Исторического развития
Содержание
1. Организационно-методические указания………………………..4
2. Методические указания по подготовке, оформлению и
написанию контрольной работы…………………………………5
3. Примерный тематический план курса «Философия»………......6
4. Программа курса и ее основное содержание……………………7
5. Примерная тематика контрольных работ……………………...14
6. Самостоятельная работа………………………………………...36
7. Рекомендуемая литература теоретического курса
«Философия» для студентов заочного обучения
всех специальностей……………………………………………..44
8. Вопросы для подготовки к экзамену……………………….......48
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Самостоятельная работа
Рекомендации к самостоятельному изучению курса философии студенты получают на установочных лекциях, читаемых преподавателями на сессии. На этой же сессии выбирают тему контрольной работы и согласовывают ее с преподавателем. Студенты самостоятельно работают над изучением учебной литературы и написанием контрольных работ.
Семинарские занятия
Во время семинарского занятия студенты закрепляют и углубляют знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения первоисточников и учебной литературы.
Темы семинарских занятий определяет преподаватель в соответствии с примерной тематикой, а также с учетом учебных часов и профилем факультета. На семинарских занятиях студенты в процессе обсуждения и дискуссий излагают теоретические положения в неразрывной связи с жизнью, практикой, с задачами сельскохозяйственного производства, совершенствования всех сторон нашей жизни.
Консультации
Групповые консультации проводятся преподавателями перед экзаменом. Индивидуальные консультации студенты могут получить у преподавателей согласно распорядку работы методического кабинета.
Экзамен
В соответствии с графиком учебного процесса студенты сдают один экзамен по курсу философии. Экзамен проводится по билетам, утвержденным кафедрой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И
НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом по курсу философии студенты-заочники выполняют одну письменную контрольную работу.
Вопросы и список литературы указаны к каждой теме в примерной тематике контрольных работ. Объем каждой контрольной работы - 18 страниц школьной тетради.
Тема должна быть изложена на основе современной научной и учебной литературы и первоисточников в соответствии с узловыми вопросами четко и аргументировано. Теоретические положения необходимо излагать в неразрывной связи с практикой общественной жизни, спецификой аграрного университета и избранной специальности.
Оформление контрольной работы:
Писать нужно чернилами, четким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определенный интервал между строчками. На обложке тетради указывается домашний адрес, фамилия, имя, отчество студента. На первой странице текста указывается номер темы, ее название и план работы. В конце работы приводится список использованной литературы. Ответ на вопрос в тех вариантах, где это требуется, может быть выполнен в виде схемы, таблицы.
Контрольную работу студент пишет по избранной теме в соответствии с начальной буквой своей фамилии и порядковым номером темы, выбирая из предложенных одну.
Задания включают в себя 28 вариантов контрольных работ.
Студенты выполняет контрольную работу по одному из вариантов.
А, Ч, | 1, 9, | Е, О, | 14, 23, |
Б, Х | 2, 10, | Ж, Н, | 7, 28, |
К, Ю | 3, 17 | 3, П, | 8, 22, |
В, Щ, | 4, 25, | Р, Т, | 16, 24 |
Л, Ф, | 12,20 | И, Ш | 15, 26, |
Г, Ц, | 5, 13, | М, Я | 19, 27, |
Д, У, | 6, 21 | Э, С, | 11, 18, |
Контрольные работы, которые не указаны в шифре, не принимаются. Студенты, не выполнившие контрольных работ, к экзамену не
допускаются.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ФИЛОСОФИЯ» (ЛЕКЦИИ)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. | 2 часа | |
Основные направления и школы философии, этапы ее исторического развития. | 2 часа | |
Онтология (учение о бытии) | 2 часа | |
Гносеология | 2 часа | |
Социальная философия | 2 часа | |
Философия науки | 2 часа |
ПРОГРАММА КУРСА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
Предмет и природа философского знания. Понимание философии в качестве особой формы духовной деятельности. Мировоззренческая природа философского знания. Генезис философии. Соотношение
мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения. Проблема научности философии.
Структура философского знания, основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания),
антропология и социальная философия (учение о человеке и обществе),
аксиология (теория ценностей).
Основные направления традиционной и современной философии: материализм, объективный и субъективный идеализм; рационализм, иррационализм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм,
аналитическая философия и постмодернизм.
Философия как многофункциональная система: методологическая, мировоззренческая, интегративная, критическая, аксиологическая и прогностическая функции философии. Философия и культура. Сельское хозяйство как важный культурообразующий фактор развития
человечества в истории.
Раздел 2. Основные направления и школы философии, этапы её
исторического развития
I. Основные исторические этапы развития мировой философии,
направления и школы. Философская мысль Древнего Востока:
1. Древняя Индия: философия джайнизма, индуизма и буддизма.
2. Древний Китай: даосизм, конфуцианство.
3. Наука Древнего Востока.
II. Античная философия (Древняя Греция):
1. Досократический период: милетская школа. Гераклит Эфесский, элейская школа, пифагорейская школа. Демокрит, софисты.
2. Классический период античной философии: Сократ, Платон,
Аристотель.
3. Школы эллинистического периода: киники, стоики, эпикурейцы и скептики.
4. Античная наука.
III. Философия эпохи Средневековья (IV – XVвв.):
1. Патристика: Августин Блаженный.
2. Схоластика: Фома Аквинский.
3. Средневековая наука.
IV. Философия эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.):
1. Пантеизм: Николай Кузанский и Джордано Бруно.
2. Гуманизм: Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский.
3. Социальная философия Николо Макиавелли, «Утопия» Томаса Мора.
4. Наука в эпоху Возрождения.
V. Философия эпохи Нового Времени (XVII в.):
1. Рационализм: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц.
2. Эмпиризм: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.
3. Наука Нового времени.
VI. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.): Жан-Жак Руссо, Вольтер, Дени Дидро, Поль Гольбах.
VII. Немецкая классическая философия:
1. Иммануил Кант, Георг Фридрих Вильгельм Гегель.
2.Антропологический материализм: Людвиг Фейербах.
3. Диалектический материализм: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
VIII. Постклассическая философия XIX века:
1. Позитивизм: Огюст Конт, Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль.
2. Философия жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон.
IX. Западноевропейская философия 20 века:
1. Экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Альбер Камю.
2. Феноменология: Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер.
3. Философская герменевтика: Ганс Георг Гадамер, Поль Рикёр.
4. Прагматизм: Чарльз Пирс, Джон Дьюи.
X. Русская философия 19-20 веков:
1. Славянофилы и западники: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.
2. Система религиозной философии В.С. Соловьёва.
3. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева.
4. Русский космизм: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Фёдоров.