Философия и национальное самосознание
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
БЕЛАРУСИ
Основные темы и особенности русской философии. Философская мысль в России стала кристаллизацией особенностей русской культуры в целом, уникальность исторического пути которой одновременно определяют особую оригинальность и самобытность русской философии и особую востребованность ее изучения.
Отметим некоторые особенности русской философии:
– сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
– специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;
– большая роль проблем морали и нравственности.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. Это был период приобщения Руси к миру византийской восточно-христианской культуры открыло для нее и философское наследие античности (Платон, Аристотель и др.). Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
–Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
– Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
– Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии — проблемы разума, познания);
– Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Дальнейшее развитие русской философии связано со становлением централизованного Русского государства (Московской Руси) (XIII–XVII вв.). Среди видных философов данного периода нужно выделить:
– Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов), основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
– Филофей (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим - Константинополь - Москва.
Временем появления философии в России в ее современном значении можно считать 1755 г. – год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 — 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой – как поэт и религиозный мыслитель. Так же в это время живут и действуют такие мыслители, как, М.М.Щербатов, А.М.Радищев, в трудах которых преобладала социальная и нравственная проблематика.
Формирование собственно русской философии относится к середине ХIХ века. Начиная с П.Я.Чаадаева, русская философия изначально заявляет о себе как о философии истории с центральной проблемой – «Россия-Запад». Заявив о «темном прошлом» России Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофилов по поводу исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре.
Западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, В.П.Боткин, К.Д.Кавелин и др.) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений, развития наук и образования как факторов прогресса.
Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский и др.) идеализируя русскую историю, считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.
Линия религиозной философии во второй половине ХIХ века связана с именамиВ.С.Соловьева, Б.Н.Чичерина, С.Н.Трубецкого и др. Ключевое место в ней принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя В.С.Соловьева. Доминирующими у Соловьева являются два ряда идей: учение об Абсолюте и учение о Богочеловечестве.
Рубеж ХIХ-ХХ веков характеризуют как «золотой век» русской философии,связанный с творчеством таких выдающихся философов, какП.Б.Струве, Н.А.Бердяев, С.Н.Франк, Л.И.Шестов, Н.О. Лосский, П.А.Флоренский и др. Оригинальным течением мысли в этот период выступил русский космизм (Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, К.И.Циолковский и др.) и русский марксизм (В.Н.Плеханов, В.И.Ленин и др.).
Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г., после которых философия была преимущественно подчинена идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли.
Философская мысль Беларуси. Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:
– отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем – ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);
– ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;
– трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);
– невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;
– отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.
Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географическитерриториальную специфику философствования.
Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:
– истоки философской мысли Беларуси усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.). Знаковыми фигурами этого периода являются К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая, так как они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию», что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслугу усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей.
– важный этап – гуманистическое и реформационное движение (XVI – первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф. Скорины, гуманиста и первопечатника 1-й половины XVI в. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Тяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены С. Полоцким, в XVIII в. – Г. Конисским. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями.
В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызывала проблема происхождения мира, божественного и природного. В этом отношении показательна рационалистически-теологическая концепция С. Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, избранный Богом для спасения человечества.
Особое место занимает этап господства идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII – первая половина ХIХ вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, утверждающего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), филаретов (друзей добродетели), актуализировавших социально-философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я. Чечота, А. Нарушевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др.
Значительный этап – национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка, пробуждения национального самосознания. Эти идеи рассматривались в творчестве Ф. Богушевича, М. Богдановича, А. Пашкевич, Я. Купалы, Я. Коласа и др. Философски значимой становится тема национального самосознания и национальной идентичности в работе И. Абдираловича «Адвечным шляхам: дасьледзiны беларускага светагляду» и философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!».
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX-XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы истоки русской философии? В чем ее отличительные черты?
2. Назовите основных представителей «западничества» и «славянофильства».
3. Назовите основных представителей русского космизма.
4. Назовите основных представителей русского марксизма.
5. Назовите имена представителей революционно-демократической мысли Беларуси, оцените их вклад в развитие белорусской культуры.
Основные понятия
Антитринитаризм– рационалистическое течение в эпоху белорусского Возрождения (С.Будный и др.), отрицавшие догмат о божественной Троице.
Западники– направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг. XIX в. Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.
Русский космизм – религиозно-философское и естественнонаучное учение, базирующееся на распространении учения эволюции на весь космос. Основная идея – о смысловой упорядоченности, целостности Вселенной и особой миссии в ней человека.
Русская идея – совокупность социально-философских взглядов на специфику исторического пути России, особенности русского миро-и жизнепонимания.
Славянофилы– представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского.
Филареты (с греч. друзья добродетелей) – тайное общество 20-х гг. XIX в. в Вильно. Ставили задачу дать «патриотически-научное» образование молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Находились под влиянием филоматов.
Филоматы (от греч. любители знания) – студенческое общество Виленского университета, представители которого выступали за национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры. Изучали западноевропейских философов, ставили вопрос об отмене крепостного права.
Философия положительного всеединства – философская концепция В. Соловьева, гносеологическим аспектом которой является теория цельного знания, противостоящая как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Онтология. Раздел философского знания, изучающий бытие, называется онтологией. Отцами онтологии считают Парменида и Платона. Главными категориями этого раздела выступают «бытие» и «небытие». Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.
Основные формы бытия:
1) Бытие вещей (тел), явлений, процессов. Различают бытие «первой природы» – реальности, существующей миллиарды лет до человека и без его вмешательства. «Вторая природа» – мир, созданный человеком.
2) Бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие во всех его биологических, социальных и духовных проявлениях.
3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяют индивидуализированное (это сознание, духовный мир индивида) и объективированное (язык, идеалы, нормы, ценности и т.д.) духовное.
