Противоестественный труд 2 страница
Преимущества такого сокращения очевидны для трудящегося. Что касается капитала, то он поддерживает уровень своей прибыли, повышая производительность труда. Из этого повышения вытекает понижение стоимости необходимых средств существования, так как на производство последних затрачивается меньше рабочего времени, и в результате сокращается стоимость рабочей силы:
Капитал имеет непрерывную склонность и постоянную тенденцию к увеличению "производительной силы труда", с тем чтобы "удешевлять товары" и, следовательно, понижать цену трудящегося".
А наиболее действенным средством увеличения производительности труда является разделение труда. Подобное средство тем более пригодно для повышения прибыли, что оно состоит только в организации труда и в способе применения рабочей силы, так что "производительные силы, возника-
3 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 8. § 5 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 274. "См. там же. Отд. 4. Гл. 13. § 1. С. 382.
ющие из кооперации и разделения труда, ничего не стоят капиталу"'.
Первая форма разделения труда, известная уже с древности, — это ремесленное разделение труда. Оно развилось вплоть до разделения ремесел, которое было санкционировано в средневековом праве посредством цеховой регламентации. Эта последняя предусматривала, что мастер должен уметь выполнять все операции по созданию совокупности предметов, имеющих отношение к его гильдии (например, для мастера слесарного дела это совокупность употребляемых замков), и что он может в своей мастерской или лавке использовать лишь ограниченное число подмастерьев и учеников. Фактически это ограничение имело целью "предотвратить снижение цен"2 и "воспрепятствовать превращению ремесленника-мастера в капиталиста"3. Кроме того, "цех ревностно охранял себя от всяких посягательств со стороны купеческого капитала"4. Действительно, "купец мог купить всякие товары, но не труд в качестве товара"5.
Нужно было, стало быть, бороться с цеховой организацией, чтобы перейти к следующему этапу разделения труда — в мануфактуре. Мануфактурное разделение труда имеет фактически "двоякое происхождение"6. С одной стороны, действительно, можно собрать в одной мастерской "рабочих разнородных самостоятельных ремесел, через руки которых последовательно должен пройти продукт вплоть до того, пока он не будет окончательно готов"7:
Так, например, карета была первоначально общим продуктом работ большого числа независимых ремесленников: тележника, шорника, портного, слесаря, медника, токаря, позументщика, стекольщика, маляра, лакировщика, позолотчика и т. д. Каретная мануфактура объединяет всех этих различных ремесленников в одной мастерской, где они работают одновременно и во взаимодействии друг с дру-
1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 398.
2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. I. 10. С. 249.
3 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 318. "Там же. Отд. 4. Гл. 12. § 4. С. 371. 5 Там же.
«Там же. § 1. С. 348. 7 Там же.
гом. Конечно, карету нельзя позолотить раньше, чем она сделана. Но если одновременно производится много карет, то часть их может непрерывно подвергаться золочению, в то время как другая часть проходит более ранние фазы процесса производства8.
Несомненно, эта форма производства предполагает приемы и навыки, приобретенные в ремесленном производстве. Но рабочие, употребляемые для данной специальной задачи, "теряют мало-помалу привычку, а вместе с тем и способность заниматься своим старым ремеслом в его полном объеме"': например, слесарь не может более делать ничего, кроме замков кареты. Зато, в силу того что область действия работников "сужена"10, их умение в этой ограниченной специальности выигрывает в скорости и ловкости.
Однако более характерна другая форма мануфактурного разделения труда, при которой различные операции, направленные на производство одного предмета, не выполняются более "одним ремесленником последовательно", а "отделены", "изолированы" и "каждая из них поручается отдельному ремесленнику"":
Возьмем для примера совсем незначительную отрасль, но такую, где разделение труда отмечалось очень часто, а именно булавочное ремесло. ...При том способе, как это делается теперь, особую профессию составляет не только вся работа как таковая, но она сама подразделяется на ряд специальностей, которые большей частью также являются особыми профессиями. Один тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки. Изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки — другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Таким образом, сложная работа по изготовлению булавки разделена приблизительно на восемнадцать отдельных операций, которые в некоторых мастерских все выполняются различными рабочими, тогда как в других один и тот же рабочий нередко выполняет две или три операции12.
"Там же. 'Там же.
10 Там же.
11 Там же. С. 349.
12 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. I. 1. С. 119.
Производительная человеческая деятельность оказывается, таким образом, разделена на элементарные операции. При этом каждая из них становится простой механической деятельностью, которой можно научиться в несколько минут и которая выполняется, в силу привычки, с наибольшей степенью ловкости и скорости.
Таким образом, труд становится деятельностью все более и более "абстрактной"1, так как различные моменты, еще органически связанные в ремесленном производстве, отныне выполняются отдельно друг от друга. Труд становится все более "механичным", и в пределе этого процесса абстракции и механизации "оказывается, что человек может уйти и уступить свое место машине"2.Эта замена обычно описывается как замещение двигательной силы человека двигательным действием природных сил. В этом смысле главным в машине был бы мотор. "Однако с экономической точки зрения это определение совершенно непригодно, потому что в нем отсутствует исторический элемент"3. Действительно, исторически то, что прежде всего захватывается промышленной революцией в роли человека-производителя при замене его машиной, это не двигательная активность, а скорее "ручное орудие"4, то есть, собственно говоря, рабочие руки. Программа Джона Уайетта, когда он в 1735 г. предложил прядильную машину и начал таким образом промышленную революцию, возвещала целью машины "прясть без помощи пальцев"5.
По-настоящему характерным для работы машины является не замена двигательной силы человека новыми двигательными силами, а скорее замена ручной ловкости человека механическим управлением орудиями обработки материи:
После того как собственно орудие перешло от человека к механизму, машина заступает место простого орудия. Разли-
1 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 198. С. 239.
1 Там же.
'Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 383.
«Там же. С. 385.
5 Там же. С. 383.
чие между машиной и орудием с первого же взгляда бросается в глаза, хотя бы первичным двигателем все еще оставался сам человек6.
Таким образом формируется настоящий искусственный организм общественного человека. Действительно, если "количество рабочих инструментов, которыми человек может действовать одновременно, ограничено количеством его естественных производственных инструментов, количеством органов его тела"7, то для машины подобного ограничения не существует:
...Количество орудий, которыми одновременно действует одна и та же рабочая машина, с самого начала освобождается от тех органических ограничений, которым подвержено ручное орудие рабочего'.
Что же касается роли, какую оставляет че
ловеку чисто механическая форма произ- ·
водства, то она сводится к труду "по на
блюдению за машиной и по исправлению j
своими руками ее ошибок"9. Более того, (
в последней промышленной революции '
и эта последняя роль, благодаря кибернети- I
ческому контролю, может быть доверена i
самой машине. '
Предназначение труда
Итак, стремясь удержать высокую норму прибыли и сокращая "время, общественно необходимое для производства данного товара", капитализм совершил переворот в технических и общественных условиях процесса труда, а следовательно, и в самом "способе производства"10. В этом отношении он проявил себя самым активным агентом преобразования общества и эмансипации индивидов путем повышения уровня жизни масс. Между тем это преобразование и эмансипация приобретают двусмысленное значение в силу того факта, что их важнейшими средствами явились погоня за прибылью и безграничная эксплуатация наемного труда.
6Там же. С. 385. 'Там же. 8 Там же. 'Там же. 10 Там же. Гл. 10. С. 325.
а) Противоречия машинного производства
Что касается условий труда, а также способов и результатов производства, то очевидно, что важнейшее преобразование связано с введением машинного производства. Последнее стало возможным только при капитализме. Правда, часто задавали вопрос (впрочем, не находя ответа), почему в античности не распространился машинный труд, хотя тогда уже были научные знания, необходимые для механизации производства. Но постановка этой проблемы, как и бессилие в ее решении, обусловлены просто недостаточностью исторического и теоретического анализа самого понятия машины. Конечно, древние знали "машины" элементарной механики, то есть "рычаг, наклонную плоскость, винт, клин и т. д."1. Конечно, они умели использовать природные двигательные силы, такие, как "животные, вода, ветер"2. А многие орудия "отчасти в мануфактурный период, в единичных же случаях уже задолго до него" могли приводиться в движение механически — как насос, кузнечные меха, сукновальная машина и т. д., но они "не революционизируют способа производства"3:
И даже паровая машина в том виде, как она была изобретена в конце XVII века, в мануфактурный период, и просуществовала до начала 80-х годов XVIII века, не вызвала никакой промышленной революции4.
Только "создание станков" поистине ввело в механическое производство природные силы, такие, как "вода, ветер, пар", и сделало совершенно "случайным" употребление в качестве двигательной силы человеческой мускульной энергии. С тех пор как человеческий организм, и особенно рука, не стал более необходим для управления орудиями, мускульная сила людей в качестве простого двигателя становится всего лишь одной из природных сил и притом бесконечно более слабой, чем многие другие. Настоящая же революция в способе производства — это чисто механическое использование орудий.
1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.
2 Там же. С. 386. 3Там же. "Там же.
Но для того чтобы инструмент, первоначально служивший продолжением человеческого организма, мог быть доверен машине, нужно было сначала сделать человеческий жест совершенно машинальным вследствие механического разделения, что осуществилось только в конце мануфактурного разделения труда, каковое само явилось наследием очень долгого процесса развития. Действительно, разделение труда может как следует развиться лишь в условиях расширяющегося товарообмена. Ре-зультатом развитого разделения труда являются все более многочисленные и в то же время все более разнообразные продукты. Но они должны найти покупателей, которые были бы в то же время производителями, так что "разделение труда ограничивается размерами рынка"5:
Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей6.
Нет, стало быть, никакой тайны в неспособности древней экономики развить машинное производство. Последнее появляется лишь в результате такого разделения труда, которое само имеет условием расширение рынка, развитие торгового капитала и возможность для него приобретать рабочую силу и заставлять, таким образом, "работать деньги".
Именно капитализм освободил человечество от рабства, реализовав старую мечту Аристотеля:
Раб — некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник как орудие стоит впереди других инструментов. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая, и уподоблялось бы статуям Дедала или треножникам Гефеста, о которых поэт говорит, что они "сами собой (automatous) входили в со-
5 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. I. 3. С. 132. 'Там же.
брание богов"; если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы1.
Между тем "целью" введения машин не было "облегчение труда"3, а главным образом поддержание нормы прибыли. Поэтому разделение труда вообще и в его заключительной стадии машинного труда в частности свело трудящегося к простому элементу превосходящего его механизма.
Разделение труда имеет своим результатом осуществление работником все более фрагментарных операций. В условиях ремесленного разделения труда всякий мастер трудится один над своим продуктом, каковой составляет товар, который можно обменять на другие. Но при мануфактурном разделении труда "частичный рабочий не производит товара. Лишь общий продукт многих частичных рабочих превращается в товар"3. В этом смысле нужно различать собственно производителей, то есть обладателей капиталов, которые могут поставлять на рынок конечный продукт, и рабочих или операторов, которые ограничиваются очень фрагментарным участием в создании такого продукта.
Итак, трудящийся, поскольку он является просто рабочим, не имеет никакого права собственности на продукт своего труда. Но он лишен владения даже и самим своим трудом, в силу того что "разделение труда" превращает его "в совершенно частичное искусство управлять отдельным частичным орудием"4. В ремесленном производстве трудящийся совершал совокупность операций по производству объекта и, следовательно, использовал и развивал в своей деятельности весь спектр своих физических и духовных ресурсов. Даже Платон подчеркивал, что ремесленник должен иметь идеи, и можно продемонстрировать, что науки в их подразделении и первичном содержании произошли из ремесленной деятельности. Но в условиях мануфактурного разделе-
' Аристотель. Политика. I 2, 1253 b 33 — 1254 а // Соч. Т. 4. С. 381. Цитируется "Илиада" (XVIII, 376).
2 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.
3 Там же. Гл. 12. §4. С. 367.
4 Там же. Гл. 13. § 5. С. 441.
ния труда познания, рассудительность и воля" требуются "только от всей мастерской в целом"5. Умственные и волевые аспекты труда отобраны у трудящегося и даже противопоставлены ему как исключи-тельная принадлежность капитала:
То, что теряют частичные рабочие, сосредоточивается в противовес им в капитале. Мануфактурное разделение труда приводит к тому, что духовные потенции материального процесса производства противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила6.
"В крупной промышленности" "наука"7 становится производительной силой, независимой от труда, она даже идет вразрез с его интересами, так как способствует созданию машин, завершающих экспроприацию труда.
Мануфактурное разделение труда покоилось еще на ловкости трудящихся и дополнительно ее развивало, хотя и ограничивая ее частичной деятельностью. Но в условиях индустриальной механизации "управление орудием переходит к машине", так что "вместе с потребительной стоимостью рабочей силы исчезает и ее меновая стоимость"8. Ловкости, действительно, более не требуется, так что труд у машины становится элементарным и оплачивается как таковой, то есть самой низкой заработной платой. В условиях подобного преобразования машинной техники, которое ведет к автоматичес-кому производству, обесцениваются, в свою очередь, интеллектуальные аспекты профессии. Действительно, машина сама наблюдает и регулирует свою деятельность, так что способности инженеров, обязанных управлять производством, на автоматизированных заводах оказываются ненужными. Имеющиеся у них научные и технические знания остаются без употребления перед лицом машин, которые за редким исключением не выходят из строя и работают, подобно внутренним органам живого организма, в темноте совершенно закрытых помещений.
Разделение труда, развившееся на своей последней стадии в машинное производство, превращает, таким образом, работу
5 Там же. Гл. 12. § 5. С. 374.
'Там же.
'Там же.
»Там же. Гл. 13. § 5. С. 441.
в занятие скучное из-за своей монотонности и в то же время изматывающее своей быстротой:
Машинный труд, до крайности захватывая нервную систему, подавляет многостороннюю игру мускулов и отнимает у человека всякую возможность свободной физической и духовной деятельности. Даже облегчение труда становится средством пытки, потому что машина освобождает не рабочего от труда, а его труд от всякого содержания1.
Поскольку же "разум большинства людей необходимо формируется их повседневными занятиями"2, то, если человек "проводит свою жизнь в осуществлении малого числа простых операций", он должен стать "вообще таким тупым и таким невежественным, как только это возможно для человеческого существа"3. Тем самым разделение труда в ходе промышленного прогресса порождает существенное противоречие. С одной стороны — это "величайшая выгода"4 для населения и индустрии, тогда как, с другой стороны, оно постоянно ухудшает положение рабочих:
Ведет к разрозненности и ограниченности особенного труда и тем самым к зависимости и нужде связанного с этим трудом класса, а отсюда и к неспособности чувствовать и наслаждаться всей свободой, и особенно духовными преимуществами гражданского общества3.
С одной стороны, следовательно, индустриальное общество увеличивает "накопление богатства"6, но, с другой — оно умаля-ет индивидов и массы, лишая их всякого человеческого и духовного развития.
Однако механизация труда приводит не только к деградации связанной с ней рабочей силы: она ее перемещает в направлении более сложных видов деятельности. Целиком механическое выполнение производительных работ возможно, только если расчленение человеческого труда достаточно развито. Оно может касаться лишь полезных предметов, производство которых уже
'Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 4 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 434.
2Smith A. Richesse des nations. V. 1. § 2.
3 Ibidem.
'Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 243. С. 271.
5 Там же.
'Там же.
прошло через последовательные фазы разделения труда в мануфактуре и в индустрии. Но на каждом этапе механизации производство машин само становится более сложной деятельностью. Сегодня серия операций, ведущая к изготовлению автомобиля, может осуществляться совершенно автоматическим способом. Но создание автоматической поточной линии само требует сложнейшей кибернетической и электронной техники. Машиностроительная промышленность становится, таким образом, постоянно революционизируемой формой производства:
Современная промышленность никогда не рассматривает и не трактует существующую форму производственного процесса как окончательную. Поэтому ее технический базис революционен, между тем как у всех прежних способов производства базис был по существу консервативен7.
В качестве революционной силы крупная промышленность "обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего"8. Недаром в Соединенных Штатах прославляют "авантюристов, которые легче меняют свое ремесло, чем вы рубаху"9, вместо того чтобы замкнуться, как делают в старой Европе, в рамках одной неизменной профессиональной деятельности. Поэтому крупная промышленность должна своим естественным движением уничтожить отупляющую связь индивида с одной-единственной частичной задачей:
Она, как вопрос жизни и смерти, ставит задачу: ...частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности10.
Задачи, предлагаемые промышленным развитием, не только разнообразны, они также прогрессивны, так как механизация труда
7 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 497—498.
" Там же. С. 498.
9 Corbon A. De l'eseignement professionel. 2eme ed. P. 50. Цит. по: Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Там же. С. 498.
"Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Там же. С. 499.
постоянно передоверяет машине самые простые задания, требуя все более высокой научной и технической компетенции для создания тех же самых машин. Возможно большая многосторонность рабочих становится, таким образом, "всеобщим законом"' современного производства. Суть этого закона заключается в постепенном освобождении трудящегося в результате неизменно революционного прогресса индустрии.
Ь) Судьба капитализма
Однако социальные отношения не приспособлены "к нормальному осуществлению"2 этого закона, другими словами, реально он не является законом развития капиталистической промышленности. Скорее в реальной истории капитализма проявляется "отрицательная сторона"3 развития, которая делает из всякого экономического прогресса общественное бедствие. В самом деле существует "абсолютное противоречие"4 между техническими нуждами крупной промышленности и теми социальными особенностями, которые ей свойственны при капиталистическом строе. В силу этого противоречия "движение функций", всесторонняя "подвижность рабочего" оборачиваются прежде всего разрушением устойчивости, обеспеченности жизненного положения рабочего, уничтожением его "частичной функции"5 без какой-либо уверенности вновь найти равноценное занятие.
Дело в том, что затраты на обучение рабочей силы составляют часть величины заработной платы. Поэтому в капиталистической экономике они всегда насколько возможно малы. Игнорируя революционную сторону своего собственного производства, капитализм всегда осуществляет подготовку людей в зависимости от минимальных на настоящий момент требований техники и потребностей промышленности, так что всякий раз он оказывается захвачен
1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 499.
2 Там же. 'Там же. С. 498. "Там же. 'Там же.
врасплох своими собственными технологическими изменениями. В результате остается только выбрасывать на улицу трудящихся, функции которых уничтожены или изме-нены техническим прогрессом, не имея возможности использовать их для деятельности более высокого уровня или даже просто для других видов деятельности, так как они не получили необходимой для этого подготовки.
Но помимо особой проблемы подготовки людей исключительное стремление к прибыли в капиталистическом обществе приводит к тому, что прогресс в нем не может осуществляться без кризисов. В условиях ремесленного разделения труда стабильность, безусловно, имела следствием стагнацию производства и рутину в технике. Но она вытекала из требования справедливости, из того факта, что продукты различных работ обмениваются по принципу равенства. Такая ситуация не сохраняется в условиях наемного труда, так как заработная плата здесь составляет только часть стоимости, добавленной трудом к капиталу. Разумеется, существует "доля труда", которой рабочий "лишь возмещает стоимость своей собственной рабочей силы"6. Подобное возмещение является непреложной необходимостью в условиях всякой экономики, основанной на принципе общественного разделения труда и обмена:
Если бы он [наемный рабочий] работал не на капиталиста, а на самого себя, самостоятельно, ему пришлось бы, при прочих равных условиях, по-прежнему работать в среднем такую же часть суток для того, чтобы произвести стоимость своей рабочей силы и таким образом приобрести жизненные средства, необходимые для его собственного сохранения, или постоянного воспроизводства7.
Но для капиталистического способа эксплуатации характерно появление прибыли. Его неизбежным результатом является то, что масса трудящихся не в состоянии купить богатства, которые она производит, так как заработная плата, определяющая ее покупательную способность, составляет только часть стоимости, добавленной ее трудом к первоначальному капиталу. Если в эпоху
"Там же. Отд. 3. Гл. 5. § 2. С. 209. 7 Там же. Гл. 7. § 1. С. 228.
ремесла производитель всегда мог обеспечить себе эквивалент того, что он производит, то при капитализме увеличение богатства основывается на том, что производящий его труд никогда не сможет им насладиться:
"Злом", от которого страдас! капи кинетическое общество, является отсутствие "потребителей, самостоятельно производящих соответственно потреблению"'. Разумеется, капиталистическое общество включает большое число потребителей. Но они могут войти в обменный цикл рыночной экономики, если только имеют что продать, в обмен на то, что они хотят купить. При этом только производители могут обмениваться между собой на равных. Наемные же рабочие не являются производителями в собственном смысле слова, а только орудиями производства. Поэтому капиталистическое общество периодически поражается кризисами сверхпроизводства, влекущими за собой остановку производства и массовое увольнение трудящихся, которые остаются безработными и не имеют возможности добыть своим трудом необходимые средства существования:
Когда жизнь большой массы людей оказывается ниже известного уровня существования, который сам собой устанавливается как необходимый для члена общества, а это ведет к потере чувства права, правомерности и чести обеспечить свое существование собственной деятельностью и собственным трудом, возникает чернь1.
Появление безработицы "способствует концентрации несметных богатств в немногих руках"3, так как дает капиталу силу дополнительного давления на труд в отношении раздела между заработной платой и прибылью.
1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 245. С. 272.
2 Там же. § 244. С. 271. 'Там же.
Однако "обедневшая масса населения" должна быть поддержана "на подобающем уровне жизни"4 с помощью некоторых организаций, пусть даже основанных на общественной собственности. Раньше можно было найти для этого средства "в богатых лечебницах, благотворительных учреждениях, монастырях"5, сегодня — это пособия по безработице. Но тем самым капиталистическое общество приходит в противоречие со своим основным принципом, согласно которому существование индивидов должно обеспечиваться их собственностью или их трудом, так что "никто, кроме нищего, не хочет зависеть в важнейших вопросах от благоволения своих сограждан"6: