Два подхода к вопросу о путях развития человечества

- человечество развивается по пути прогресса, проходя стадии

- история развития человечества есть круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Тойнби, Данилевский)

Пути развития общества: прогресс (эволюция - в ходе постепенного

непрерывного накопления изменения – революция - коренные преобразования ,

резкий переход от одного состояния к другому) и регресс (упадок в развитии, движение назад,

изменения к худшему, утрата способности выполнять какие –то функции)

Несмотря на многообразие форм общественной жизни, сегодня все больше государств и народов мира втягивается в процесс глобализации.

Глобализация –процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациям, государствами.

Цивилизация – это общность, обладающая рядом определенных признаков. Наиболее значимым, основополагающим признаком является присущая каждой цивилизации собственная система духовных ценностей.

Типы цивилизаций Восточная цивилизация (традиционное общество)

1) человек должен следовать естественному ходу развития мира, стараясь, по возможности,

как можно меньше вмешиваться в этот процесс;

2) человек тесно связан с природой;

3) доминирует принцип коллективизма: интересы коллектива, интересы личности

4) уважение и соблюдение традиций строгая иерархичность общества;

5) контроль государства над обществом;

Западная цивилизация (индустриальное общество)

1) нацеленность людей на изменение, переустройство мира;

2) человек считает себя «царем природы»;

3) прошлое (традиции) не обладает серьезной ценностью; важнее настоящее и будущее;

4) ценность личности, ее прав и свобод;

5) ценится стремление сделать карьеру, реализовать свои возможности;

6) высокая социальная мобильность;

12. Типология обществ.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

1)Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, основанными на традициях. Поведение индивидов в нем регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Для него характерны низкие темпы развития, производства.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

1) Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитая рыночная система, капитализм, высокая мобильность.

2) В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества, вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

13. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли не­сколько этапов. Принято выделять классический, неклассический, постнеклассический этапы.

Классическому этапусоответствует время от возникновения философии в Древней Греции (VI век до н.э.) до немецкой классической фи­лософии (XIX век) включительно.

Развитие математики и механики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться науки об обществе. С XVIII века этот идеал на­учного знания был еще более упрочен физическими науками, а потому стремление реализовать этот идеал стало проявляться даже в философии.

Неклассический этапв развитии социальных и гуманитарных наук, который начинается с середины XIX века, характеризуется тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. Возника­ют новые подходы к пониманию сущности социально-гуманитар­ного знания, его предмета и методов. Быстрый рост с конца XIX века экономических, политических, социологических, психоло­гических, философских и особенно культурологических знаний привел большинство исследователей к мысли о принципиальном отличии социально-гуманитарных наук от физико-математичес­ких и, шире, естественных наук, о невозможности использовать в социально-гуманитарных науках методологические установки наук естественных. Идею об особом статусе наук о «душе человека» от­стаивали уже А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев и мно­гие другие философы XIX—начала XX века.

Постнеклассический этап в развитии социально-гуманитарного знания связан с именами известных западных мыслителей Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Делеза,Ж. Деррида, Ж. Лиотара, М. Фуко и др., расцвет творче­ства которых пришелся на период 50—70-х гг. XX века. Новые явления в развитии культуры общества после 60-х гг. XX века в области искусства, информации, науки, социально-поли­тических процессов породили новые варианты осмысления мира и новое выражение самоощущения человека современной эпохи. Выдвигается идея ценности хаоса и «беспорядочного мира». На смену идее упорядоченности мира приходит идея «привнесения хаоса в порядок». Мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность.

1)Древнекитайская философия: В центре человек, его моральный облик. Человек зажат между небом и землей. «От человека ничего не зависит» Культ предков.

2. Древнегреческая философия: а) Сократ – познание истин. Принцип самопознания как истинного блага. Разум толкает человека на добрые поступки.

Б) Платон – вещи- подобие и отражение идей; сущность красоты есть прекрасное

В) Аристотель – основные принципы бытия, красота заключена в математических пропорциях.

Г) Пифагор – учение о мире как стройном космосе, математическое выражение соотношения тонов в музыке.

Д) Гераклит – противоречие – созидатель гармонии

3) Эпоха просвещения: вера в прогресс и познание мира через разум, нужно учиться использовать разум в политической жизни. Естественный человек – гражданские права.

14*. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Лидеры славянофильства – А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин – выступали с обоснованием самобытного пути развития России.

Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории.

Славянофилы не рассматривали русскую историю как идеальную и бескризисную, а наоборот, подчеркивали ее сложность и драматичность.

ЗАПАДНИЧЕСТВО

Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся П.Я.Чаадаев (1794 – 1856), А.И.Герцен (1812 – 1870), В.Г.Белинский (1811 – 1848), Т.Н.Грановский (1813 – 1855), Н.В.Станкевич (1813 – 1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. При этом в отличие от Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты русского крестьянина. Вместе с тем А.И.Герцен, так же как и В.Г.Белинский, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание.

Обоснование и защиту анархических идей М.А.Бакунин ведет с позиций антропологического материализма и идей Гегеля о диалектической ценности и внутренней неизбежности отрицания. Исходя из этих основополагающих принципов М.А.Бакунин рассматривает исторический процесс как результат «борения начал» - животности и человечности. Основу исторического процесса, по его мнению, составляют следующие три принципа: человеческая животность, мысль и бунт.

Наши рекомендации