В научно-исследовательской деятельности

Применение тех или иных методов в научном исследовании носит

не случайный характер, но всегда обоснован как с точки зрения предме-

та исследования, так и в контексте философско-мировоззренческих

и теоретико-методологических оснований, т. е. определённых принци-

пов, установок, норм познавательной деятельности. Последние задают

системный характер научного метода. Гегель отмечал, что объективное

обоснование принципов и правил метода находит своё отражение, в ча-

стности, в процессе, при котором «метод расширяется в систему». Ме-

тод реализует свои функции построения, проверки и приращения зна-

ния только в том случае, если он не просто базируется на некотором аб-

страктном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как

предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Разновидностью

такого теоретического, а также мировоззренческого знания выступает

философия. Поэтому следует особо остановиться на выявлении её

функций в процессе развития научного познания.

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном

познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились

в решении этого очень сложного вопроса.

1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, филосо-

фия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных прин-

ципов научных теорий непосредственно из философских принципов,

помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход

был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».

Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется,

либо принижается или даже вовсе отвергается.

И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитив-

ные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздей-

ствие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в сле-

дующих основных моментах:

1. Интегративная (синтетическая) функция философии – систем-

ное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм

познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Фи-

лософское обобщение – это не просто механическое, эклектическое со-

единение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеоб-

щее и универсальное знание.

2. Критическая функция философии, которая в этой своей функ-

ции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом кри-

тика должна быть конструктивной, «с удержанием в старом положи-

тельного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающая

все и вся. При этом критика мысли должна быть тесно связана и пере-

растать в критику социальной действительности. Отсутствие конструк-

тивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой –

предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объ-

ективного анализа.

3. Философия разрабатывает определенные модели реальности,

сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.

Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-

объективных характеристиках, представляет материальную действи-

тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундамен-

тальных законов.

4. Философия вооружает исследователя знанием общих законо-

мерностей самого познавательного процесса в его целостности и разви-

тии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т. п., чем

специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или

научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому кон-

кретную историческую сетку логических категорий и т. п., с помощью

которых он строит концептуальные модели реальности или самого по-

знания.

5. Философия дает науке наиболее общие методологические

принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Прин-

ципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих ре-

гулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности ме-

тодологическую программу самого верхнего уровня.

6. От философии ученый получает определенные мировоззренче-

ские, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые

иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках)

влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

7. Существенное влияние на развитие научного познания филосо-

фия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь

идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы,

представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на бу-

дущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет.

Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский ап-

парат диалектики, предвосхитивший определенные положения синерге-

тики.

8. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех

его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно

пфундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой

ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, ука-

занное влияние может быть как позитивным, так и негативным, в зави-

симости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руко-

водствуется ученый и какие именно философские принципы он исполь-

зует. Влияние философии на процесс специально-научного исследова-

ния и построение научной теории заключается, в частности, в том, что

ее принципы, при переходе от умозрительного к фундаментальному

теоретическому исследованию, выполняют своеобразную селективную

(отборочную) функцию.

9. Философско-методологические принципы в их единстве вы-

полняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от

практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий

критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ря-

да обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс науч-

ного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно,

а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции

нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис-

следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо

стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобще-

го значения (например: законы, категории, понятия, причины и т. д.),

которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означа-

ет вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым

путь реализации функций философии есть не только способ решения

фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой

философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

Наши рекомендации