Национально-освобод. 415 7 страница

зации насилия и террористич. методов борьбы. В числе авторитетов и героев молодых «Н. л.» были франц. тео­ретик политич. экстремизма Р. Дебре с идеей «гор. партиз. очага» и Ф. Фанон с проповедью «самоцельно­сти» политич. насилия, Мао Цзэдуя как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. На третьем этапе эволюции движения, со 2-й пол. 00-х гг. усиливается сектантское обособление «Н. л.» от др. сил, участвующих в общедемократич. борьбе. Возникают расплывчатые и быстро сменяющие друг друга орг-ции «Н. л.»: «Студенты за демократич. об­щество» и троцкистский «Молодёжный социалистич. альянс» (США), «Социалистич. союз нем. студентов», входящий в т. н. «внепарламентскую оппозицию» и др. Ультралевые группы в этих дрг-циях стремились прев­ратить любую легальную форму протеста в нелегаль­ную и увлечь все движение на путь провокаций, якобы для обострения противоречий капиталистич. системы, пробуждения «спящих масс» и создания революц. си­туации. По оценке коммунистич. и рабочих партий Запада, объективно левачество стало играть роль особо­го орудия буржуазии, дающего ей повод расправляться с законными формами протеста и подкрепляющего удоб­ную для неё версию о том, что ответственность за на­силие якобы одинаково лежит на правых и левых, а бурж. гос-во равно противостоит «правому» и «левому» экстремизму. Левоэкстремистская стратегия внесла раскол и дезориентацию в ряды антиимпериалистич. сил, и в 70-х гг. привела «Н. л.» к глубокому и затяж­ному кризису, к идейному и организац. разброду. S Давыдов Ю. Н., Эстетика нигилизма, М., 1975; он И. С., Студенч. волнения и теория «конфликта поколе­ний», «США», 1971, № 3; Новые моменты в движении молодежи капиталистич. стран и коммунисты, «ПМС», 1972, М 1; к p а-с и н Ю. А., Рабочий класс и мелкобурж. радикализм, «Рабочий класс и совр. мир», 1973, № 1; С а л ы ч е в а Л., «Н. л.» десять лет спустя, «США», 1972, № 11; её же, Студенч. движение 1900—1970, «США», 1973, № 2; M i l l s С. W., Letter to the New Left, «New Left Review», 1960, JM1 5. А. Д. Ковалев

«НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ»(«Nouveaux essais sur l'entendement humain»), соч. Лейб­ница, посвящённое проблемам теории познания; на­писано на франц. яз. Представляет собой ответ на соч. Локка «Опыт о человеч. разуме», послужившее Лейб­ницу не только объектом всесторонней критики, но и поводом для изложения собственных филос. идей. Соч. было закончено к 1704, но публикация была отложена Лейбницем ввиду смерти Локка. В предисловии Лейб­ниц перечисляет осн. пункты расхождения его филосо­фии с философией Локка, подчёркивая свою близость платонизму и критикуя односторонний эмпиризм лок-ковской теории познания. Возражая против сравнения души с «чистой доской» (tabula rasa), Лейбниц сравнива­ет её с глыбой мрамора, с прожилками, символизирую­щими её потенциальные, «врождённые», знания. В связи с этим ставится вопрос о знании осознанном и неосознанном и основной для Лейбница вопрос о бес-сознат. «малых перцепциях». 1-я кн. «Н. о. о ч. р.» посвящена критике локковского опровержения теории врождённых идей и истин; 2-я содержит критику лок­ковского концептуализма; 3-я выявляет недостатки локковской трактовки языка; 4-я вскрывает непосле­довательность Локка в решении вопроса о достовер­ности и видах знания. Критика Локка ведётся Лейбни­цем с позиций умеренного рационализма; выражением этого выступает, в частности, знаменитая поправка к известной формуле Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах, за исключением самого разума» (кн. 2-я, гл. 1-я, § 2). Лейбниц настаивает на объективности истины и познаваемости мира, подчёр­кивает значение вероятностного знания и вероятност­ной логики, отстаивает относит. самостоятельность знания аподиктического, формулирует принцип ми­нимизации аксиом, развивает идеи сравнит. языкозна-

НОВЫЕ 439

ния, разрабатывает проблемы логики, эвристики и пси­хологии. В «Н. о. о ч. р.» получили дальнейшую раз­работку идеи объективно-идеалистич. системы Лейбница: принцип непрерывности, принцип тождества неразличи­мых, принцип всеобщей взаимосвязи, учение о субстан­циях (монадах), о предустановленной гармонии и др.

Впервые издано в 1765 («Oeuvres philosophiques...» publ. par R. E. Raspe). Пер. на нем. яз. 1873, 1904, 1915 (übers, v. E. Cassirer); на англ. яз. 1884,1896, 1916 (transl. A. G. Langley), лучшее изд. 1949 (вышло в США); на итал. яз. 1909—11 (v. 1—2, trad. E. Cecchi). Рус. пер. 1890 (отрывки), полный пер. П. С. Юшкевича 1936. «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ» («Novum Orga-num, sive Indicia vera de interpretatione Naturae», L., 1620, на лат. яз.), главное филос. соч. Ф. Бэкона, в к-ром сформулированы осн. принципы англ. материа­лизма и эмпирич. методологии новой науки; вторая часть «Великого восстановления наук». Состоит из двух книг «Афоризмов об истолковании природы или царства человека». Бэкон ставит задачу сформулировать пра­вильный метод исследования природы, чтобы достигнуть царства человека на земле. Он убеждён, что природу можно покорить лишь подчиняясь ей, не искажая её образа, а постигая действующие в ней причины и зако­ны. Этому препятствуют «идолы»; идолы рода (племени) связаны сферой в истинность предпочтительного; идо­лы пещеры — с узостью взглядов отд. людей; идолы площади (рынка) — со штампами обыденного слово­употребления; идолы теорий (театра) — с догматич. приверженностью к односторонним концепциям. Про­тивоядием им служат мудрое сомнение и методологиче­ски правильное исследование. Силлогистич. логика не улавливает тонкости природы; истинное «орудие» по­знания — индукция, представляющая собой рациональ­ную методологию анализа опытных данных. Структуру индукции составляют «таблицы открытия»: собирается достаточное количество разнообразных случаев явления, причина или «форма» к-рого ищется (таблица присутст­вия); затем — множество случаев, как можно более по­добных предыдущим, в к-рых это явление отсутствует (таблица отсутствия); затем — множество случаев, в к-рых наблюдается изменение интенсивности данного явления (таблица степеней). Сравнение этих множеств позволяет исключить факторы, постоянно не сопутст­вующие исследуемому явлению, и в итоге выявить его причину, закон или «форму», что даёт и правило прак-тич. получения явления. Процессу индуктивного анали­за способствуют ситуации, в к-рых природа исследуе­мого явления обнаруживается более очевидно, чем обычно — т. н. преимуществ. примеры. Работа индук­тивного метода иллюстрируется на примере нахождения «формы» тепла. Хотя Бэкон работал над «Н. о.» свыше 10 лет, произведение опубликовано незаконченным.

Первый рус. пер. см. в кн.: Бэкон Ф., Собр. соч., ч. 2, 1874; см. также: Б э к о н Ф., Соч., т. 2, 19782.

• Bacon's Novum organum, ed. with introd. notes ets. by Th. Focoler, Oxf., 18892.

