Наука в культуре современной цивилизации

1. Наука как цивилизационный феномен.

2. Миф и научная рациональность.

3. Наука и философия. Предмет философии науки. Философия как методология науки.

Литература

К вопр.№1.

1. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки. – Новосибирск: Наука, 1985.

2. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

3. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10.

4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

К вопр.№2.

1. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.

2. 2.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., «Мысль», 1972.

3. 3 Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

4. 4.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

К вопр.№3.

1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

3. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Занятие 2.

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

1. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

2. Математические и естественнонаучные представления на древнем Востоке и в эпоху античности.

3. Апории Зенона и современная наука.

4. Учение Платона об обществе и государстве.

Литература

К вопр.№1.

1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.:Гардарика, 1996.

4. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.

К вопр. №2.

1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., «Наука», 1968.

2. Очерки естественнонаучных знаний в древности. М.: «Наука», 1982.

3. Рожанский И.Д. Развитее естествознания в эпоху античности. М.: «Наука», 1979.

К вопр. №3.

1. Койре А. Очерки истории философской мысли. Заметки о парадоксах Зенона. М.: «Прогресс», 1985.

2. Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона» // С.А.Яновская. Методологические проблемы науки. М.: «Мысль», 1972.

К вопр. №4.

1. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992. Т. 1.

2. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Занятие 3.

1. Средневековая схоластика: христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания. Уильям Оккам.

2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП в.

3. Галилей: возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.

Литература

К вопр. №1.

1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.

2. Коплстон Фредерик. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Дискуссии теологов и разработка категории объективного бытия (esse objctivum). М.: (РОССПЭН), 1996.

4. Рассел Б. История западной философии. М., 1957.

К вопр. №2.

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987.

2. Кирсанов В.С. Научная революция ХУП века. – М.: Наука, 1987.

3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Как создавали науку? Перед «Книгой природы». М.: (РОССПЭН), 1996.

К вопр. №3.

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987.

2. Койре А. Очерки истории философской мысли. Галилей и Платон. М.: «Прогресс», 1985.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1984.

Примерные темы рефератов по истории науки (история экономических учений, социология).

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук.

1. Генезис и эволюция категории «собственность» в экономической теории.

2. Формы муниципального управления и их становление в истории европейской цивилизации.

3. Маркетинговые исследования как форма знания (исторический аспект).

4. Формирование представлений о социальных институтах в истории социологической мысли.

5. Русская финансовая школа Х1Х века.

6. Государственное регулирование экономических процессов в его истории.

7. Информационное обеспечение рынка банковских услуг (исторический аспект).

8. Представление о сущности налоговой системы в истории экономической мысли.

9. История идей государственного управления хозяйственными процессами (вторая половина ХХ – начало ХХ1 вв.).

10. Налоговые льготы как инструмент регулирования социально-экономических процессов (исторический аспект).

11. Эволюция представлений о категории свободного времени в экономической мысли.

12. Теоретические истоки институционализма.

13. Исследования антимонопольного законодательства в истории экономических учений.

14. Становление теоретических моделей инвестиций в эконмических исследованиях.

15. Основные этапы становления монетаризма.

16. Генезис кейнсианства как экономического учения.

17. Категория благотворительности в истории экономической мысли.

Примерные вопросы

к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»

«Философия социально-гуманитарных наук»

1. Наука и философия. Проблема демаркации. Философия как методология науки.

2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

3. От мифа к логосу. Становление теоретических форм познания в античной натурфилософии.

4. Античные логика и математика. Апории Зенона и современная наука.

5. Общество и человек в древнегреческой философии (Платон, Аристотель.

6. Средневековая схоластическая философия и её основные проблемы. Уильям Оккам.

7. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП века.

8. Проблема метода познания в философии Нового времени. Г.Галилей, Френсис Бэкон и Рене Декарт.

9. Социальная мысль в контексте общенаучных программ ХУП – ХУШ вв. (Гоббс и Локк).

10. Социальная философия французского просвещения. Монтескье и Руссо.

11. И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума.

12. Философия истории Гегеля. Идея «конца истории» в современной социальной мысли.

13. Научное знание как сложная развивающаяся система. Концепция развития научного знания К.Поппера.

14. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Структура теоретического знания.

15. Эксперимент и наблюдение. Прибор и другие средства научного исследования. Проблем теоретической нагруженности факта.

16. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

17. Роль научных идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

18. Научные революции. Теория научных революций Т.Куна.

19. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

20. Этика науки и ответственность учёного. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия.

21. Мировоззренческая роль науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

22. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. Проблема истины в научном познании.

23. Механизмы развития научных понятий. И.Лакатос, П.Фейерабенд.

24. Религия и наука. Христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания.

25. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке.

26. Структура теоретического знания. Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке.

27. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.

28. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке.

29. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. О.Конт, К.Маркс.

30. Вера и знание. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укоренённая в европейской философии.

31. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

32. Личностное неявное знание субъекта. Концепция личностного знания М.Полани.

33. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

34. Философская антропология: М.Шелер и др.

35. Объяснение и понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.- Г.Гадамер).

36. Язык, «языковые игры», языковая картина мира (Л.Витгенштейн).

37. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время как параметр физических событий и как мера становления человеческого бытия.

38. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.

39. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.

40. Научная картина мира в гуманитарном познании.

41. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Истина и правда. Истина в гуманитарном знании.

42. Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки.

Наши рекомендации