусство возникают у людей через опыт"4. Опытное знание, следовательно, выступает как исторический источник всякого знания, в то время как искусство обеспечивает связь и переход от простой эмпирической эффективности к научному знанию.
с) Переход к науке и философии
Аристотель в "Метафизике" не рассматривает различие между искусством и наукой, но ссылается5 на "Никомахову этику"6. В ней же искусство в общем определено как владение средствами ремесленного производства:
Всякое искусство имеет дело с возникновением, и быть искусным — значит разуметь, как возникает нечто из вещей, могущих быть и не быть7.
Ута формулировка предполагает определение, которое дал творчеству Платон: "Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами"8. Слово "творчество" действительно этимологически обозначает в греческом языке акт "делания". А делание существенным образом состоит в производстве того, чего не существует, то есть в творении. Если же искусство определяется как творчество, то оно обращено на то, что может или существовать, или не существовать, то есть на то, что само по себе случайно. Именно в этом оно противостоит науке, потому что "известное нам по науке не может быть и таким и ина-ким"9. Математическая истина, например, не поддается изменению. Поэтому наука есть знание о том, что "существует с необходимостью"10, если, в противовес случайному, необходимое — это то, чему "необходимо быть именно так"".
Из этого определения вытекает, что "необходимое не может быть подвластно нашим действиям"12. Таким образом, необходимое становится предметом чисто умозрительной, созерцательной деятельности, и отличие науки от искусства сводится к отличию "созерцательности" от "действия", или, по-гречески, "теории" от "практики". Поэтому исторически наука могла появиться лишь тогда, "когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие"13. Таким образом, условием появления науки было достаточное развитие производительных сил в эмпирической деятельности и в искусстве, которые, следовательно, предшествовали науке не только по содержанию, как формы знания, но и как практические силы. Итак, наука — это результат победы над материальной необходи-
'Аристотель. Метафизика. I 1, 981 а 28—30 // Соч. Т. 1. С. 66.
2 Там же. 981 b 9. С. 67.
'Там же. 981 b 8. С. 66—67.
4 Там же. 981 а 2—3. С. 65.
'Там же. 981 b 25—26. С. 68.
'См.: Аристотель. Никомахова этика. VI Зи4//Соч. Т. 4. С. 174—176.
7Там же. VI 4, 1140 а 11—13. С. 176.
8 Платон. Пир. 205 с // Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 2. С. 135.
9 Аристотель. Никомахова этика. VI 3, 1139 b 20—21 // Соч. Т. 4. С. 175.
10Там же. 22—23.
"Аристотель. Метафизика. V 5, 1015 а 34 // Соч. Т. 1. С. 151.
12 Aristote. Rhetorique a Alexandre. 1422 а 19.
13 Аристотель. Метафизика. I 1, 982 b 22—23 // Соч. Т. 1. С. 69.
мостью, доказательство превосходства и свободы, и для ее развития первым условием должно быть наличие досуга, как отмечал уже Платон в "Теэтете"1. "Поэтому математические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там было предоставлено жрецам время для досуга"2. Конечно, состояние египетской математики, очень близкое к простому набору истин, случайно открытых в ходе практической деятельности, заслуживает лишь названия "искусство", но в искусстве уже обнаруживается тенденция к научности, вследствие которой по сравнению с просто опытными людьми (simple empirique) люди искусства воспринимаются как более сведущие "не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины"3. Человек искусства отличается от просто опытного человека знанием причин и оснований, но он остается практиком и не доходит до созерцания необходимого, которое по-настоящему достигается лишь в научном знании.
Но за научным знанием проглядывает еще знание философское. Дело в том, что науки исторически возникли как результат раздробления практического знания и разделения труда в искусствах. В различиях их предметов и методов сохранилось нечто от той раздробленности и случайности, которые связаны с их происхождением. Поэтому им можно противопоставить высшее единство знания в философии. Действительно, "эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук"4 — так же, "как, например, науки математические"5. Весьма распространено мнение, что такая наука, как математика, может увенчать знание и заменить философию, и уже в эпоху Аристотеля "математика стала для нынешних [мудрецов] философией"6. Это не могло удовлетворить Аристотеля, который тонко чувствовал различие предметов наук, их методов и требовал "точ-
'См.: Платон. Теэтет. 172 с—173 с // Соч. Т. 2. С. 266-267.
2 Аристотель. Метафизика. I 1, 981 b 23—25 //Соч. Т. 1. С. 67.
3 Там же. 981 b 5—6. С. 66.
4Там же. VI 1, 1003 а 22-23. С. 119.
5 Там же. 1003 а 25—26.
"Там же. I 9, 992 а 32—33. С. 90.
ности для каждого рода [предметов] в той степени, в какой это допускает природа предмета"7. А математическое доказательство не имеет универсального применения8 и потому не способно достичь объединения знания. Последнее необходимо искать вне всех частных наук — в той "первой науке"9, под которой Аристотель понимал философию. Термин "первая наука" не однозначен, поскольку философия, завершая научный поиск, находится в конце исторического развития знания и, следовательно, появляется последней, в то время как чувственное и историческое знание образуются первыми. Этот порядок очередности, порядок исторического развития человеческого знания, не совпадает с рациональным порядком научных и философских обоснований. Процесс доказательства или обоснования состоит в отсылке к истинам более высокого порядка, с тем чтобы показать, что чувственные и опытные истины от них зависимы. Но если истины, от которых зависит доказательство, открылись последними в ходе исторического развития знания, то с них же необходимо начинать любое рассуждение, показывающее, как истины естественно следуют одна из другой. Тому, что является "первым для нас", противостоит то, что "естественно первое". Таким образом, сова — птица Минервы — это истинный символ мысли, поскольку "действительно, каков дневной свет для летучих мышей, таково для разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего"10. Смысл такого сравнения достаточно ясен: оно означает, что философское знание не естественно для человеческого разума.
Проблема первой науки
История греческой философии показывает, с каким трудом было выработано первое определение философии. Греки на-
7 Аристотель. Никомахова этика. I 1, 1094 b 24—25 // Соч. Т. 4. С. 56.
8 См. там же. 1094 b 26—27. 'См., например: Аристотель. Метафизика. VI 1, 1026 а 14—32 // Соч. Т. 1. С. 181—182 (и в ряде других мест).
10 Там же. II 1, 993 b 9—11. С. 94.
звали "софией" высшую форму знания, которую ищет философия. Но, как свидетельствует история, они отождествляли ее поочередно с каждым из уровней знания, которые различал Аристотель. В этом смысле он "столь же философичен, сколь и учен"1, ибо каждый уровень знания, выделяемый абстрактным размышлением, соответствует какому-либо историческому моменту развития греческой мысли. Но недостаточно перечислить и связать этапы: надо также продемонстрировать на деле вечное критическое требование, в соответствии с которым, показывая раз за разом, как недостаточно достоверно то, чем удовлетворялись сначала, необходимо безостановочно отодвигать все дальше идеал знания. Со времени диалогов Платона этот критический инстинкт основателя философии навечно связан с фигурой Сократа.
а) Поиски "софии"
В таких диалогах, как "Теэтет", прежде всего критикуются сенсуалистские и эмпи-ристские тезисы (исторически плохо очерченные современной критикой), которые ограничивают развитие знания чувственным познанием. Сократовская критика показывает, насколько чувственная достоверность противоречива, будучи переменчивой во времени и зависимой от различных условий. Так, качества, казавшиеся принадлежащими самим предметам, могут им приписываться чувствующим субъектом в зависимости от изменений его внутреннего состояния (одно и то же вино может казаться сладким здоровому человеку и горьким больному) и в зависимости от последовательности восприятий (одна и та же вода кажется холодной руке, которую только что вынули из горячей воды, и теплой для той, которую вынули из ледяной). Любое чувственное познание колеблется между противоположностями (большое и маленькое, горячее и холодное, твердое и мягкое, сладкое и горькое), не имея возможности остановиться на чем-то определенном2. То, что чувственное познание не
1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1.4. 1. Гл. 1 // Соч. Т. IX. С. 150.
2 См.: Платон. Теэтет. 151 d—186 е // Соч. Т. 2. С. 237—284.
дает четкого критерия для определения вещей, это истина, которая, как может показаться современному читателю, обосновывается в диалогах Платона чересчур и даже по-детски тщательно и демонстративно. Но препятствия, на которые наталкивается любая новая наука при определении четких критериев, показывают, к каким сложностям ведет неопределенность эмпирического и чувственного познания. Так, в работе "О частях животных" биологический гений Аристотеля обнаруживает свою беспомощность перед проблемой определения температуры животных. Поскольку термометра в то время еще не изобрели, он определял ее, как и врачи школы Гиппократа, исключительно прикосновением рук, что давало лишь смутные, приблизительные оценки. Итак, можно допустить, что методичная и кропотливая критика непосредственных чувственных данных необходима для становления наук.
Благодаря накоплению эмпирических знаний, их продуманной систематизации, использованию измерения, подсчета и взвешивания, которые противостоят колебаниям и неопределенности чувственных данных3, то, что мы ранее назвали "искусством", поднимается над расплывчатыми чувственными впечатлениями, достигая ясности и точности. Вот почему у греков такой уровень знания часто назывался "софией", то есть мудростью, или ученостью:
Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета — мудрым ваятелем статуй4.
Из такого языкового обычая и такой интерпретации "софии — мудрости" и возникло в досократовский период употребление термина "софист" в смысле "ученого". До Платона и в его первых диалогах термин "софист" обозначал "обладателя мудрости" и не имел отрицательного смысла, в противоположность термину "философ", который мог обозначать "желающего знать", по той простой причине, что он чего-то не знает. Софисты — непосред-
3См.: Платон. Государство. X 602 d // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 431.
4 Аристотель. Никомахова этика. VI 7, 1141 а 9—12 // Соч. Т. 4. С. 178.
ственные предшественники и современники Сократа — фактически владели той формой знания, которую мы описали в анализе искусства. Одни, такие, как Гиппий, занимались чем-то вроде политехнического обучения. Платон1 представляет нам его наивно гордым тем, что все надетое на нем сделано его руками: кольцо, печать, скребница, графинчик для масла, обувь, плащ, туника и даже "знак высокой мудрости" — "поясок для хитона, хотя такие пояса обычно носят богатые персы"2, но, кроме того, как автора поэм и произведений в прозе самых различных жанров, изобретателя мнемотехнического приема, астронома, математика и грамматика. Другие, такие, как Протагор или Горгий, преподавали основные искусства греческой демократии: искусство спора ("эристику") и публичной речи ("риторику"). В любом случае все они находились на уровне искусства, то есть на уровне первой систематизации практики, включающей начала теоретической рефлексии и возможность преподавания. Критика Сократом и Платоном искус-ства вообще, которая не щадит ни Гомера ни трагиков3, затрагивает также и софистов.
Эта критика прежде всего направлена против утилитарных аспектов искусств. Уже второе поколение софистов, поколение Протагора и Горгия, высмеивало Гиппия за то, что он занимался ручными искусствами и ремеслами. Софисты тем самым отдавали дань предубеждению против ручного труда как труда рабского, которое все больше распространялось в греческих городах одновременно с развитием рабства. Но Сократ и Платон направили свои обвинения против самой риторики и эристики". Софисты понимали их лишь как инструменты политического превосходства, делая из них не свободные дисциплины, а утилитарные. А единственная свободная форма культуры это та, которая учит доходить до
'См.: Платон. Гиппий меньший. 368 be; Гиппий больший. 285 b // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 209, 391.
2 Платон. Гиппий меньший. 368 с. Греки восхищались уровнем технического развития, который был достигнут персами и египтянами.
3См. наст. изд. Гл. 1. С. 18.
4См., в частности: Платон. Горгий; Теэтет.
сути проблем, не ограничиваясь скудным прагматическим знанием, достаточным для решения задач повседневной жизни.
Итак, платоновская критика не является лишь аристократическим предубеждением против утилитарности. Она вскрывает существенную ограниченность искусства, основанного на простом обобщении практических успехов опытного знания. Такому искусству не хватает теоретической строгости, вследствие чего оно неспособно пойти дальше повторения заученных рецептов. А надо идти дальше эристики и риторики софистов, являющихся лишь искусствами, с тем чтобы создать науку рассуждения или политики, и надо идти дальше любых утилитарных занятий, чтобы дойти до наук, на которые первые лишь отдаленно походят. Так, надо:
...обратиться к искусству счета, причем заниматься им они должны будут не как попало, а до тех пор, пока не придут с помощью самого мышления к созерцанию природы чисел — не ради купли-продажи, о чем заботятся купцы и торговцы5.
При этом, согласно различию, которое за Платоном повторит Аристотель, должен совершиться переход от плана "производства", или "становления", который относится к искусству, к плану "истины", или "бытия", который относится к науке. Однако Платон доводит это различие до противоположности следующего рода: если сфера науки — это сфера бытия и истины, то сфера искусства может выступать лишь как сфера заблуждения и притворства. Тем самым из истинности исключается все, что связано с умением, а не со знанием в собственном смысле этого слова. Такова основа платоновской аргументации против искусств, которые "либо имеют отношение к человеческим мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание [вещей] или же целиком на поддержание того, что растет и сочетается"6. Это замечание имеет в виду практические искусства, имеющие дело с изготовлением и использованием предметов (в ремесленном производстве) или производством естест-
5 Платон. Государство. VII 525 с // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 335.
"Там же. 533 Ь. С. 344—345.
венных благ (в земледелии); но оно также имеет в виду музыкальное, поэтическое, изобразительное искусство и "великое искусство" риторики, в котором одерживали свои победы софисты.
Такое осуждение искусств может удивить и даже шокировать, поскольку оно затрагивает без разбора и некоторые важнейшие достижения греческого гения. Однако оно может представиться обоснованным, если учесть, что уровень производства ремесленной цивилизации имеет свою степень совершенства, которой она удовлетворяется и далее которой она может прогрессировать лишь в отдельных ограниченных случаях. Искусство, в самом общем смысле слова, может лишь систематизировать с помощью рефлексии достижения опытного знания. Но оно не может дойти до четкой формулировки общих правил и универсальных основ, которые доступны лишь науке. Современная цивилизация смогла найти в прикладной науке возможность решительного рыв-ка в области практической и производственной эффективности, лишь совершив тысячелетний обходный маневр через сферу чистой мысли. Можно только восхищаться проницательностью сократовского и платоновского разума, узревшего недостатки греческого искусства, хотя оно только что проявило себя в своем полном блеске.
Однако здесь появляется возможность нового смешения -- отождествления философии с научным знанием. Это смешение имеет место во всей досократовской мысли, с того момента как Пифагор, если верить преданию, изобрел философию и дал ей имя. "Философия" вначале обозначает скорее "желание знать", которое проявляется в формировании первых наук, опиравшихся на чисто эмпирические знания Египта и Востока. Именно в этом смысле Евдем в одном знаменитом тексте определил вклад Пифагора в математическую науку:
Пифагор преобразовал философию, придав ей свободную форму культуры, возвысившись до поиска ее начал и обосновав теоремы при помощи мысли'.
' Eudeme. Fgt. 84. Cite par Proelus in Eucl. 65. II Friedl.
"Теорема" самим своим названием демонстрирует теоретическую сторону математической мысли. Таким образом, философия предстает как внутренне присущая самому процессу построения математики, происходящему путем поиска знания, которое отворачивается от чувственной реальности и действует с помощью доказательств, исходя из определенных начал. В качестве поиска принципов и оснований научного знания подход Пифагора можно считать философским. Однако его самого еще нельзя назвать философом, поскольку он не занимался философией как дисциплиной, отдельной от науки. Так же обстоит дело и со всеми мыслителями-досократиками — математиками, астрономами, физиками, биологами, логиками. Философия тут еще не является занятием, которое можно было бы законно отделить от научной работы, чье развитие оставалось недостаточным для того, чтобы такое отделение стало возможным. Из этого следует всеобщая путаница в понятиях, так что подлинное формирование философии как независимой формы знания может быть признано, учитывая их критику научного знания, лишь делом рук Сократа и Платона.
h) Критика наук
Исторически наука формируется на базе достижений опытного знания искусств, сохраняя в своих методах и результатах нечто от своих источников. Так, современные Платону науки, и в частности математика, включают важный операциональный элемент, унаследованный от искусств. Конечно, геометрия и арифметика ищут принципы, позволяющие обосновывать теоремы путем простого рассуждения. Но чертеж и "рассмотрение фигур"2 занимают в них существенное место, так же, как это будет и два века спустя, когда Евклид изложит в систематическом виде результаты всех этих подготовительных работ. С точки же зрения платоновской критики этот опе-
2 См.: Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Ч. 2 // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 260.
рациональный фактор относится еще к искусству и вносит в научную работу элемент, противоречащий требованиям мысли в ходе доказательства:
Они выражаются как-то очень забавно и принужденно. Словно они заняты практическим делом и имеют в виду интересы этого дела, они употребляют выражения "посмотрим" четырехугольник, "проведем" линию, "произведем наложение" и так далее: все это так и сыплется из их уст. А между тем все это наука, которой занимаются ради познания1.
Устранение операционального аспекта из математических наук действительно сообразуется с требованиями их развития. Уже в "Началах" Евклида замечается поиск чисто рационального доказательства, недоверие к чувственной интуиции и наглядной операции. Но платоновское требование чистой науки, превосходя уровень, достигнутый греческой математикой, предвосхищает требование полной абстракции и чисто рационального доказательства, существующее в современной аксиоматике.
Поиск доказательного рассуждения приводит платоновскую философию к критике как недостаточного такого научного доказательства, которое вынуждено предполагать свои основные положения:
...Те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих положений, они разбирают уже все остальное и последовательно доводят до конца то, что было предметом их рассмотрения2.
Таким действительно был подход математиков в эпоху Платона. Наука занималась отдельными теоремами геометрии и арифметики пифагорейцев, Фалеса и его последователей. Речь идет, как правило, о положениях, замечательных своей очевидностью, но зачастую очевидность является их единственным оправданием. Хорошим примером тому служит чисто интуитивное построение удвоенного квадрата, которое
' Платон. Государство. VII 527 а // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 337.
2Там же. VI 510 cd. С. 318.
Сократ демонстрирует в "Меноне"3. Для этих результатов, полученных случайным и интуитивным путем, математический разум ищет строгое доказательство. С этой целью он сначала обращается к простым понятиям (например, к определениям, на которые намекает Платон), предполагаемым любым сложным положением. Этот первый прием был назван "анализом", или "разложением на простые части", так как он разлагает на составляющие, доходя до самого простого. Второй прием — "синтез", или "сложение" — заключается в том, что математический разум путем дедукции выводит следствия из простых понятий, возвращаясь в конечном итоге — и при этом обосновывая их — к положениям, послужившим отправной точкой анализа. В послеплатоновскую эпоху эти детальные исследования достигнут уже такого уровня, что Евклид в своих "Началах" сможет дать систему исходных понятий математики, представленную в виде определений, обыденных понятий и постулатов, из которых при помощи дедукции выводится целая совокупность положений.
Однако платоновская критика не была преодолена евклидовской систематизацией. В самом деле, математический метод включает фундаментальное противоречие, присущее любому обратному анализу. Оно состоит том, что анализ доходит до оснований, которые, в свою очередь, уже не могут быть обоснованы:
...Ибо очевидно, что для определения первых терминов необходимы предшествующие им разъяснения, равно как для доказательства первых предложений требуются предшествующие...4
Таким образом, в ходе поиска предпосылок приходится останавливаться на некоторых терминах или ограничиться определенными допущениями, далее которых идти нельзя. Первые положения математического рассуждения являются лишь предположениями, или, отдавая дань платоновскому термину, "гипотезами" (что, собственно, и означает "предположения").
3См. наст. изд. Гл. 1. С. 28.
' Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 436.
Под гипотезами не нужно понимать ни произвольные допущения (что не соответствовало бы научной строгости математики), ни предварительные объяснения, нуждающиеся в проверке фактами (что имеет смысл лишь в опытном знании). В соответствии с этимологией слово "гипотеза" означает то, что необходимо поставить вначале, чтобы заложить фундамент здания дедукции. Тем не менее математик, не имея возможности обосновать гипотезы, вынужден их постулировать (то есть просить принять их на веру). Евклид считал возможным свести постулаты к нескольким положениям, основывая в то же время дефиниции и "обыденные понятия" на их очевидности и общем согласии людей. Однако и то и другое, строго говоря, — не доказательства, так что современная аксиоматика вынуждена ставить на одну доску все исходные положения, представляя их как постулаты, обосновать которые — одна из задач современной математики. Поэтому можно считать, что даже самая современная наука не ускользает от критики Платона, адресованной науке его времени: