Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
ОСНАВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Глоссарий
Курс 1
Семестр 1
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 2 года
Квалификация выпускника магистр
Казань, 2015
Составитель: Королев Валерий Васильевич, к.филос.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Рецензент: Юзеев Айдар Нилович , д.филос.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденции»
Утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № 13 от 30.06. 2015 г.
Зав. кафедрой Юзеев Айдар Нилович, д.филос.н., профессор
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2015
© Королев В.В.., 2015
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015
ГЛОССАРИЙ
Абсолют –безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное; абсолют противопоставляется относительному и обусловленному бытию.
Абсолютная идея –центральное понятие философии Г. Гегеля, обозначающее субъект-субстанцию мира: основу всего сущего и источник его развития.
Автономия – (буквально: свой закон) неподчиненность ничему внешнему, невыводимость из внешнего, определенность исключительно изнутри, своим внутренним законом бытия (например, – автономия морали у И. Канта, автономия личности (см.).
Агностицизм –философское направление, представители которого отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь изучением явлений.
Аксиология –философское учение о ценностях, – их природе, видах, иерархии и месте в реальности.
Антиномия– противоречие, обе части которого одинаково обосновываются разумом.
Антропогенез – происхождение человека.
Антропологизм –философская концепция, усматривающая в понятии "человек" основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления.
Антропология философская – общее философское учение о человеке, присущее какой-либо эпохе или мыслителю; в узком смысле – направление в философии 20-го века, делающее человека главным предметом осмысления (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер).
Антропоцентризм – мировоззренческая установка при которой любые проблемы ставятся и решаются в свете отношения к проблеме человека. См. также теоцентризм, космоцентризм и социоцентризм.
Апейрон – (буквально: беспредельный, неопределенный) понятие в философии Анаксагора (Милетская школа), обозначающее первоначало всех вещей.
Аполлонизм – понятие в философии Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и особенно Ф. Ницше, обозначающее одно из первоначал культуры: рациональное и светлое, гармоничное, – в противовес дионисийству (см.).
Апологетика – (апология – защита) раннехристианская философия, имевшая целью защиту христианства перед лицом языческой философии; в широком смысле – вообще аргументированная защита какого-либо мировоззрения.
Апория – (буквально: затруднение) в философии Зенона Элейского рассуждение, показывающее немыслимость движения.
Апостериори– (буквально: после опыта) знание, основанное на эмпирическом опыте; отсюда прилагательное апостериорный.
Априори – (буквально: до опыта) знание, предшествующее опыту и не зависящее от него; отсюда прилагательное априорный.
Аскетизм – (буквально: упражнение) подчинение тела духу.
Атеизм – отрицание существования Бога.
Атман – в древнеиндийской философии: душа (дух) человека, являющийся проявлением Брахмана (см.), равный ему.
Атом – (буквально: неделимый) понятие древнегреческой философии (Левкипп, Демокрит), обозначающее мельчайшую неделимую частицу: истинным бытием (бытием по истине) являются в этой концепции атомы и пустота.
Биосфера – совокупность живых организмов Земли, образующая единую систему.
Богочеловечество – понятие В.С. Соловьева, раскрывающее глубинный смысл истории, – всё большее воссоединение человечества (как единого «Великого Существа») с Богом.
Брахман – в древнеиндийской философии: Мировой, абсолютный Дух, являющийся единственным истинным бытием, тогда как материальный мир есть иллюзия, покров, скрывающий Истину: к воссоединению с Брахманом должен стремиться Атман (см.).
Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в 6-ом веке до н.э.; в основе буддизма лежит признание страдания сущностью жизни, а благодаря вере в реинкарнацию (см.) страдания делаются бесконечными; главной целью человека провозглашается избавление от страданий; путь избавления от страданий лежит через отказ от желаний, этот путь ведет в нирвану (см.).
Бытие – исходное понятие философии, выражающее сам факт присутствия того, что присутствует, – чистое существование, основа и всеобъемлющее единство всего сущего; Бытие есть открытая возможность, в силу которой сбывается, получает конкретное существование каждая вещь. Бытие разделяется на виды: идеальное бытие (см.) и реальное бытие (см.); реальное бытие имеет три уровня (см.): физическое (см.) и органическое (см.) (относящиеся к материальному бытию (см.), а также духовное бытие (см.).
