Марксистская философия
Философия и мировоззрение.
Мировоззрение – совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
обобщенные знания | убеждения |
жизненные нормы | СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ | принципы деятельности |
ценности | идеалы | верования |
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
мифологическое | Религиозное | философское |
совокупность представлений о мире, совокупность представлений о мире система рационально обосно-
основанных на фантазии и вере в и его происхождении, месте в нем человека, ванных представлений о мире,
сверхъестественные силы, их сходство основанных на вере в сверхъестественную силу месте в нем человека, направлен-
с человеком и человеческим поведением и существование двух миров – высшего (совер- ности, принципах и целях его дея-
шенного небесного) и низшего (несовершенного тельности
земного)
Античная философия
Этапы развития античной философии (философский интерес) |
1.Досократовский (VII-VI в.в. до н.э.) |
Материальная субстанция Фалес, Гераклит и др.
Атомы + пустота Левкипп, Демокрит и др.
Числа Пифагор и др.
2.Классический (V-IV в.в. до н.э.) |
Идеи Сократ, особенно Платон и др.
Форма Аристотель и др.
3.Эллинистический (III-IIв.в. до н.э.) |
Самодостаточность человека киники
Счастье человека как наслаждение эпикурейцы
Человек и его космическая судьба стоики
Мудрое молчание скептики
4.Римский (I в. до н.э.) |
Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум
- Мировая Душа – Материя
Философия Нового времени XVII-XVIII в.в.
Для философии Нового времени принципиальное значение имела такая проблема, как обоснование оптимального метода научного познания. Проблема метода науки проявилась в полемике между двумя направлениями в гносеологиии 18 век
ЭМПИРИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ
(от греч. empeiria - опыт) (от лат. rationalis – разумный)
источник познания - чувственный опыт источник познания – разум,
модификация э-ма - СЕНСУАЛИЗМ логическое мышление
(источник познания - не просто опыт,
а деятельность органов чувств)
Представители |
Френсис Бэкон |
Рене Декарт |
основоположник
«Новый Органон» «Рассуждение о методе»
разработал индуктивный разработал рациональную
метод познания; дедукцию;
Томасс Гобс |
Бенедикт Спиноза |
«Левиафан» «Богословско-политический
«О теле» тракт»
«О человеке» «Этика»
выдвигал проблемы разрабатывал учение о
научного понимания общества, свободе
государства, права,
религиозной веротерпимости
Джон Локк |
Готфрид Вильгельм Лейбниц |
«Опыт о человеческом разумении» стремление соединить
учение о различии первичных теорию с практикой
и вторичных качеств
Немецкая классическая философия
Представители немецкой классической философии |
КАНТ (родоначальник нем-ой кл-ой ф-ии). дуалист
Периоды творчества Канта |
докритический (до 1770г.) |
критический (после 1770г.) |
идеи относительно гносеология
возникновения мира «Критика чистого разума»
«Всеобщая естественная этика
история и теория неба» «Критика практического разума»
эстетика
«Критика способности суждения»
ФИХТЕ (закрепил идею активности субъективный
субъекта в познании) идеалист
ШЕЛЛИНГ объективные
ГЕГЕЛЬ (разработка диалектического метода) идеалисты
ФЕЙЕРБАХ (антропологический материализм) материалист
Русская философия XIX-XX ст.
Направления общественной и философской мысли России, середины XIX в.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО выступало за исконно славянский путь развития русской культуры | ЗАПАДНИЧЕСТВО связывало культурно-историческое раз- витие России с усвоение и повторением западноевропейского опыта |
А.С. Хомяков Н.Я. Данилевский В.Г. Белинский Т.Н. Грановский
К.С. Аксаков К.Н. Леонтьев А.И. Герцен К.Д. Кавелин
И.В. Кириевский Ф.И. Тютчев Н.П. Огарев В.П. Боткин
Ю.Ф. Самарин Д.И. Писарев П.В. Анненков
российский вариант европейского либерализма |
российский вариант общеевро- пейского романтического консерватизма |
НАРОДНИЧЕСТВО |
радикальная буржуазно-демократическая программа +идеи утопического социализма
= выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны
народники-заговорщики П.Н. Ткачев |
народники-анархисты М.А. Бакунин |
народники-пропагандисты П.Л. Лавров |
в середине 80-х г.г. XIX в. распалось |
Философские направления вт.пол. XIX-XX ст. |
русский космизм (тенденции) |
социология |
космизм либо с при- месью фантастики, либо опирающийся на теологию Н.Ф. Федоров |
связана с прогрессом естествознания и раз- вита естествоиспыта- телями В.И. Вернадский |
П.Л. Лавров
Н.К. Михайловский
П.А. Сорокин
Марксистская философия
Время создания 40-е годы XIX века |
ТВОРЦЫ (научные работы) |
Карл Маркс |
Фридрих Энгельс |
«К критике гегелевской философии «Положение рабочего класса
права» в Англии»
«Тезисы о Фейербахе» «Происхождение семьи, частной
«К критике политической экономии» собственности и государства»
«Капитал» «Анти-Дюринг»
«Диалектика природы»
идея уничтожения частной собственности |
ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИЗМА |
атеизм марксизма |
проблема практики |
философская часть основана на соедине- нии материализма с диалектикой на так называемом диалекти- ческом материализме | человек рассматривался не только как продукт природы, но и как социальный фено- мен (акцент делался на его социальных характеристиках) | развитие общества рассматривалось с материалистических позиций |
что такое человек? |
Античность |
Античность
МИКРОКОСМОС |
(ф- фы милетской школы);
в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же
мере и человек является микрокосмосом (Демокрит);
ДУША + ТЕЛО |
Душа - это форма человека (Аристотель);
Средние века |
ДУХОВНОСТЬ + ДУША + ТЕЛО |
ДУХОВНОСТЬ + духовность есть связь человека с Богом
ДУША + ТЕЛО посредством веры, любви, надежды, совести;
Новое время (XVIIв.) |
РАЗУМ |
РАЗУМ Существо разумное и действующее по законам разума (Локк);
Мыслю – значит существую (Декарт);
Немецкая классическая философия |
Немецкая классическая философия
СВУБЪЕКТ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДУХОВНОЙ роль деятельности в жизни человека (Фихте);
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовность (Гегель);
любовь к ближнему (Фейербах);
Марксизм |
ПРОИЗВОДНАЯ ОТ ОБЩЕСТВА |
ПРОИЗВОДНАЯ Проявление общественных отношений (Маркс);
ОТ ОБЩЕСТВА
ХХ в. |
ХХ в.
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и
переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики).
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты).
Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи).