Абстракция актуальной бесконечности, 16 страница

* Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952.

• Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 Α., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einführung in seine Lehre, Müncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison — [a. o.], 1967 (лит.).

БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8. 1961, Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелев­ская пр. по физике (1946). В трактовке познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проб­лемы значения понятий) и к солипсизму (в истолкова­нии опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б. недооценивал фактич. роль абстрактного мышле­ния и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-тич. понятия, неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий (опера­ций), ведущих к их применению, Б. перенёс в методо­логию науки и теорию познания в качестве общего при­нципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в тер­минах др. абстракций, а в терминах операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил основой в целом пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм.

• Logic of modern physics, N. Υ., 1927; The nature of some of our physical concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, Ν. Υ., 19551; Way things are, Camb., 1959.

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Но­ла,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и поэт, пред­ставитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Фран­ции, Англии, Германии. По возвращении в Ита­лию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на кост­ре (материалы процесса Б. см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенно­сти представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ран­ней греч. философии. Оформлению пантеистич. натур­философии Б., направленной против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у к-рого Б. почерп­нул и идею «отрицат. теологии», исходящей из невоз­можности положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверх природного бога, а природы, являющейся «бо­гом в вещах». Развивая гелиоцентрич. теорию Копер­ника, оказавшую на него огромное влияние, Б. вы­сказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, все­ленной и мирах», 1584). Представление о единой бес­конечной простой субстанции, из к-рой возникает мно­жество вещей, связывалось у Б. с идеей внутр. род-

БРЙДЖМЕН

ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождест­вляясь, сливаются прямая и окружность, центр и пе­риферия, форма и материя и т. п. Осн. единицей бы­тия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая суб­станция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всём».

Этика Б. проникнута утверждением «героич. энту­зиазма», безграничной любви к бесконечному, отли­чающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, воз­вышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали боль­шое влияние на развитие философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).

• Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—272; в рус. пер.— Изгнание торжествующе­го зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953.

• Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш к и Л., История науч. лит-ры на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библио­графия переводов его соч. и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл. и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М., 19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965; Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G., La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano, [1973].

БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд), англ. философ идеа­лист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвер­гая вслед за Дж. Беркли локковское различение пер­вичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство и время лишь как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный «Аб­солют»— единая, всеобъемлющая, гармоничная ду­ховная система. Вместе с тем, отрицая различение объ­екта и субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения реальности — непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики Гегеля, Б. полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противополож­ностей не присущи «Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность многообра­зия. Внутренне противоречивое не может быть реаль­ностью — оно лишь видимость; поэтому диалектич. логика имеет негативный характер как выражение ог­раниченности разума и рационального познания дей­ствительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное многообразие, а суждения и умозаключения формальны и не могут служить кри­терием истины.

В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского категорического импера­тива, противопоставляя им этику «самосовершенст­вования» личности, стремящейся к совершенствова­нию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по Б., не сумма индивидов, а организм, со­вершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б. оказали значит. влияние на англ. идеалистич. философию.

• Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s; Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and reality, N. Y., 19559.

• Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S., Knowledge and experience in the philo­sophy of F. H. Bradley, N. Υ., 1964.

БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц. философ-идеалист, пред­ставитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость внедрения в философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако науч. метод в представлении Б., испы­тавшего влиянии трансцендентального идеализма Кан­та, выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама устанавливает прин­ципы собств. движения («Введение в жизнь духа» —

«Introduction ä la vie de l'esprit», 1900). Разум, сог­ласно Б., постепенно переходящий от непосредств. восприятия внеш. черт реальности ко всё более глу­бокому познанию её сущности, выступает и как этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо-

ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience dans la Philosophie occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.

• Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.

БУБЕР(Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим), евр. религ. философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигри­ровал из Германии в Швейцарию, а затем в Палести­ну. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 ото­шёл от политич. сионизма и был влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. близка к экзис­тенциализму; её центральная идея — бытие как «диа­лог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du», 1922). «Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом библейской традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-гич. взгляды Б. испытали значит. влияние анархизма.

• Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.

• Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, Υ., 1960; Gregor S. R., M. Buber, L., 1966.

БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древ­ней Индии в 6—5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследст­вии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого.

Уже в первые столетия своего существования Б. раз­делился на 18 сект, разногласия между к-рыми вы­звали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н. э., в Паталипутре ок. 3 в. до н. а. ) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1—5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и саутрантика, в махаяне — йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны назы­вают своё направление тхеравада Б. (буквально — учение старейших).

Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го тыс. н. э. Уступив место воз­рождавшемуся из брахманизма индуизму, на форми­рование к-рого он оказал чрезвычайное влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н. э., он охватил Юго-Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. стра­нах постепенно утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая север­ным Б. Уже в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахма­низма, а потом индуизма. Столкнувшись же с усло­виями и культурой сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Ки­тае, синтоизмом в Японии, местными религиями в Ти­бете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется ваджраяна, параллельная индуист­скому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т ла­маизм, сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает сочинения на пали, сан­скрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирман­ском, кхмерском, кит., тибетском, япон. и др. языках.

Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого начала Б. высту­пил не только против особого значения внеш. форм

религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н про­тив абстрактно-догматич. исканий, свойственных, в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выд­винул в качестве центр. проблемы — проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является пропо­ведь Будды о «четырёх благородных истинах»: суще­ствует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страда­ний. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключённому в них представлению об авто­номии личности, посвящены все построения Б.

Страдание и освобождение предстают в Б. как раз­личные состояния единого бытия: страдание — сос­тояние бытия проявленного, освобождение — непро­явленного. То и другое, будучи нераздельным, высту­пает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б., более как космич. реальность — в разви­тых формах Б.

Психологически страдание определяется в Б. преж­де всего как ожидание неудач и потерь, как пережи­вание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чув­ство страха, неотделимое от присутствующей надеж­ды. В сущности страдание тождественно желанию удо­влетворения — психологич. причине страдания, а в ко­нечном итоге просто любому внутр. движению и вос­принимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных пере­рождений (см. Сансара), не изменяя характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвра­тимое и лишённое конца. Космически страдание рас­крывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизмен­ных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизи­ческих по своему составу — дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (со­гласно школам махаяны, продливших идею нереаль­ности до логич. конца и объявивших всё видимое бы­тие шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого явля­ется отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, π установление своеобраз­ного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежа­щей ни пониманию, ни объяснению — в махаяне.

Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угагаение их страст­ности. Буддийский принцип т. н. среднего путп реко­мендует избегать крайностей — как влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере гос­подствующей в Б. оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций к-рой нравств. пред­писания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и ви­ны как чего-то абсолютного, отражением этого являет­ся отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами ре­лиг. и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт как абс. непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетво­рённости. В интеллектуальной сфере устраняется раз­личие между чувств, и рассудочной формами позна­ния и устанавливается практика т. н. созерцат. раз­мышления (медитации), результатом к-рого оказы­вается переживание целостности бытия (неразличе­ние внутреннего и внешнего), полная самоуглублён­ность. Практика созерцат. размышления служит, т. о., не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования психики и психофизио-

БУДДИЗМ 63

логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетво­рённости и самоуглублённости, абс. независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения же­ланий — есть освобождение, или нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в дальнейшем в школах хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах махаяны — как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его уче­ния, воплощённого в целокупности всего существую­щего.

В основе Б. лежит утверждение принципа лично­сти, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциаль­ных сил, таящихся в целостности этого духовно-матер. бытия. Творч. началом, конечной причиной бытия ока­зывается психич. активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духов­но-телесная целостность,— не столько филос. субъ­ект, сколько практически действующая личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б. всего существующего безотноситель­но к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у личности в Б. следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т. е. вооб­ще как безусловно верховном существе, трансцендент­ном этой общности; из этого вытекает также отсутст­вие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д.

Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её признанию. Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из олицетворения нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., выс­шим объектом религ. эмоций; одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В вадж-раяне появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-рому отд. будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только фор­мами его воплощения. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или иначе ассимилирующихся с Б. Культ, охваты­вающий все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появ­ляется сангха—монашеская община, из к-рой с течением времени выросла своеобразная религ. организация.

Универсальностью предложенного им пути к «спа­сению» Б. вызвал значит. демократич. резонанс в при­нявших его странах. Так, ужо при своём возникнове­нии Б. оказался в оппозиции к освящённому брахма­низмом кастовому строю в Индии, провозгласив ра­венство всех независимо от каст и сословий и т. д. Од­нако, поскольку определяющим принципом Б. являет­ся принцип абс. автономии личности и необходимости «освобождения» от пут реального, «профанического» существования, Б. рассматривает все связи, в т. ч. и социальные, как зло и глубоко асоциален по своей при­роде. Идеал абс. отрешённости от окружающего при-

БУДДХИ

водит последователей Б. к устранению от совершенст­вования этого окружающего, хотя известные группы буддистов принимали и принимают участие в обществ. и политич. жизни своих стран.

Б. оказал существ. влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение Б. способст­вовало созданию тех синкретич. культурных комплек­сов, совокупность к-рых образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность). Наиболее влият. буд­дийская орг-ция — созданное в 1950 всемирное брат­ство буддистов.

• Васильев В., Б., его догматы, история и лит-pa, ч. 1,3, СПБ, 1857—69; Минаев И. П., Б. Исследования и материа­лы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение Б. по япон. и пит. источникам, ч. 2 — Проблемы буд-дийской философии, П., 1918; Щсрбатсиой Ф. И., Фи-лос. учение Б., П., 1919; Радхакришнан С., Инд. фило­софия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; К о ч ето в А. Н., Б., М., 1968; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; 3 а в а д с к а я Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Stcherbatsky T h. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Bell С h.. The religion of Tibet, Oxf., 1931; Tho­mas E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933; Eliot Ch., Japanese Buddhism, L., 1935; Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; его же, Buddhist thought in India, L., 1962; Murti T. R.V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Frauwall пег E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956; Clioullsiang-Kuang, A history of Chinese Buddhism, Allahabad, 1956; L a m o 11 e E., Histoire du Bouddhisme indien. Des origines а Гйге Saka, Louyain, 1958; Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of rea­son and meditation, B., 195S2; С h'e n K. K., Buddhism in China, Princeton, 1964; см. также лит. к статьям Махаяна, Хинаяна. В. П. Лучина.

БУДДХИ(санскр., от будх- — бодрствовать, пробуж­дать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способ­ностей; интеллект, ум, способность различения, воспри­ятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. про­цессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась свя­зать духовный и материальный аспекты существования (Б.— ключевой момент при переходе от материи к соз­нанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возни­кает махат — первый продукт эволюции, выступаю­щий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити пре­обладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешённостью, познанием. При пре­обладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершен­ством, пороком, привязанностью, неведением. Б. достав­ляет нуруше результаты чувств, восприятия и извле­кает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем са­мым Б. становится как бы формой пуруши и представ­ляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функ­ции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят са­мим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».

В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высше­го знания, обладателем к-рого был Будда [букв.— про­буждённый, просветлённый (знанием), мудрый].

• см. к ст. Санкхья.

БУЛГАКОВСергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и бого­слов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901— 06) н Москве (1906—18). Член 2-й Гос. думы (1907) от партии кадетов. В 1918 принял сан священника. С 1923 в эмиграции. Один из идейных руко­водителей Рус. студенч. христ. движения (РСХД). В 1925—44 проф. догматики и декан рус. Богословского ин-та в Париже. Деятель экуменич. движения.

В 90-х гг. Б.— «легальный марксист»; в работе «Ка­питализм и земледелие» (т. 1—2, 1900) выступил против универсальности теории К. Маркса (на примере раз­вития капиталистич. отношений в деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и до­вел свою „критическую" эволюцию до ее логич. конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Б. обратился к христ. религии («От марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л. Франком — один из гл. представителей т. н. рус. духовного ренессанса нач. 20 в.; участник программного сборника рус. идеа­листов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюц. сборников «Вехи»(1909) и «Из глубины» (1918).

Б. испытал значит. идейное влияние Канта, славя­нофилов, Достоевского и Вл. Соловьёва, осн. филос.-гносеологич. и социальные идеи κ-poro он усвоил (прежде всего идею всеединства). Обоснование целост­ного христ. мировоззрения, вслед за Соловьёвым, счи­тал своей центр, задачей: все социальные отношения и культура должны быть, но Б., оценены и перестроены на религ. началах. Специфику нации как «духовного организма» Б. видел не столько в этнографич. и исто-рич. условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»; спасение Рос­сии для него возможно только на путях религ. возрож­дения.

В «Философии х-ва» Б. попытался дать религ. обос­нование взаимоотношения человека и мира как дея­тельности. Внутр. связь бога и созданного им мира мыс­лится им (в значит. мере под влиянием Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в мире и человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно» («Философия хозяй­ства», 1912, с. 139).

Софиология В., развитая им в соч. «Свет невечерний» (1917) и многочисл. богословских трудах парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религ. фи­лософов и богословов (В.Н. Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 митрополит Сергий объявил её ересью, подме­няющей церк. учение рассуждениями гностич. толка (см. Гностицизм). Б.— автор ряда историко-филос. и эстетич. очерков о рус. и зарубежных мыслителях и пи­сателях (Пушкине, Герцене, Достоевском, Чехове,

Фёдорове, Карлейле и др.).

• Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие думы, М., 1918; Кушша неопалимая, Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий, Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия имени, Париж, 1953.

• История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10; Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир. Миросозер­цание отца С. Б., т. 1—2, Париж, 1948.