НОМИНАЛИЗМ(от лат. nomen, род. падеж nominis — имя, наименование), филос. учение, отрицающее онтологич. значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В ср. века Н. был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом об универсалиях. Однако осн. те­зис Н. был сформулирован ещё др.-греч. философа­ми — киником Антисфеном и стоиками, к-рые крити­ковали теорию идей Платона; идеи, утверждали они, не имеют реального существования и находятся толь­ко в уме. Проблему природы общих понятий отчётливо сформулировал Порфирий во введении к комм.к «Ка­тегориям» Аристотеля; благодаря переводам этого тек-

НОВЫЙ

ста Викториной и Боэцием на лат. язык проблема при­влекает внимание ср.-век. мыслителей. Номиналистич. взгляды высказывали Марциан Капелла (5 в.) и Береп-гар Турский (11 в.), но самостоят. течением Н. становит­ся после его обоснования Росцелином, к-рый утверж­дал, что действит. существованием обладают лишь еди­ничные вещи, а универсалии — это имена (nomina) вещей, существующие только как «колебания голоса» (flatus vocis). Крайний Н. Росцелина вызвал критику как со стороны схоластич. «реалистов» (Ансельм Кен­терберийский), так и со стороны умеренных номинали­стов (см. также Концептуализм). Н. вступил в противо­речие с догматами о таинстве причащения (у Беренгара Турского) и о нераздельности Троицы (у Росцелина); церковь осудила учение Росцелина на Суассонском соборе (1092).

Свой расцвет ср.-век. Н. переживает в 14 в. Самый выдающийся номиналист этого периода Оккам, исполь­зуя нек-рые идеи Иоанна Дунса Скота, утверждал,.что предметом познания могут быть только единичные ин­дивидуальности. Интуитивное познание фиксирует их реальное бытие, а абстрактное познание выясняет от­ношение между терминами, выступающими в роли по­нятий о предметах (поэтому оккамизм называют также терминизмом). Поздний Н. оказал влияние на развитие ср.-век. естествознания и логики и внёс существ. вклад в разработку теории двойственной истины (Николай из Отрекура, связавший Н. с атомизмом; Николай Орем, И. Буридан и др.).

В философии 17 в. Н. Гоббса и Локка (а также эле­менты Н. у Спинозы) был направлен на построение те­ории познания, не связанной со схоластич. традицией гипостазирования общих понятий. Аргументы Н. ис­пользовались в онтологии и гносеологии франц. мате­риализма 18 в. Однако Беркли и Юм используют но­миналистич. критику онтологизации универсалий для отрицания объективности общего — понятий причин­ности И Субстанции. А. Л. Доброхотов.

Совр. Н. в логике рассматривает абстракции как «символич. фикции» — термины, смысл к-рых определя­ется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне ос­мысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определ. фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эм­пирич. модели.

Идея исключения абстракций стала одной из цент­ральных в совр. математич. Н.— особой т. зр. на осно­вания математики, возникшей в нач. 20 в. в Польше (С. Лесьневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Ген-кин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях теории множеств, в особенности на ничем не ограниченное введение абст­ракций как особых сущностей (см. Абстракции прин­цип), к-рое ведёт к парадоксам. Математич. номина­листы предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (формальных языков), в терминах к-рых удаётся выразить мн. абстракции математики и т. о. исключить их, заменив соответствующей «язы­ковой моделью». Логика, лежащая в основе этих сис­тем, понимается при этом в духе номиналистич. тради­ции: существуют («сами по себе», вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и толь­ко они (их собственные имена или дескрипции) могут быть значениями предметных переменных логич. язы­ка, образуя истинный «универсум рассуждения» (пред-метную область) любой науч. теории. Поэтому един­ственной приемлемой с т. зр. Н. логикой является уз­кое исчисление предикатов (см. Логика предикатов). Номиналистич. программа в известной мере обосновы-

вается теоремой В. Крейга (США) об устранимости аб­страктных терминов из яаыка науч. теории, однако полная практич. реализация этой программы представ­ляется неосуществимой.

• P в а ч е в Л. А., Математика и семантика. Н. как интерпре­тация математики, К., 196В; Яновская С. А., Проблемы введения π исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения, М., 1969; Лед-ников Ε. Ε., Критич. анализ номиналистич. и платонистских тенденций в совр. логике, К., 1973; Курантов А. П., С т я ж к и н Н. И., У. Оккам, М., 1978; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; В et h E. W., L'existence en mathematiques, P.— Louvain, 1956; С а г г e M. H., Realists und nominalists, Oxf., 1981; Philosophy of mathematics, Oxf., [1964].

Μ. М. Новосёлов.

НОМОС И ФЮСИС (греч. νόμος и φύσις, букв. — закон и природа), понятия др.-греч. философии, одно из осн. противопоставлений в учениях софистов наряду с род­ственным ему противопоставлением «тесис и фюсис» (букв.— установление и природа), ставших в 5 в. до н. э. у софистов и близких к ним мыслителей важней­шим орудием критики законов и обычаев, представляв­шихся несправедливыми. В условиях быстрого разру­шения традиц. уклада и норм жизни расширение гео-графич. кругозора и знакомство с обычаями различных народов (сводка такого материала была сделана софис­том Гиппием и получила широкую известность) приве­ли к тому, что порядки, казавшиеся прежде единствен­но возможными по природе («фюсис»), теперь сопостав­лялись с совсем иными установлениями др. народов, из чего делался вывод, что каждый народ живёт по сво­ему собств. закону («номос»). Так, уже Геродот сопо­ставлял эллинский обычай сожжения трупов умерших с обычаем инд. племени каллатиев, согласно к-рому сын должен съесть тела умерших -родителей (Геродот III 38). Отсюда делались выводы о том, что законы и обы­чаи — дело рук самих людей и могут быть ими измене­ны. Гиппй, по словам Платона, указывал на то, что законы в ряде случаев понуждают человека к тому, что противно природе (Платон, Протагор 337С). Архелай, ученик Анаксагора, утверждал, что все этич. оценки основываются только на «законе», а не на «природе» (Диоген Лаэртий II 16). Софист Алкидамант утверждал, что никто не является рабом по природе («Схолии к Аристотелю», «Риторика» 1373 Ь). В 5 в. до н. э. нача­лись также споры о том, возник ли человеч. язык «по природе», так что вещам естественно соответствуют их названия, или «по установлению», в результате про­извольного соглашения людей.

• Heinimann Р., Nomos und Physis, Basel, 1945; P o Il­lenz M., Nomos und Physis, «Hermes», 1953, Bd 81, H. 1—4, S. 418—38.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομο ετική — законодат. искусство), в учении Канта способ законо-дат. деятельности разума в установлении им законов и правил познания (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 402). В неокантианстве баденской школы — метод ес-теств. наук, смысл к-рого состоит в обобщении и уста­новлении законов. Введён Виндельбандом, подробно описан Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как бытии вещей, поскольку оно определено общими законами. Посколь­ку естествознание не открывает, а «полагает» законы природы, последние выступают как результат деятель­ности разума. Н. м. (генерализирующий) метафизиче­ски противопоставляется индивидуализирующему идиографическому методу наук о культуре. Упрощение посредством Н. м. экстенсивного и интенсивного много­образия явлений ведёт с этой т. зр. к содержательно обеднённому представлению реальности и отходу от ре­ального многообразия. Н. м. абсолютизирует формаль-но-логич. закон обратного отношения объёма и содержа­ния понятия, упрощённо изображая процедуры науч. мышления.

• Ρ и к к e p т Г., Границы естсств.-науч. образования поня­тий, СПБ, 1903, гл. 1—,4; его же, Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911; Виндельбанд В., Прелюдии, СПБ, 1904; Кассирер Э., Познание и действительность, СПБ, 1912, г. 286—303; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. истории, мысли, М., 1959, гл. 1, 4, 8; Асмус В. Ф.,

Маркс и бурж. историзм, в кн.: Избр. филос. труды т. 2 М 1971, гл. 13—15; R o t h а с k e r E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; H а у e k P. A., The counter­revolution of science, Glencoe (III.), 1952.

НООСФЕРА(от греч. νόος — разум и σφαίρα — шар), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах к-рой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: тех-носфера, антропосфера, социосфера). Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» обо­лочки, формирование к-рой связано с возникновением и развитием человеч. сознания, ввели в нач. 20 в. П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Вернадский внёс в тер­мин материалистич. содержание: Н.— новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и разви­тием в ней человечества, к-рое, познавая законы при­роды и совершенствуя технику, начинает оказывать оп­ределяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околозем­ном пространстве), глубоко изменяя её своей деятель­ностью. Становление и развитие человечества как но­вой преобразующей природу силы выразилось в возник­новении новых форм обмена веществом и энергией меж­ду обществом и природой, во всё возрастающем био­геохимическом и ином воздействии человека на био­сферу.

Зародившись на планете, Н. имеет тенденцию к пос­тоянному расширению, превращаясь, т. о., в особый структурный элемент космоса, выделяемый по социаль­ному охвату природы. В понятии Н. подчёркивается необходимость разумной (т. е. отвечающей потребно­стям развивающегося человечества) организации взаи­модействия общества и природы в противоположность стихийному, хищнич. отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Поскольку характер отношения общества к природе определяется не только науч.-технич. уровнем, но и социальным строем, по­стольку сознат. формирование Н. органически связа­но со становлением коммунистич. обществ.-экономич. формации, создающей условия для превращения зна­ний, накопленных человечеством, в материальную силу, рационально преобразующую природную среду. • Тейяр де ШарденП., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965; Вернадский В. И., Химич. строение биосферы Земли и её окружения, Μ., 1965; его же, Размышления нату­ралиста, кн. 2, М., 1977; Природа и общество, М., 1968; Науч.-технич. революция, общество, М., 1973.

НОРМА(от лат. norma — руководящее начало, прави­ло, образец), 1) средняя величина, характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явле­ний. В таком смысле это понятие употребляется в ис­следованиях, проводимых с применением методов тео­рии вероятностей и математич. статистики. 2) Н. со­циальная, общепризнанное правило, образец поведения пли действия. С помощью социальных Н. обеспечива­ется упорядоченность, регулярность социального вза­имодействия индивидов и групп. Социальные Н. могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, от­носящимися, напр., к определ. сфере проф. деятельно­сти или же регулирующими действия индивида, зани­мающего данную статусную позицию или выполняюще­го данную социальную роль. Масштаб действия со­циальных Н. определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализа-ции.

Обычно социальные Н. выступают в качестве эле­ментов нормативных систем; наиболее важными систе­мами нормативной регуляции являются мораль и пра­во. Марксизм-ленинизм показал историч. характер и классовость социальных Н., к-рые представлялись бурж. сознанию естественными. В развитых классо­вых обществах обычно взаимодействуют относительно

НОРМА 441

автономные системы социальных Н., присущих раз­личным классам, слоям и обществ. группам.

Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные), по степени обобщён­ности (конкретные образцы определ. действия или об­щие принципы деятельности), универсальности дей­ствия (специфич. привилегии или общезначимые права и обязанности); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характери­стики действия.

Необходимое условие действенности социальных Н.— их обоснованность с т. зр. соответствия их при­нятым в данном обществе ценностям и идеалам, по отношению к к-рым Н. выполняют подчинённую, ин­струментальную функцию. Следование социальным Н. обеспечивается двояко: путём их интернализации (т.е. превращение внеш. требований во внутр. потреб­ность, привычку), происходящей в процессе социали­зации индивида (при этом соблюдение Н. становится для него внутр. потребностью, привычкой), либо за счёт институциализации, включения в структуру общества и социального контроля, т. е. применения различных санкций к тем, чьё поведение отклоняется от приня­тых Н.

Нормативная регуляция может быть традицион­ной — в этом случае критич. отношение к принятым Н. недопустимо, или рациональной, когда выявление и обоснование реально действующих в обществе социаль­ных Н. становится особой задачей. Последнее особенно отчётливо проявляется в науч. деятельности, в рамках к-рой эту задачу решает методологич. самосознание науки.

В условиях социализма вырабатывается система обобщённых и дифференцированных социальных Н., круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепля­емых в конституционно-правовых установлениях, в принципах коммунистич. морали. Важной проблемой социалистич. общества является интернализация этой системы в структуре личности — воспитание нового че­ловека (см. Коммунистическое воспитание).