Вещь-в-себе – понятие философии И. Канта, обозначающее вещь, как она есть сама по себе, мыслимую вне нашего познания.
Время –форма бытия, выражающая длительность существования, последовательность смены состояний вещи.
Всеединство – философский принцип, согласно которому каждое сущее едино со всяким другим и со всем миром, и с Богом в высшем единстве бытия.
Гедонизм – направление в философии, считающее наслаждение высшей ценностью и стремление к наслаждению – главным мотивом жизни и деятельности человека.
Геополитика – направление политической философии, ставящее целью осмысление мировой истории и мировой политики как арены противоборства «цивилизации земли» и «цивилизации моря».
Гносеология –одна из главных сторон философского знания, примыкающая к онтологии (см.), – философское учение о познании; главные проблемы гносеологии: познаваемость мира, границы познания, познавательные способности человека, сущность и критерии истины.
Государство – основной институт политической системы общества, высшая форма организации народного духа, предполагающая наличие легитимной верховной власти, обладающей суверенитетом на определенной территории, а также системы управления, восходящей к такой власти.
Гражданские права – права человека как члена гражданского общества (см.): право на свободу слова, свободу вероисповедания, свободу доступа к информации, на создание общественных и политических объединений, на участие в них и т.д.; гражданские права смыкаются с политическими.
Гражданское общество – понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д.; сфера самопроявления «свободных граждан» и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти.
Дао – (буквально: путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее не выразимое в словах первоначало мира, высший принцип бытия, «путь естественности», «путь всех вещей», «ритм бытия».
Даосизм – направление в древнекитайской философии, центральным понятием которого является Дао (см.), стать совершенномудрым можно только научившись «следовать Дао», следование Дао выражается через принцип «недеяния».
Дедукция – (буквально: выведение) логический метод, предполагающий переход от общих посылок к частным выводам, логически достоверное выведение следствий.
Деизм –религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, не вмешивается в течение его событий.
Детерминизм –философское учение о всеобщей причинной связи вещей и событий; в классической своей форме детерминизм отрицает случайность, утверждая, что каждое событие однозначно предопределено причинами; понятие свободы в этой концепции сводится к «познанной необходимости».
Диалектика – в древнегреческой философии – искусство ведения беседы, спора, искусство выявить противоречия в рассуждениях собеседника; начиная с Гегеля, диалектика понимается как всеобщий принцип развития на основе единства и борьбы противоположностей, через возникновение и разрешение объективных противоречий; гегелевская схема диалектического развития предполагает переход от тезиса к антитезису и разрешение их противоречия в синтезе, который становится началом нового витка развития.
Диалектическое мышление– форма мышления, исходящая из признания противоречивости и неоднозначности бытия, как такового, состоящая в выявлении этих объективных противоречий, ориентированная на всестороннее познание предмета в его конкретной неоднозначности, предполагающая развитие неотъемленым свойством действительности.
Дионисийство – понятие в философии Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и особенно Ф. Ницше, обозначающее одно из первоначал культуры: оргиастически-иррациональное, темное, экстатически-страстное, стихийное – в противовес аполлонизму (см.).
Дуализм –философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального; в нравственной философии дуализм утверждает добро и зло как два равноправных начала бытия.
Дух – высшая часть человеческой природы, обращенная к абсолютному и вечному, являющаяся основой смыслополагания и личностного самоопределения; основными духовными способностями являются религиозная, нравственная, творческая, интеллектуальная; воплощением человеческого духа, формой осуществления духовной жизни является духовная культура, – а также «дух времени», «дух народа» и т.д.
Духовное бытие – высший уровень бытия, характеризующийся независимостью от пространства и времени, к которому человек причастен, благодаря своему духу (см.); духовное бытие открывается в постижении Истины, Добра и Красоты, в переживании Святыни, к законам духовного бытия обращена Мудрость.
Духовность – особое качество человеческого бытия, определяемое духом (см.), состояние и направление духовной жизни человека.
Душа– понятие, обозначающее жизненную сущность – преимущественно человека, однако в широком смысле вообще всего одушевленного, а также внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений понятие души относится к особой нематериальной субстанции, независимой от тела.
Естественное право – понятие, обозначающее основу и предпосылку создания правовых норм, независимую от воли законодателя и общую всем людям, принадлежащую к основам бытия человека; концепция естественного права предполагает, что человек имеет некоторые фундаментальные права в силу самой человеческой природы, просто потому что он – человек.
Западничество – направление в общественной и философской мысли России 19-го века, полагающее, что единственным возможным путем исторического развития является европейский путь, что Россия отстала от Европы, но может на этом пути догнать и, возможно, перегнать Запад; идейным оппонентом западничества было славянофильство (см.).
Идеализм –одно из главных философских направлений, утверждающее, что духовное бытие (см.) – первично, а материальное бытие (см.) – вторично, производно.
Идеальное бытие – бытие математических сущностей, логических категорий, духовных ценностей, – бытие не имеющее локализации в пространстве (см.) и времени (см.).
Имманентный – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, процессу; противоположность имманентному – трансцендентный (см.).
Индетерминизм –философское учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность всех явлений и признающее вариативность развития, случайность неотъемлемым свойством бытия.
Индивид – (буквально: неделимый) человек, как «социальный атом».
Индивидуальность – совокупность свойств и качеств, присущая только данному индивиду (см.), «социальная личность».
Инновация – внесение чего-то нового; наряду с консерватизмом (см.), является одним из моментов традиции (см.).
Институт (социальный) – общественное установление, распорядок, узаконенный какими-либо нормами; а также сама эта совокупность норм права, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере жизни общества.
Интеллектуальная интуиция – понятие, введенное Р. Декартом, и обозначающее способность разума с непосредственной очевидностью «опознать» истину.
Интуитивизм – направление в философии, признающее интуицию единственным органом познания истины, как правило, интуитивизм предполагает недоверие к разуму.
Инь и Ян – в китайском мировоззрении обозначают два первоначала, присутствующие в каждой вещи: ян – ясное, твердое, теплое, активное, поднимающееся вверх, а инь – мутное, неопределенное, мягкое, холодное, пассивное, опускающееся вниз.
Иррационализм – философское направление, отрицающее значимость разума, предполагающее опору на что-то внеразумное: воля, чувство, вера, интуиция.
Иррациональное – находящееся за пределами разума (например, интуитивно-волевое), алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему; противоположность иррациональному – рациональное (см.).
Истина – идеальная, духовная цель познания, – свободная открытость сущности бытия (см.), осуществляющаяся через человека и дающая бытию человека подлинность.
Карма – в древнеиндийской философии закон, управляющий реинкарнацией (см.).
Категорический императив – понятие, которым И. Кант характеризует форму нравственного закона: это императив, то есть всеобщее правило, и притом императив категорический, то есть правило не для отдельных случаев, а требование, приложимое к любой ситуации.
Класс общественный – часть общества, выделенная по наиболее значимому в рамках какой-либо концепции признаку, так, например, в классовом подходе к обществу К. Маркса предполагается выделение классов по их месту в системе общественного производства.
Конвенционализм –философская школа, признающая критерием истины общее согласие (критерием научной истины – согласие научного сообщества).
Консерватизм – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни; установка на сохранение существующих форм жизни и деятельности.
Конфуцианство – одна из основных школ древнекитайской философии, основанная на наследии Конфуция; конфуцианство ориентированно на традиционализм жизни, на социально-нравственные ценности: человеколюбие, сыновняя почтительность, гражданский долг.
Космизм – направление в философии, опирающееся на принцип «космичности» мира, утверждающее живое, органическое единство бытия.
Космос – (буквально: красота) понятие древнегреческой философии, характеризующее понимание мира как гармоничного, живого, органического единства.
Космоцентризм – мировоззренческая установка при которой любые проблемы ставятся и решаются в свете отношения к проблеме единства мирового целого (Космоса). См. также антропоцентризм, теоцентризм и социоцентризм.
Культура –(буквально: обработанное, возделанное) возделывание человеческого в человеке; формы воплощения человеческого духа (см.); «вторая природа», созидаемая человеком как пространство личной и общественной жизни.
Культурно-исторический тип – понятие, введенное Н.Я. Данилевским для обозначения локальной культуры (см.), которая проходит стадии рождения, расцвета и упадка; мировая история в концепции Данилевского состоит из отдельных «историй жизни» культурно-исторических типов, которые представляют собой обособленные организмы, не имеющие прямого продолжения.
Либерализм – (от слова «свобода») общественно-политическое и мировоззренческое течение в европейской мысли, провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод.
Личность –человек, как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, система социально-значимых качеств, присущая человеку; наряду с этим пониманием ряд философов употребляет это понятие для обозначения глубинного ядра человеческого «я», которое никак не определено извне, автономно (см.) и является источником спонтанной свободной активности (см. свобода), – в этом смысле понятие «личность» сближается с понятием «дух» (см.).
Логика – наука о формах и законах мышления, об обеспечении связи мыслей в рассуждении, о способах доказательств и опровержений; а также – выражение внутреннего «логоса» вещи (ср. Логос), присущие определенной предметной области принципы бытия (см.) и развития.
Логический позитивизм –направление в философии и методологии науки, представители которого считали, что единственным предметом философии является логический анализ структуры и языка конкретных наук.
Логос – (буквально: слово) в древнегреческой философии – смысловая основа мира, высший закон, правящее начало бытия, мировой разум.
Любомудрие – буквальный перевод на русский язык слова «философия», – такое наименование использовалось участниками философско-литуратурного кружка в Москве «Общество любомудрия» (1823-25).
Майевтика – (буквально с греческого: искусство родовспоможения) Сократ называет этим словом свой метод беседы: я ничему научить не могу (я сам «знаю только то, что ничего не знаю»), но я умею так ставить вопросы, так вести беседу, что собеседник сможет «разродиться мыслью», сократическая беседа «выводит наружу» те знания, которые уже содержатся в душе человека, а это – знания самых главных вещей.
Майя – один из ключевых терминов древнеиндийской философии, обозначающий иллюзорность чувственного мира: человек, не обладающий подлинным знанием склонен считать окружающий мир реальностью, но на самом деле он есть некая галлюцинация, заслоняющая подлинную высшую реальность.
Материализм –одно из главных философских направлений, утверждающее, что материальное бытие (см.) – первично, а духовное бытие (см.) – вторично, производно, материя (см.) при этом наделяется свойствами Абсолюта (см.), а дух (см.) рассматривается как свойство материи.
Материальное бытие – бытие, прямо или косвенно воспринимаемое органами чувств; вещественное бытие, имеющее материю (см.) в качестве основы. Материальное бытие охватывает физический и органический уровни бытия (см.).
Материя – субстрат вещественного бытия, «то из чего» вещь состоит; в материализме (см.) понятие «материя» используется как синоним объективной реальности (см.), идеализм (см.) рассматривает материю как порождение объективного или субъективного духа (см.), в религиозной философии и материя, и дух в равной степени есть творение Божье.
Метафизика – (буквально: то, что после физики) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, в этом смысле в современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; в ряде случаев метафизикой называют противоположный диалектике (см.) философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.
Механический детерминизм – свойственное классическому Новому времени сведение всех законов природы к механическим причинам, наиболее жесткая форма детерминизма (см.).
Мировая Воля – понятие в философии А. Шопенгауэра, обозначающее иррациональное (см.) первоначало, основу мира.
Мировоззрение –система взглядов человека на объективный мир и место его в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы и ценностные ориентации.
Мифология –форма общественного сознания; на ранних ступенях общественного развития – наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация); особый способ понимания природной и социальной действительности, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта (см.) и объекта (см.), предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании.
Миф – архаическое повествование о деяниях богов и героев, основанное на фантастических представлениях о мире, см. также мифология.
Монада –понятие, обозначающее в некоторых философских системах (например, Г. Лейбница) духовную единицу, духовный атом бытия.
Монизм –способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего, см. также дуализм и плюрализм.
Монотеизм – единобожие, вера в одного, единого Бога, как правило к монотеизму относят иудаизм, христианство и ислам.
Мораль – (по латыни происходит от слова нрав, нравы) совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу, при этом исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия, см. также нравственность.
Наука –сфера человеческой деятельности, предназначенная для выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Научно-техническая революция –качественный скачок в развитии производительных сил, характеризующийся превращением науки в ведущую силу производства, внедрением автоматического управления и изменением технологических методов производства; началась с середины 40-х годов ХХ века.
Нация – историческая общность людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера; нация складывается из различных племен и народностей, она предполагает единство государственного самосознания, она есть наиболее крупный субъект политической жизни.
Нирвана – (буквально: угасание, потухание) духовная цель в буддизме, предполагающее полное прекращение страданий вследствие угасания всех желаний и самой даже «жажды бытия».
Номинализм –философское учение (особенно в средние века), отрицающее реальное существование чего-либо, что соответствовало бы общим понятиям, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятие – это только «имена», звуки, поставленные в соответствие вещам, имеющим какое-то сходство, – противоположен реализму (см.).
Ноосфера – понятие, введенное В.И. Вернадским для обозначения особого этапа эволюции (см.) биосферы (см.), на котором человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
Нравственность – понятие, используемое часто как синоним понятия мораль (см.); если между нравственностью и моралью проводится различие, то мораль обозначает внешние правила поведения, имеющие духовную мотивацию, а нравственность – внутреннее переживание этих правил.
Общественное бытие –особая форма бытия, человеческое бытие, взятое в аспекте отношений между людьми; часть философов отождествляют общественное бытие и общественное сознание (см.), другие различают эти понятия и под общественным бытием понимают, прежде всего, общественные отношения (см.) и социальные институты (см.).
Общественное сознание –в широком смысле – совокупность всех без исключения продуктов человеческого духовного творчества, в узком смысле – понимание людьми общественных явлений, их причин, сущности, тенденций общественного развития.
Общественно-экономическая формация – понятие, введенное К. Марксом для обозначения исторически определенного типа общества, имеющего в основе определенный тип производства материальных благ; по этому признаку Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (последняя понимается им как неизбежное будущее, за которое, тем не менее, нужно бороться).
Общественные отношения –связи между индивидами (см.), система которых делает совокупность данных индивидов обществом, а их самих – общественными существами..
Общественный договор – понятие, используемое некоторыми философами для объяснения возникновения государства; теория общественного договора предполагает переход от «естественного» состояния человека к государственному через заключение некоего соглашения, «договора», целью которого является прекращение конфликтов и обеспечение одновременно и порядка, и свободы.
Общество –совокупность исторически сложившихся отношений людей и форм их совместной деятельности; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений; см. также гражданское общество.
Объект – некий самостоятельный центр бытийной активности и то, на что направлена активность субъекта (см.); выделенный и относительно обособленный фрагмент реальности, имеющий внутреннее единство.
Объективная реальность –внешнее по отношению к субъекту (см.) вещественное бытие, независящая от сознания и воли субъекта.
Онтология – философское учение о бытии (см.) как таковом, о фундаментальных принципах бытия; иногда онтологию отождествляют с метафизикой (см.), но чаще рассматривают ее как основополагающую часть метафизики, как метафизику бытия.
Органическое бытие – второй уровень бытия (см.), возвышающийся над бытием физическим (см.), реализованный, в отличие от него, в организмах, выделенных из окружающей среды в особую сохраняющую себя единицу бытия (см.), но связанных с окружающей средой непрерывным обменов веществ, – материальный субстрат (см.) при этом постоянно обновляется, но индивидуальность организма сохраняется; на уровне органического бытия реализуется органическое единство, при котором каждая часть организма связана со всем организмом непосредственным единством жизни, – в отличие от физического единства, органическое не может быть разъято на части без ущерба для их бытия.
Осевое время – понятие введенное К. Ясперсом при осмыслении мировой истории, осевым временем он называет эпоху 7-го – 1-го веков до н.э., откуда берут начало все духовные импульсы, которыми человечество живет до сих пор; это – эпоха в которую человечество как-то приблизилось к «оси бытия» и были заложены основания всего последующего цивилизационного развития.
Отчуждение – понятие используемое разными философами в разной связи, обозначает процесс обособления продуктов чьей-либо созидательной деятельности от созидателя, превращение их во внешнюю, чуждую и часто враждебную силу, подавляющую и порабощающую своего создателя.
Пантеизм – (буквально: всё есть Бог) религиозно-философское учение, отождествляющее мир и Бога.
Патристика –(от слова «патер» – отец) время «отцов Церкви» (2-ой – 8-ой века н.э.), сформулировавших христианскую веру на философском языке.
Первичные и вторичные качества – различие, предложенное философами Нового времени: предполагается, что у вещей есть некие качества, существующие совершенно объективно (см.), – например, масса, размер, – и это называется первичными качествами, а есть качества зависящие от нашей способности восприятия, – например, вкус, запах, цвет, – и это качества вторичные.
Персонализм –направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.
Плюрализм – в онтологии (см.): утверждение множества первоначал, множества не сводимых друг к другу субстанций (см.), единиц бытия; в гносеологии (см.): утверждение равноправия взаимоисключающих научных теорий вплоть до утверждения равноправия различных стандартов познания и критериев истины.
Позитивизм –мировоззренческое направление, получившее распространение с начала 19-го века, представители позитивизма исходят из того, что единственным настоящим знанием является знание научное что религия и философия – это недоразвитые, неполноценные формы познания мира, которые должны теперь (когда появилась настоящая наука) отмереть.
Познание – один из важнейших способов освоения мира человеком, процесс постижения сущности вещей и мира в целом, устремление к истине (см.), как высшей познавательной ценности.
Познание научное – особый вид познания, отличающийся систематичностью, разработанной методологией получения и проверки знания, ориентированный на максимально глубокое постижение законов материального бытия (см.).
Политеизм – (буквально: многобожие) вера во многих богов, во всеобщую одушевленность мира.
Политическая система – совокупность организаций, учреждений и институтов (см.), призванных регулировать отношения между классами (см.), группами, индивидами (см.); основой политической системы является государство (см.) и политические партии.
Право – система норм, регулирующих общественные отношения, которые имеют повелительный или дозволительный характер и обеспечиваются силой государственной власти (см. государство); целью права является с одной стороны, обеспечение порядка, а с другой стороны, обеспечение свободы (см.), право ориентировано на наиболее полное осуществление справедливости и на минимизацию карательного насилия; одни мыслители считают первоистоком права государственную волю, другие – естественное право (см.), не зависящее от произвола законодателя; И. Кант: право – это «равенство в свободе по всеобщему закону».
Правовое государство – понятие, обозначающее особое качество государства, состоящее в обеспечении максимального развития идеи права (см.); правовое государство предполагает: 1) верховенство закона, 2) разделение властей (духовной и светской, а также законодательной, исполнительной и судебной), 3) доминирование правового регулирования в практике государственного управления, установку на правовую регламентацию по возможности всех сторон жизни человека.
Прагматизм – (от греческого слова «дело») направление в моральной философии и теории познания (главным образом, американской). Нравственный прагматизм имеет много общего с утилитаризмом (см.), однако возник в полемике с ним: вместо сведения добра к максимально возможной пользе прагматизм предлагает объяснять моральные понятия, исходя из реальных чувств и желаний действующего индивида (см.), которые включают в себя и врожденную склонность к идеальному (см.), – а не только в приятному и полезному. Прагматизм в теории познания утверждает в качестве критерия истины успех в деятельности: то, что наилучшим образом обеспечивает деятельность, ведет к успеху, – то и есть истина. Характерной особенностью прагматизма является постановка и решение проблем в терминах конкретных и специфических ситуаций: «исходя из требований дела».
Производительные силы – понятие философии марксизма, систему всех имеющихся в обществе ресурсов «живого и накопленного труда», обеспечивающих материальное общественное производство; в производительные силы входят, таким образом, люди, обладающие необходимыми для труда знаниями и навыками, а также имеющиеся в наличии средства труда.
Производственные отношения – понятие философии марксизма, обозначающее материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.
Пространство –форма бытия, характеризующая его протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие его элементов.
Противоречие диалектическое –единство и борьба противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций предмета.
Противоречие формальное –сочетание в одно рассуждении взаимоисключающих утверждений.
Разум – духовная сила понимания и осмысления, высшая познавательная способность, обеспечивающая возможность познания (см.) как такового; разум устремлен к познанию безусловных предпосылок всего обусловленного (И. Кант), то есть к постижению абсолютного и вечного.
Рассудок – способность суждения, противопоставляемая чувственному восприятию, как активная познавательная способность, связывающая многообразие чувственных данных общими понятиями, – рассудочная способность является низшей по отношению к разуму (см.) и служит ему основой.
Рационализм –философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рациональное – постижимое разумом (см.) на основе логики (см.), как элемент связной системы мысли.
Реализм – (от слова «вещь») в философии (особенно средневековой) обозначает учение о реальном существовании общих понятий, об их первичности по отношению к единичным вещам, – противоположен номинализму (см.).
Реальное бытие – единство трех уровней бытия (см.), – физического, органического и духовного (см.), бытие, локализованное в пространстве (см.) и времени (см.).
Реинкарнация – буквально: перевоплощение, – учение о том, что душа, покинув тело в момент смерти, вселяется затем в другое рождающееся тело, каково будет новое рождение определяется кармой (см.). См. также буддизм и сансара.