Исторического развития

Содержание

1. Организационно-методические указания………………………..4

2. Методические указания по подготовке, оформлению и

написанию контрольной работы…………………………………5

3. Примерный тематический план курса «Философия»………......6

4. Программа курса и ее основное содержание……………………7

5. Примерная тематика контрольных работ……………………...14

6. Самостоятельная работа………………………………………...36

7. Рекомендуемая литература теоретического курса
«Философия» для студентов заочного обучения
всех специальностей……………………………………………..44

8. Вопросы для подготовки к экзамену……………………….......48

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Самостоятельная работа

Рекомендации к самостоятельному изучению курса философии студенты получают на установочных лекциях, читаемых преподавателями на сессии. На этой же сессии выбирают тему контрольной работы и согласовывают ее с преподавателем. Студенты самостоятельно работают над изучением учебной литературы и написанием контрольных работ.

Семинарские занятия

Во время семинарского занятия студенты закрепляют и углубляют знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения первоисточников и учебной литературы.

Темы семинарских занятий определяет преподаватель в соответствии с примерной тематикой, а также с учетом учебных часов и профилем факультета. На семинарских занятиях студенты в процессе обсуждения и дискуссий излагают теоретические положения в неразрывной связи с жизнью, практикой, с задачами сельскохозяйственного производства, совершенствования всех сторон нашей жизни.

Консультации

Групповые консультации проводятся преподавателями перед экзаменом. Индивидуальные консультации студенты могут получить у преподавателей согласно распорядку работы методического кабинета.

Экзамен

В соответствии с графиком учебного процесса студенты сдают один экзамен по курсу философии. Экзамен проводится по билетам, утвержденным кафедрой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И

НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом по курсу философии студенты-заочники выполняют одну письменную контрольную работу.

Вопросы и список литературы указаны к каждой теме в примерной тематике контрольных работ. Объем каждой контрольной работы - 18 страниц школьной тетради.

Тема должна быть изложена на основе современной научной и учебной литературы и первоисточников в соответствии с узловыми вопросами четко и аргументировано. Теоретические положения необходимо излагать в неразрывной связи с практикой общественной жизни, спецификой аграрного университета и избранной специальности.

Оформление контрольной работы:

Писать нужно чернилами, четким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определенный интервал между строчками. На обложке тетради указывается домашний адрес, фамилия, имя, отчество студента. На первой странице текста указывается номер темы, ее название и план работы. В конце работы приводится список использованной литературы. Ответ на вопрос в тех вариантах, где это требуется, может быть выполнен в виде схемы, таблицы.

Контрольную работу студент пишет по избранной теме в соответствии с начальной буквой своей фамилии и порядковым номером темы, выбирая из предложенных одну.

Задания включают в себя 28 вариантов контрольных работ.

Студенты выполняет контрольную работу по одному из вариантов.

А, Ч, 1, 9, Е, О, 14, 23,
Б, Х 2, 10, Ж, Н, 7, 28,
К, Ю 3, 17 3, П, 8, 22,
В, Щ, 4, 25, Р, Т, 16, 24
Л, Ф, 12,20 И, Ш 15, 26,
Г, Ц, 5, 13, М, Я 19, 27,
Д, У, 6, 21 Э, С, 11, 18,

Контрольные работы, которые не указаны в шифре, не принимаются. Студенты, не выполнившие контрольных работ, к экзамену не

допускаются.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ФИЛОСОФИЯ» (ЛЕКЦИИ)

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. 2 часа
    Основные направления и школы философии, этапы ее исторического развития. 2 часа  
Онтология (учение о бытии) 2 часа
Гносеология 2 часа
Социальная философия 2 часа
Философия науки 2 часа

ПРОГРАММА КУРСА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет и природа философского знания. Понимание философии в качестве особой формы духовной деятельности. Мировоззренческая природа философского знания. Генезис философии. Соотношение

мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения. Проблема научности философии.

Структура философского знания, основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания),

антропология и социальная философия (учение о человеке и обществе),

аксиология (теория ценностей).

Основные направления традиционной и современной философии: материализм, объективный и субъективный идеализм; рационализм, иррационализм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм,

аналитическая философия и постмодернизм.

Философия как многофункциональная система: методологическая, мировоззренческая, интегративная, критическая, аксиологическая и прогностическая функции философии. Философия и культура. Сельское хозяйство как важный культурообразующий фактор развития

человечества в истории.

Раздел 2. Основные направления и школы философии, этапы её

исторического развития

I. Основные исторические этапы развития мировой философии,

направления и школы. Философская мысль Древнего Востока:

1. Древняя Индия: философия джайнизма, индуизма и буддизма.

2. Древний Китай: даосизм, конфуцианство.

3. Наука Древнего Востока.

II. Античная философия (Древняя Греция):

1. Досократический период: милетская школа. Гераклит Эфесский, элейская школа, пифагорейская школа. Демокрит, софисты.

2. Классический период античной философии: Сократ, Платон,

Аристотель.

3. Школы эллинистического периода: киники, стоики, эпикурейцы и скептики.

4. Античная наука.

III. Философия эпохи Средневековья (IV – XVвв.):

1. Патристика: Августин Блаженный.

2. Схоластика: Фома Аквинский.

3. Средневековая наука.

IV. Философия эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.):

1. Пантеизм: Николай Кузанский и Джордано Бруно.

2. Гуманизм: Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский.

3. Социальная философия Николо Макиавелли, «Утопия» Томаса Мора.

4. Наука в эпоху Возрождения.

V. Философия эпохи Нового Времени (XVII в.):

1. Рационализм: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц.

2. Эмпиризм: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

3. Наука Нового времени.

VI. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.): Жан-Жак Руссо, Вольтер, Дени Дидро, Поль Гольбах.

VII. Немецкая классическая философия:

1. Иммануил Кант, Георг Фридрих Вильгельм Гегель.

2.Антропологический материализм: Людвиг Фейербах.

3. Диалектический материализм: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

VIII. Постклассическая философия XIX века:

1. Позитивизм: Огюст Конт, Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль.

2. Философия жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон.

IX. Западноевропейская философия 20 века:

1. Экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Альбер Камю.

2. Феноменология: Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер.

3. Философская герменевтика: Ганс Георг Гадамер, Поль Рикёр.

4. Прагматизм: Чарльз Пирс, Джон Дьюи.

X. Русская философия 19-20 веков:

1. Славянофилы и западники: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

2. Система религиозной философии В.С. Соловьёва.

3. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева.

4. Русский космизм: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Фёдоров.

Наши рекомендации