• Пеньков Е. М., Социальные Н.— регуляторы поведе­ния личности, М., 1972; Бобнева М. И., Социальные Н. и регуляция поведения, М., 1978; М е r t o n R. К., Social theo­ry and social structure, Glencoe, 1957.

НОУМЕН(греч. νοούμενον), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма средневековья и нового времени, где Н. выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуме­нов образует умопостигаемый, или «интеллигибель­ный», мир, учение о к-ром составляет важнейший спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В ин­терпретации Канта Н.— возможная, но недостижи­мая для человеческого опыта объективная реаль­ность, синоним понятия «вещь в себеъ. Согласно Кан­ту, Н. есть лишь «демаркационное понятие», указываю­щее на пределы нашего познания, ограниченного ми­ром явлений.

• Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, i:. 299—313; его же, там же, т. 4(1), М., 1965, с. 134—37; Асмус В. Ф., Этика Канта, там же, с. 24—36.

НОЭЗИС И НОЭМА(греч. νόησις — мышление, по­стижение, разумение и νόημα — мыслимое содержание, мысль), термины платоновской и аристотелевской фи­лософии, относящиеся к теории познания. У Платона ноэзис понимается как мыслящее усмотрение сущности, идеи, основанное на созерцат. природе разума (идея в философии Платона имеет значение «вида», зримого «ли­ка» — эйдоса); ноэма (мысль) есть постижение много­образия вещей как нек-рого единства. Продолжив пла-

НОУМЕН

тоновское учение об уме, Аристотель толковал мышле­ние как определ. соединение и соотнесение ноэм. Исти­на, по Аристотелю, есть адекватное сочетание поэм; ложь — несоответствие утверждений и отрицаний дей-ствит. связям между вещали и смыслами.

Термины «ноэзис» и «поэма» в специфич. значении использованы Гуссерлем и феноменологич. школами. Здесь они связаны с центр. понятием феноменологии — интенционалъностъю (т. е. предметной направленностью сознания). Взаимодополнительные (коррелятивные) аспекты этой направленности (интенциональности) Гуссерль обозначает терминами «ноэзис» и «поэма». Ноэтич. момент интенциональности, ноэзис, или «ноэ-за» (die Noose), есть осмысливающая направленность сознания на объект, к-рый, в свою очередь, как но­ситель смысла (мыслимого содержания) есть ноэма. Подобное различение служит в феноменологич. анали­зе задаче раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения.

•Ахманов А. С., Логич. учение Аристотеля, M., 1960, с. 12—13, 106—08, 126—27; Лосев А. Ф., История антич, эстетики, [т. 2], М., 1974, с. 451—58; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, с. 133—46; Мотрошилова Н. В., Феноменология, в кн.: Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 248—50.

НРАВСТВЕННОСТЬ,см. Мораль.

НУМЕНИЙ (Νοομήνιος) (2-я пол. 2 в.), антич. фило­соф, представитель неопифагореизма и среднего плато­низма, один из предшественников неоплатонизма. Ро­дом из Апамеи в Сирии. Для учения Н. характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Вы­сшее место в этой иерархии занимает первый бог (или первый ум-нус), к-рый неподвижен и есть самоблаго, отец, монада. Наряду с ним вечно сосуществует мате­рия: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи «текучей и нрава страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, к-рый, с одной стороны, созерцает первый ум и умопостигае­мое, с другой — тяготеет к материи, печётся о ней и соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум подвижен: упорядочивая ма­терию и связывая её узами гармонии, он творит космос, к-рый есть третий бог. Однако, но др. источникам, тре­тьим богом является злая мировая душа, тесно связан­ная с материей, от неё произошла смертная часть че-ловеч. души, или неразумная душа. Высшая часть че-ловеч. души (разумная душа) сопричастна первому уму и познаёт его «один на один».

Отличит. чертой Н. является стремление включить в философию вост. мудрость — учения брахманов, иуде­ев, магов и египтян. Аллегорически толкуя Ветхий завет, он пытается понять его в духе платонизма. Но, несмотря на известную фразу Н. о том, что Платон — это «говорящий по-аттически Моисей», не следует пре­увеличивать вост. влияний в философии Н., к-рая в основе своей остаётся в традиции др.-греческой фи­лософии.

• Fragments. Texte etab. et trad, par E. des Places, P., 1973.

* P u е с h H. С., Numenius d'Aparnee et les theologies orienta-les au second siecle, в кн.: Melanges Bidez, Brux., 1934, p. 746—78; M a r t a n o G., Numeriio d'Apamea, Napoii, 1960; Ley de H., Marrobius and Numenius, Brux., 1972.

НУС (греч. voug — разум, мысль, дух), у м, термин др.-греч. философии, начало сознания и самосозна­ния в космосе и человеке, принцип интуитивного зна­ния — в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя).

Черты, характерные для позднейших развитых кон­цепций Н., намечены в элейской школе, считавшей ис­тинное бытие умопостигаемым, и у Анаксагора, поста­вившего Н. у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию Н. дал Аристотель, у к-рого Н.— эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего — стоит во главе иерархии универсума и — как предмет всеобщей любви — ость перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный Н., для к-рого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенци-

ального человеч. H. Хотя у Платона концепция Н. не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-Η, и еди­ным (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксено-крат). Разработка проблемы Н. в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского Н. как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения; атрибуты Н.— единое, су­щее, отец, создатель, первый бог. У Плотина II.— вто­рая ступень в иерархии универсума, сфера истинно су­щего, стоящая ниже породившего её единого-блага. Н.— вечная, насквозь ясная сфера идеальных образ­цов, или блаженных богов,— прекрасный умопостига­емый космос, в к-ром Плотин чётко выделяет объект (бытие), субъект (Н. как чистая мысль) и соединение того и другого («совершенное живое существо» плато­новского «Тимея» 30с, 39е). Ямвлих и Прокл на основании этого тройного деления различали в Н. три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (демиург у Ямвлиха, собственно ум — у Прокла). Понятие Н. играет важную роль в христ. теологии (бог как Н.; «ум­ная» природа ангелов) и антропологии (Н. как образ божий в человеке и средство общения с богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии момен­тами антич. учения об уме-Η, следует считать его раз­работку у Аристотеля и Плотина: представление о тож­дестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интел­лектуальном (умном) созерцании и т. п.

* Fritz K. v., Noog and νοεΐν in the Homeric Poems, «Classical Philology», 1943, v. 38, p. 79—93; его же, Der Νους des Anaxagoras, «Archiv für Begriffsgeschichte», 1964, Bd 9, S. 87—102; его же, Noug, Noeiv and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras), в кн.: The Pre-Socra-tics, ed. Alex. P. D. Mourelatos, N. Y., 1974, p. 23—85; H a m e-1 i n O., La thiorie de l'intellect d'apres Aristote et ses commen-tateurs, P., 1953; см. также лит. к статьям Анаксагор, Неоплато­низм.

НЬЮТОН(Newton) Исаак (4.1.1643, Вулсторп, ок. Грантема,— 31.3.1727, Кенсингтон), англ. физик, аст­роном, математик, основоположник классич. и небес­ной механики. Н. создал дифференциальное и интег­ральное исчисления как адекватный язык математич. описания физич. реальности; в оптике он описал дис­персию света, защищал гипотезу о его корпускулярной природе, хотя сознавал необходимость волновых пред­ставлений для объяснения олтич. явлений. В осн. труде «Математич. начала натуральной философии» (1687) сформулированы понятия и законы классич. механики, дана математич. формулировка закона всемирного тя­готения, доказана тождественность силы тяготения и силы тяжести на Земле, теоретически обоснованы за­коны Кеплера и с единой т. зр. объяснён большой объём опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). В завершённом виде механика Н. явила собой классич. образец науч. тео­рии дедуктивного типа и образец (парадигму) науч. теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.

Наши рекомендации