БУЛЬ(Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн,— 8.12. 1864, Баллинтемнл, близ Корка), англ. математик и логик. В работах «Математич. анализ логики» («The mathematical analysis of logic», 1847), «Логич. исчисле­ние» («The calculus of logic», 1848), «Исследование зако­нов мышления» («An investigation of the lows of tho­ught...», 1854) Б. заложил основы математич. логики. Именем Б. названы т. н. булевы алгебры — особые ал-гебраич. системы, для элементов к-рых определены две операции.

* Льар Л., Англ, реформаторы логики в XIX в., пер. с франц., СПБ, 1897; Venn J., Boole's logical system, «Mind», 1876, v. l, № 4.

БУЛЬТМАН(Bultinann) Рудольф (20.8.1884, Ольден-бург,— 30.7.1976, Марбург), нем. протестантский тео­лог, философ и историк религии. Б. близок к диалекти­ческой теологии. Работами 20-х гг. положил начало т. н. формально-историч. школе в религионедении. В нач. 40-х гг. Б. попытался преодолеть внутр. двойствен-

ность своих установок (склонность к идеям Кьеркего-ра и, с др. стороны,— к рационалистич. методике ли­берального протестантизма), выдвинув требование «де-мифологизации» веры. Он предложил строго разграни-чивать в составе христ. традиции ее преходящую мифо-логич. знаковую систему и непреходящее «возвещение», обращённое к человеч. совести и ставящее человека в жизненную «ситуацию выбора»: миф подлежит рациона-листич. критике, а «возвещение» — экзистенциалистич. осмыслению. Эта концепция Б. получила сенсационную известность, но встретила критику со стороны привер­женцев традиции, недовольных исключением из религ. доктрины огромной части её содержания, и историков, указывавших на произвольность подхода Б. к историч. явлениям. Ясперс, наиболее близкий к Б., резко кри­тиковал его за смешение теологии и экзистенциалистич. философии,

• Die Frage der Entmythologisierung, Münch., [1954] (совм. с К. Jaspers); Glauben und Verstehen, Gesammelte Aufsätze, Bd 1—3, Tüb., 1958—62; Das Evangelium des Johannes, Gott., 196217.

БУНГЕ (Bunge) Марио (p. 1919, Буэнос-Айрес), аргент. физик и философ. С 1906 проф. ун-та Мак-Гилла в Ка­наде. Осн. внимание уделяет филос. вопросам физики и методологич. проблемам совр. естествознания. В последних работах стремится к систематич. построе­нию осн. разделов совр. философии, для чего спец. исследованию подвергает вопросы семантики, онтоло­гии, теории систем и т. и. Б.— сторонник филос. ма­териализма. Выступает с критикой объективного и субъективного идеализма, неопозитивизма и попыток идеалистич. интерпретаций достижений совр. физики, однако одновременно критикует и попытки применения диалектики для решения филос. вопросов совр. науки. Свои филос. позиции характеризовал как «критич. реализм», в работе «Соотношение психического и телес­ного» («The mind-body problem», 1980) объявляет себя представителем «эмерджентистского материализма» и рассматривает сознание как «эмерджентное» порожде­ние достаточно развитой, лабильной и пластичной ма­териальной системы — мозга — в её взаимодействии с природным и социальным окружением.

• The myth of simplicity, Englewood Cliff (N. J.), 1963; Scien­tific research, Bd 1—2, В., 1967; Method, model and matter, Dordrecht — Boston, 1973; Treatise on basic philosophy, v. l—4, Dordrecht — Boston, 1974—79; в рус. пер. — Причинность, M., 1962; Интуиция и наука, M., 1967; Философия физики, М., 1975.

БУР (Buhr) Манфред (р. 22.2.1927, Каменц-на-Заале), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1946. Директор Центр, ин-та фило­софии АН ГДР (с 1969), пред. Науч. совета АН ГДР ио вопросам идеологнч. классовой борьбы (с 1975), вице-президент Междунар. гегелевского об-ва (с 1966). Нац. премия ГДР (1973). Гл. направление науч. исследова­ний: анализ прогрессивного филос. наследия классич. бурж. философии. Б.— издатель междунар. серии «К критике бурж. идеологии».

• Immanuel Kant. Einführung in Leben und Werk, Lpz., 1969; Die philosophische Aktualität des Leninismus. Zur Aktualität der Leninschen Positivismus-Kritik..., B., 1972 (совм. с др.); Zur Geschichte der klassischen bürgerlichen Philosophie. Bacon, Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Lpz., 1972; Erkenntnistheorie. Kritischer Rationalismus. Reformismus, B., 1979 (совм. с J. Schreiter), в рус. пер.— Фихте, М., 1965; Притязание разу­ма. Из истории нем. классич. философии и лит-ры, М., 1978 (совм. с Г. Иррлицом).

Наши рекомендации