4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Одной из проблем онтологии является поиск основания бытия – субстанции(от лат. substantia –сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует благодаря самому себе и не нуждается в других основаниях.
В философском знании сложились два основных подхода к пониманию субстанции – идеалистический и материалистический. Идеализмпредполагает, что «до» и «независимо от» мира вещей существует особая идеальная реальность (мировой разум), которая гарантирует устойчивость и гармонию в изменчивом мире. Материализм базируется на том, что в мире нет ничего, кроме движущейся самоорганизующейся материи, представленной множеством объектов мирового целого.
Основой многих субстанциальных онтологических концепций выступает понятие «материя» (от лат. materia – вещество). В трактовке этого понятия можно выделить ряд этапов.
Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).
Второй этап – атомистические представления о материи. Он зарождается в учении древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита. Материя здесь отождествлялась с атомами, обладавшими комплексом вечных и неизменных свойств (массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью).
Третий этап – гносеологическое понимание материи. Он связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий. В традиции этого этапа материя определяется через соотношение с сознанием, а также были окончательно разведены конкретно научный и философский подходы к пониманию материи. Классическое определение материи сформулировано В. И. Лениным, в котором было выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью.
Четвертый этап – субстанциально-аксиологические представления о материи.Он возник в середине XX века и утверждает, что у материи много атрибутов (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время и др.).
В целом мир рассматривается как особого рода система, где выделяют различного рода уровни, связи и структуры. Выделим основные: неживая природа, живая природа, социум (человеческое общество).
Динамическая организация бытия. Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий «движение», «развитие» и «покой».
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения: физическую, химическую, биологическую, социальную и духовную.
Категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Существуют две тенденции развития – прогресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация).
Категория покой фиксирует относительную устойчивость и определенность всякого сущего.
Пространственная организация бытия обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Временная организация бытия указывает на свойства вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.
К основным свойствам пространства обычно относят:
– размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (например, длина, ширина, высота вещи). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности;
– изотропность– свойство равенства всех пространственных измерений.
К основным свойствам времени обычно относят:
– необратимость – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.
В истории сложились две основные концепции пространства и времени:
1)субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон). Пространство и время рассматриваются как особые самостоятельные сущности, при этом пространство предстает как абсолютная пустота, а время – как бесконечный поток событий и состояний;
2)реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Пространство и время рассматриваются не как особые самостоятельные сущности, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля и т.д.).
Диалектическая модель развития. В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории (неосновные законы).
Основные принципы диалектики:
1)принцип всеобщего развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);
2)принцип всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).
Традиционно законы диалектики подразделяются на:
1)основные (раскрывают сущность развития); 2) неосновные (дополняют картину развития).
Основные законы диалектики:
1)закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (указывает источник развития). Согласно этому закону источник развития – это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса;
2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития и то, каким именно образом оно происходит). Согласно этому закону постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества;
3)закон отрицания отрицания (указывает направленность и форму развития). Согласно этому закону развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния, как его снятия, поэтому оно имеет форму расширяющейся спирали и всегда направлено.
Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.
К исторически значимым формам диалектики обычно относят: диалектику древней философии (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии (идеалистическая) и материалистическую диалектику (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Синергетическая модель развития. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г.Хакер, И.Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов сложных самоорганизующихся открытых систем.
Основные идеи (принципы) синергетики:
– «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;
– хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;
– для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;
– в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат?
2. Какой смысл вы вкладываете в понятия «движение», «развитие», «прогресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом?
3. В каких значениях термин «диалектика» употреблялся в истории философии?
4. Назовите основные законы диалектики.
5. Что нового дает синергетика для понимания категории развития?
Основные понятия
Бытие – философская категория, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования.
Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Диалектика– одна из концепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего. В марксизме рассматривалась как всеобщая теория развития и универсальный метод познания.
Движение –это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.
Материя(в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.
Объективная реальность– совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы.
Онтология(от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии; раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира.
Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру.
Развитие– это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Реальное пространство и время – характеризует объективные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо от человека в пространственно-временной организации мира.
Реляционная концепция – рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут.
Синергетика (греч. synergeia – содействие, сотрудничество) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации сложных, далеких от равновесного состояния, открытых саморазвивающихся систем.
Субстанция – это абсолютное первоначало, то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.
Субстанциальная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Понятие природы.В широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реальность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.
Специфика философского анализа природы. Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.
Эволюция представлений о природе в философии и науке. Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. В древностисилы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античноммышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В средневековьеприрода ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождениячеловек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек- творение природы, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.
Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной. В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого числа эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.
Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения – учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления - биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию.
Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации. Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно выделить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.
Проблема коэволюции общества и природы.Идея коэволюции(т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека и сохранением целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков путь выживания и развития человечества.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете смыслы понятия «природа»?
2. В чем же особенности философского анализа природы?
3. Какие идеи соединяет концепция глобального эволюционизма?
4. Кто создал учение об эволюции биосферы и ноосферы?
5. Назовите типы взаимодействия общества и природы.
6. Какой смысл вкладывается в понятие «коэволюция»?
Основные понятия
Биосфера– земная оболочка, охваченная жизнью.
Вселенная–весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.
Картина мира – это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.
Коэволюция–со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов определенной системы. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности биосферы и в то же время создает условия развития общества.
Ноосфера(греч. nous –разум) – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Природав широком смысле слова вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле – совокупность естественных условий существования человечества.
Экологическая культура общества–это духовный идеал разумного, заботливого отношения к природе и соответствующие нормы человеческой деятельности.
Экологическое сознание– совокупность знаний о взаимосвязях в системе «человек-природа», а также чувства и убеждения, направленные на сохранение природы.
Экологический кризис –ситуация нарушения динамического равновесия между обществом и внешней средой.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.