Утопический социализм 709 7 страница
В системе совр. марксистской науки Ф. и. не образует самостоят. отрасли. Соответств. проблематика разрабатывается преим. в рамках историч. материализма (к-рый, собственно, и есть марксистская Ф. и.), а также в рамках логики науч. исследования (логич. специфика историч. метода, виды и формы историч. описания, структуры историч. объяснения и т. п.) и в рамках самого историч. исследования (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретно-историч. понятий и т. п.). В центре внимания сов. исследователей стоят общие закономерности и диалектика историч. процесса, теория обществ.-экономич. формаций, глобальные проблемы цивилизации и особенности обществ. развития в совр. эпоху, а также взаимосвязь истории с др. обществ. и естеств. науками. См. также Исторический материализм.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Маркс К., Предисловие («К критике политич. экономии»), там же, т. 13; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; К о н И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Филос. проблемы историч. науки, М., 1969; Конрад Н. И., Запад и Восток, M., 19722; Марка-рян Э. С., О генезисе человеч. деятельности и культуры, Ер., 1973; Скворцов Л. В., Диалектика объективного и субъективного в Ф. и., М., 1975; Ерофеев Η. Α., Что такое история, М., 1976; Лосев А. Ф., Античная Ф. и., М., 1977; Философия и методология истории. Сб. ст., [пер. с англ., нем., франц.], М., 1977; Коллингвуд Р. Дж., Идея истории. Автобиография, М., 1980; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Теория и историч. М., 1981; Aron В., La philosophic critique de 1'histoire, P., 19643; Dray W. H., Philosophy of history, Englewood Cliffs (N. J.), 1964; D an t о А. С., Analytical philosophy of history, Camb., 1965; Barraclough G., Main trends in history, ;N. Υ., 1979. И.С. Кон.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ,культурфило-софия (нем. Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в нач. 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами историч. эволюции, так и от социологии культуры, к-рая рассматривает культуру с т. зр. её функционирования в данной системе обществ. отношений.
Проблематика Ф. к. впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеч. установления (обычаи, законы) «...насилуют нас часто вопреки природе» (цит. по кн.: Гомперц Т., Греч. мыслители, т. 1, СПБ, 1913, с. 346). Киники (Антисфен, Диоген Синоп-ский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобыт-ночеловеч. существования, выступив, т. о., одними из первых критиков культуры. Кинич. критика искусственности и испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъ-
ФИЛОСОФИЯ 733
емлемый элемент той духовной атмосферы, в к-рой развивалась обществ. мысль раннего христианства и его «теология культуры». В новое время проблематика философии и критика культуры получает особое развитие у Вико, Руссо, Шиллера (учение о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия нац. культур и отд. историч. ступеней культурного развития). От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в узком смысле — как филос. осмысления разных стадий эволюции человеч. культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органич. целостности — цивилизации как проявлению механич.и утилитарного отношения к жизни (Зиммель, Шпенглер, Клагес, Г. Кайзерлинг, Ортега-и-Гасет и др. представители философии жизни, в России — Леонтьев, Данилевский, Бердяев и др.). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абс. замкнутости и взаимной непроницаемости различных (нац. или историч.) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеч. значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело Тойнби к возрождению религ.-филос. идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.
Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в развитии форм обществ. сознания, соотношение между развитием духовного и материального произ-ва и др.), в составе историч. материализма, понимая культуру как исторически опре-дел. уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное обществ.-экономич. формациями, со сменой к-рых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей. См. ст. Культура и лит. к ней.
* К а р е е в Η., Философия культурной и социальной истории нового времени, СПБ, 19022; Виндельбанд В., Ф. к. и трансцендентальный идеализм, «Логос», 1910, кн. 2; Степун Ф., Трагедия творчества,, там же, кн. 1; P и к-керт Г., Ценности жизни и культурные ценности, там же, 1912—13, кн. 1—2; Зиммель Г., Конфликт совр. культуры, [пер. с нем.], П., 1923; Блок А., Крушение гуманизма, Собр. соч., т. 6, М.—Л., 1962; Межуев В. М., Культура и история, М., 1977; Dempf Α., Kulturphilosophie, [Münch.— В., 1932]; Portmann Α., Natur und Kultur im Sozialleben, Basel, 19462; Schweitzer Α., Kulturphilosophie, Bd 1—2, Münch., 1948; R ü s t o w A., Ortsbestimmung der Gegenwart, Bd l—3, Erlenbach — Z.—Stuttg., 1950—57; Weber A., Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Münch., [1951].
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ,течение в совр. бурж. философии, исследующее структуру науч. знания, средства и методы науч. познания, способы обоснования и развития знания. Ф. н. опирается, с одной стороны, на различные позитивистские концепции теории познания, с др. стороны — на естествознание (физику, химию, биологию и др. науки), откуда она черпает материал для методологич. обобщений.
Самостоят. областью исследований Ф. н. становится з сер. 19 в. (У. Уэвелл и Дж. С. Милль). Разработка Ф. н. и расширение круга её проблем связаны с работами Больцано, Маха, Пуанкаре, Дюэма. С кон. 20-х гг. 20 в. наибольшее влияние в Ф. н. приобрела концепция логич. позитивизма (Шлик, Карнап, Г. Фейгль и др.), к-рая исходила в понимании природы науч. знания из субъективно-идеалистич. воззрений Маха и логич. атомизма Рассела и Витгенштейна. Логич. позитивизм рассматривал науку как систему утверждений, в основе к-рой лежат особые «протокольные» предложения, описывающие чувств. переживания и восприя-
ФИЛОСОФИЯ
тия субъекта. Осн. задачу Ф. н. логич. позитивисты усматривали в логич. анализе языка науки с целью устранения из него т. н. псевдоутверждений, к к-рым они относили прежде всего утверждения филос., или мета-физич., характера. Концепция логич. позитивизма оказалась в резком противоречии с развитием науки и подверглась серьёзной критике.
С конца 50-х гг. в центре внимания Ф. н. оказываются проблемы анализа развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития науч. знания в целом или в отд. историч. периоды. Значит. влияние приобретают методологич. концепция Поппера, теория науч. революций Куна, историч. модель развития науч. знания Тулмина, концепция науч.-исследо-ват. программ Лакатоса, а также теории Дж. Агасси, У. Селларса и др. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критич. отношение к неопозитивистской модели науки.
На первый план в совр. Ф. н. выдвигаются след. проблемы: анализ структуры науч. теории и её функций; понятие науч. закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения науч. теорий, законов и гипотез; методы науч. исследования; реконструкция развития науч. знания. Исследуя историю развития науки и используя материал совр. естествознания, представители Ф. н. нередко высказывают продуктивные идеи, выдвигают новые методологич. проблемы. Однако отрицание принципа отражения и истолкование природы науч. познания с кантианских, прагматистских либо конвенцио-налистских позиций приводит представителей Ф. н. к неразрешимым противоречиям, существенно ограничивает объяснит. возможности их концепций, не позволяет воспроизвести процесс развития науки во всей его диалектич. сложности и многообразии. См. также Наука, Методология.
• Дюгем П., Физич. теория, ее цель и строение, пер. с франц., СПБ, 1910; Франк Ф., Ф. н., пер. с англ., М., 1960; Швырев В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966; Карнап Р., Филос. основания физики, пер. с англ., М., 1971; Лекторский В. А., Философия, наука, Ф. н., «ВФ», 1973, № 4; Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ., Μ., 19772; Структура и развитие науки, пер. с англ., М., 1978; Зотов А. Ф., Ворон-цова Ю. В., Бурж. «Ф. н.» (становление, принципы, тенденции), М., 1978; Панин А. В., Диалектич. материализм и постпозитивизм (Критич. анализ нек-рых совр. бурж. концепций науки), М., 1981; В е н ц к о в с к и й Л. Э., Филос. проблемы развития науки, М., 1982.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА,наука о наиболее общих теоре-тико-мировоззренч. проблемах правоведения и государ-ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне.
Ф. п. сложилась и длит. время выступала как составная часть филос. систем. Уже в антич. философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Особенно значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина естественного права)и в нем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной философии, обосновывавшей определ. обществ. и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться в составную часть широко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.» употребляется в ней как синоним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается в более узком значении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права и призванная изучать не само действующее право и реальный правопорядок, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права. Осн. понятием толкуемой таким образом бурж. Ф. ц. становится «идея права» в её неокантианском (Штаммлер, Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.
После 2-й мировой войны в Ф. и. преобладает влияние Гуссерля, Шелера, Н. Гартмана, а также экзистенциа-
лизма. Как реакция на длит. господство неокантианства феноменологич. линия в Φ. п. (идущая от А. Рей-наха) акцентирует внимание на «онтологии права», однако имеет при этом в виду некое идеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридич. категориям и нормам «правовых эйдосов», «сущностей», «ценностей». Т. о., законодатель и правовед, подобно математику, лишь открывают правовые понятия, нормы, ценности методом феноменология, редукции. Экзистенциалистская линия (В. Майхофер, Е. Фехнер) видит подлинное бытие права не в комплексе норм, а в правовом переживании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие призвано к тому, чтобы извлекать право из конкретных ситуаций, а не из предустановленных правил.
С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материалистич. основу. Применение к праву принципов диалектич. и историч. материализма позволило всесторонне раскрыть сущность права, его взаимоотношения с др. социальными институтами и нормами, его экономич., политич. и идеологич. роль, место в системе социальных ценностей, историч. перспективы. Марксизм сочетает филос., социологич. и собственно юридич. подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как это имеет место в бурж. юриспруденции. В этом плане Ф. п. выступает как один из аспектов теории государства и права — обобщающей, общетеоретич. дисциплины в системе юридич. наук.
В юридич. литературе термин «Ф. п.» употребляется также применительно к совокупности тех проблем теории права (в особенности методологических и гносеологических), решение к-рых требует широкого и непосредств. использования ряда филос. положений и выводов.
• Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971; К е р и м о в Д. А., Филос. проблемы права, М., 1972; Я в и ч Л. С., Общая теория права, Л., 1976; PeschkaV., Grundprobleme der modernen Rechtsphilosophie, [Bdpst], 1974.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, см. Натурфилософия.
«ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ» (нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич. направление в нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе «Ф. ч. и в.»— идея нецосредств. знания, к-рое противопоставлялось у Якоби рациональному, опосредованному, дискурсивному познанию. Согласно «Ф. ч. и в.», достоверность существования вещей реального мира дана в «чувстве» или «вере», причём уже Гаман смешивает понятия философии Юма faith — религ. веру, и belief — определ. убеждение, мнение. «Ф. ч. и в.» была тесно связана с характерным для духовной атмосферы Германии 1770-х гг. психологизмом, культом чувства, субъективизмом и явилась религ.-филос. обоснованием этих умонастроений. Разнообразное продолжение получила в филос. интуитивизме 19—20 вв. Гегель во многих своих работах уделил большое место критике интуитивизма Якоби.
• Кожевников В. А., Ф. ч. ив. ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле — филос. учение о природе (сущности) человека, к-рый служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком смысле — течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.
Как течение нем. бурж. мысли Ф. а. возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для зап.-европ. философии «антропологич. поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.).
Шелер, один из родоначальников Ф. а., в работе «Положение человека в космосе» («Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу филос. познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что Ф. а. соединит конкретно-науч. изучении различных сфер человеч.. бытия с целостным, филос. его постижением, В этой работе, как и в
труде др. теоретика Ф. а. Плеснера «Ступени органического и человек» («Die Stufen des Organischen und der Mensch», 1928), в космологич. перспективе рассматривались нек-рые существ. аспекты отношения человека к животному и растит. миру. Этот органич., биоантропо-логич. подход к проблеме человека не стал подготовит. этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт филос.-антропологич. мышления и был унаследован др. представителями Ф. а. (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хен-гстенбергом, М. Ландманом и др.).
Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Ф. а., несмотря на нек-рые её науч. и теоретич. достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отд. филос.-антропологич. теории — биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., к-рые при известной принципиальной общности обнаружили существ.и различия как в методах исследо-зания, так и в понимании характера и назначения Ф. а. У Шелера человек — не столько биологическое, но гл. обр. духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчёркивается эксцентрич. природа утратившего свою самость человека, «приговорённого» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологич. недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он — продукт определ. стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники Ф. а. в каждом конкретном случае выбирают к.-н. отд. специфич. аспект и возвышают его до уровня единств. определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологич. принципы Ф. а. и вытекающие из них конкретные теоретич. построения страдают существ. пороками. Остались неосуществлёнными притязания Ф. а. на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей филос. дисциплины, осмысливающей науч. знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттеснённая в послевоен. время экзистенциализмом, Ф. а. в 60—70-х гг. влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретич. осмысление и истолкование совр. знания о человеке, на достижение нового филос. понимания природы человека (прагматизм, глубинная психологич. структурализм).
Общефилос. принципы понимания сущности человека, выработанные марксистско-ленинской философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для конкретного филос.-антропологич. исследования, для выработки спец. филос. учения о человеке, конкретизирующего общефилос. положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества, истории, познания. Философы-марксисты отвергают имевшие место попытки эклектич. сочетания марксизма с антропологич. подходом (Сартр и др.), а также ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного антропологизма.
• Корнеев П. В., Совр. Ф. а., М., 1967; Л ю б у т и н К. Н., Критика совр. Ф. а., М., 1970; Григорьян Б. Т., Ф. а.: Критич. очерк, М., 1982; Landmann M-, Philosophische Anthropologie, В., 1955; Rothacker E., Philosophische Anthropologie, Bonn, 1956; Landsberg· P., Einführung in die philosophische Anthropologie, Fr./M., I9602; Die. Frage nach dem Menschen, Freiburg — Münch., 1966; Neue Anthropologie, hrsg. v. H.-G. Gadamer, P. Vogler, Bd 1—7, Stuttg 1972—75.
ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ.Как специфич. форма науч. лит-ры появились в кон. 17 в. В 18 в. возникли собственно Ф. ж.— первоначально в Германии: «Acta philosophorum» (Halle, 1715—26); «Philosophisches Journal einer Gesellschaft deutscher Gelehrten» (Jena —
ФИЛОСОФСКИЕ 735
Lpz., 1795—1800); «Kritisches Journal-der Philosophie» (Tub., 1802—03). Первые Ф. ж. нередко содержали статьи по широкому кругу проблем — педагогике, политике, праву, теологии [«Revue philosophique, litteraire et politique» (P., 1794—1807); «Zeitschrift für Philosophie und Pädagogik» (Langensalza, 1894—1914)].
К сер. 19 в. новые Ф. ж. были созданы в Германии [«Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik» (Lpz., 1837—1918)], Франции [«Revue philosophique et religieuse» (P., 1855—58)]. G 1850 по 1900 был основан 31 Ф. ж. Начали издаваться также первые междунар. журналы [США — «The Monist. An International Journal of General Philosophical Inquiry» (Chi., 1890— 1936)]; первые библиография, периодич. издания [«Repertoire bibliographique de la philosophie» (Louvain, с 1894)]; появились специализиров. Ф. ж. — по этике, социальной философии.
Во 2-й пол. 19 в. представители различных филос. течений организовали свои журналы: неокантианцы — «Kant-Studien» (Hamb.— Lpz., с 1896), неотомисты — «Philosophisches Jahrbuch» (Münch., с 1888); «Revue thomiste» (P., с 1893); «Revue de philosophie» (P., 1900— 1939); представители неокритицизма — «Annee philosophique» (P., 1867—1913). В 1900—14 было создано 19 новых Ф. ж.; появились специализиров. Ф. ж. по эстетике-, философии культуры и философии истории, создаётся междунар. журн. «Logos. Internationale Zeitschrift für Philosophie der Kultur» (Tüb., 1910—33). К нач. 1-й мировой войны в мире выходило более 40 Ф. ж.; в период войны издание многих Ф. ж. прервалось, нек-рые перестали выходить. В 1919—39 возникло 57 новых Ф. ж.; появились специализиров. Ф. ж. по логике и методологии науки [«Erkenntnis» (Lpz., 1930—40); «Philosophy of Science» (Bait., с 1934); «Theoria» (Göteborg, с 1935)].
Во время 2-й мировой войны 21 Ф. ж. перестал издаваться. Новые Ф. ж. создавались преим. в США. В по-слевоен. годы число Ф. ж. растёт: в 1945—50 было создано 37 новых Ф. ж., в 1950 — ок. 50, в 1951—60 также ок. 50, в 1960—66 стало выходить ок. 40 новых Ф. ж. В этот период появились Ф. ж. в ряде стран Лат. Америки, Пакистане, Индии; произошла дальнейшая специализация Ф. ж. по истории, философии, эстетике, методологич. проблемам социальных наук, этике, логике, были созданы реферативные Ф. ж., новые междунар. Ф. ж. Осн. тенденция в развитии Ф. ж. — удвоение об-щего их числа за 15—20 лет (в 1850—4, 1870—9, 1890-19, 1910—38, 1930—58, 1950—97, 1970 — ок. 200).
Ф. ж.в России:«Философский трёхмесячник» (К., 1885—87); «Вопросы философии и психологии» (1889— 1918); «Логос» (1910—14); «Новые идеи в философии» (1912—14); «Вера и разум» (1884—1916).
В СССРиздавались журналы: «Под знаменем марксизма» (1922—44), «Проблемы марксизма» (1928—34). «Летописи марксизма» (1926—30), «Вестник Коммуни-стич. Академии» (1922—35), «Мысль» (1922), «Фiлософ-ська думка» (1927—37). Выходят журналы: «Вопросы философии» (с 1947), «Филос. науки» (с 1958), «Вестник МГУ. Философия» (с 1966), «Вестник ЛГУ. Философия» (с 1956), «Фiлософська думка» (К., с 1969), реферативные журналы — «Обществ. науки в СССР. Сер. 3. Филос. науки» (с 1973) и «Обществ. науки за рубежом. Сер. 3. Философия и социология» (с 1973).
Ф. ж. за рубежом.Австралия: «Australian Journal of Philosophy» (Sydney, с 1923). Австрия: «Wiener Zeitschrift für Philosophie, Psychologie und Pädagogik» (W., с 1947). Бельгия: «Revue philosophique de Louvain» (Louvain, с 1894); «Tijdschrift voor philosophie» (Leuven, с 1939). Болгария: «Философска мисъл» (София, с 1945). Бразилия: «Revista brasilei-ra de filosofia» (Säo Paulo, с 1951). Великобритания: «Ratio» (Oxf., с 1957); «The British Journal of
ФИЛОСОФСКИЕ
Aesthetic» (L:, с I960); «British Journal for the Philosophy of Science» (Edinburg, с 1950); «Mind» (L., с 1876); «Studies in History and Philosophy of Science» (L., с
1970); «Metaphilosophy» (Oxf., с 1970); «Nous» (Bloomin-gton, с 1967). Венгрия: «Magyar filozofiai szemle» (Bdpst, с 1957). Г Д P: «Deutsche Zeitschrift für Philosophie» (В., с 1953). И с n a h и я: «Revista de filosofia» (Madrid, с 1942). Италия: «Archivio di filosofia» (Ro-ma, с 1931); «Filosofia» (Torino, с 1950); «Giomale di metafisica» (Torino, с 1946); «Giomale critico della filosofia italiana» (Messina — Firenze, с 1920); «Rivista cri-lica di storia della filosofia» (Mil., с 1946); «Rivista di filosofia» (Modena — Torino, с 1909); «Rivista di filoso-fia neoscolastica» (Mil., с 1909). Канада: «Dialogue. Revue canadienne de philosophie» (Kingston, с 1962); «Canadian Journal of Philosophy» (Edmonton, с 1971). Нидерланды: «Idealistic studies» (The Hague, с
1971). Норвегия: «Inquiry» (Oslo, с 1958). Π о л ь-ш a: «Studia i'ilozoficzne» (Warsz., с 1957); «Studia lo-gica» (Poznan — Warsz., с 1953); «Studia estetyczne» (Warsz., с 1964). Румыния: «Cercetäri filozofice» (Buc.. 1954—63, с 1964 назв. «Revista de filozofie»). США: «American Philosophical Quarterly» (Pittsburgh, с 1964); «American Philosophical Society. Yearbook» (Phil., с 1937); «Journal of Existentialism» (N. Y., с 1960); «Journal of Philosophy» (N. Y., с 1904); «Journal of the History of Ideas» (N. Y., с 1940); «Journal of the History of Philosophy» (Berk., с 1963); «Modern Schoolman» (St. Louis, с 1925); «Personalist» (Los Ang., с 1920); «Philosophical Review» (Ithaca — Boston, с 1892); «Philosophical Studies» (Minneapolis, с 1950); «Philosophy East and West» (Honolulu, с 1951); «Philosophy of Science» (Bait., с 1934); «Philosophy Today» (Carthagena, с 1957); «Review of Metaphysics» (New Haven, с 1947); «Thomist» (Bait.— Wash., с 1939); «The New Scholasticism» (Wash., с 1926). Франция: «Archives de philosophie» (P., с 1923); «Esprit» (P., с 1932); «Etudes phi-losophiques» (P., с 1926); «La Pensee» (P., с 1939); «Revue de metaphysique et de morale» (P., с 1893); «Revue d'hi-stoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, с 1921); «Revue de synthose» (P., с 1931); «Revue philosophique de la France et del'Etranger» (P., с 1876). ФРГ: «Philosophie Naturalis» (Meisenheim, с 1950); «Philosophische Rundschau» (Tüb., с 1953); «Philosophischer Literaturanzeiger» (Meisenheim, с 1949); «Philosophisches Jahrbuch» (Münch., с 1888); «Zeitschrift für philosophische Forschung» (Meisenheim, с 1946); «Zeitschrift für allgemeine Wissenschai'tstheorie» (Wiesbaden, с 1969). Чeхο-словакия: «Filosoficky casopis» (Praha, с 1953); «Slovensky filozoficky casopis» (Bratislava, с 1946, с 1966 назв. «Filozofia»). Швейцария: «Dialcctica» (Neu-chatel, c. 1947). Югославия: «Dialectica» (Beograd, с 1947); «Filozofija» (Beograd, с 1957).
Международные Ф. ж.:«Bibliographie de la philosophie» (Р., с 1937); «Bulletin signaletique. Philosophie, scienceshumaines» (P., с 1961); «Diogenes» (N .Y., с 1953); «ETC. A Review of General Semantics» (San Francisco, с 1943); «Philosophy and Phenomenological Research» [Buffalo (N. Y.), с 1940]; «Revue internationale de philosophie» (P., с 1938); «Synthese» (Dordrecht, с 1936); «Cultural hermeneutics» (Dordrecht, с 1972). • Ulrich's international periodicals directory, v. 2, Ν. Υ., 1971, p. 1278—89. А. П. Огурцов.
ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ.Первые формы филос. организаций — филос. школы в Др. Греции (Ликей, платоновская Академия) и филос. ф-ты ср.-век. ун-тов. В эпоху Возрождения из раз-лияных кружков гуманистов формировались академии (напр., Флорентийская платоновская академия). В новое и новейшее время наряду с нац. академиями, в к-рых были отделения философии, в ходе междунар. связей учёных возникли различные филос. школы, а также появились спец. Ф. о. и о.
Австралия: Филос. ассоциация. А в с т p и я: Отделение философии и истории АН Австрии. A p г е н т и н а: Нац. академия права и социальных наук. Бельгия: Белы, филос. об-во. Болгария: Ин-т философии БАН. Бразилия: Филос. об-во. Великобритания: Филос. об-во; Королев, ин-т философии; Брит, об-во философии науки. В е н г-р и я: Ин-т философии АН ВНР. Вьетнам: Ин-т философии. Г Д Р: Ин-т философии АН ГДР. Дания: Королев, академия наук и лит-ры, отделение философии и истории. Индия: Ин-т философии. И с-п а н и я: Королев, академия моральных и поли-тич. наук. Италия: Отделение филос. наук при Нац. академии; Итал. филос. об-во. Канада: Филос. ассоциация. Мексика: Институт филос. исследований при Нац. независимом ун-те (Мехико). Китай: Ин-т философии Кит. АН. Нидерланды: Филос. об-во. Польша: Ин-т философии и социологии ПАН; Польск. филос. об-во. P у м ы н и я: Ин-т философии АН СРР. СССР: Ин-т философии АН СССР; Академия обществ. наук при ЦК КПСС; Ин-т философии АН УССР; Ин-ты философии и права АН БССР, АН Казах. ССР, АН Узб. ССР; Ин-т философии АН Груз. ССР; Ин-ты философии и права АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР, АН Латв. ССР; Ин-т философии, социологии и права АН Литов. ССР; Отделы философии и права АН Молд. ССР, АН Тадж. ССР, АН Туркм. ССР; сектор философии АН Эст. ССР; Филос. об-во СССР. США: Амер. филос. ассоциация; Амер. католич. филос. ассоциация; Центр по философии науки; Ин-т филос. исследовании; Ин-т философии науки; Амер. об-во по эстетике; Ассоциация символич. логики; Ассоциация философии науки; Об-во по изучению философии диалектич. материализма. ФРГ: Филос. об-во Германии; Кантонское об-во; Об-во Лейбница. Франция: Об-во философии; Центр гуманитарных наук при Нац. центре науч. исследований; Центр марксистских исследований. Чехословакия: Ин-т философии и социологии АН ЧССР; Ин-т философии и социологии Словацкой АН. Швейцария: Филос. об-во. Югославия: Югосл. филос. об-во, Сербское и Хорватское филос. об-ва.
Международные организации: Меж-дунар. совет по философии и гуманитарным исследованиям (Париж); Междунар. ин-т философии (Париж); Междунар. гегелевское об-во (Зальцбург, Австрия); Междунар. объединение по истории и философии (Лондон).
ФИЛОСОФСКИЕ СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ,справочная ветвь филос. литературы; издания, содержащие свод важнейших сведений по философии и её отраслям. До начала книгопечатания в текстах трудов древних и ср.-век. мыслителей (Аристотель, Ибн Сина, Фома Аквинский и др.) содержались многочисл. определения филос. терминов и понятий.
Первая печатная филос. энциклопедия была составлена исповедником Максимилиана I Грегором Рей-шем — «Филос. жемчужина» (R e i s с h G., Marga-rita philosophica, s. 1. [Hdlb.?], s. a. [1496?]; Strasburg, 1503, 1504; в составе 12 частей были представлены: натурфилософия, логика, психологич. этика. Первая энциклопедия, целиком посвящённая философии, была создана венецианцем Джованни Баттиста Бернардо — «Семинарий, или Лексикон в трёх томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков» (Вег-nardus Joannes Baptista, Seminarium sine lexicon triplex atque indices in philosophiam Platonicam, peripa-teticam, stoicam, v. l—3, Venetiis, 1582—85).