В научно-исследовательской деятельности
Применение тех или иных методов в научном исследовании носит
не случайный характер, но всегда обоснован как с точки зрения предме-
та исследования, так и в контексте философско-мировоззренческих
и теоретико-методологических оснований, т. е. определённых принци-
пов, установок, норм познавательной деятельности. Последние задают
системный характер научного метода. Гегель отмечал, что объективное
обоснование принципов и правил метода находит своё отражение, в ча-
стности, в процессе, при котором «метод расширяется в систему». Ме-
тод реализует свои функции построения, проверки и приращения зна-
ния только в том случае, если он не просто базируется на некотором аб-
страктном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание как
предпосылку правил и норм деятельности субъекта. Разновидностью
такого теоретического, а также мировоззренческого знания выступает
философия. Поэтому следует особо остановиться на выявлении её
функций в процессе развития научного познания.
Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном
познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились
в решении этого очень сложного вопроса.
1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, филосо-
фия истории и т. п.), суть которого – прямое выведение исходных прин-
ципов научных теорий непосредственно из философских принципов,
помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход
был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.
2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».
Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется,
либо принижается или даже вовсе отвергается.
И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитив-
ные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания и самой философии показывает, что ее воздей-
ствие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в сле-
дующих основных моментах:
1. Интегративная (синтетическая) функция философии – систем-
ное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм
познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Фи-
лософское обобщение – это не просто механическое, эклектическое со-
единение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеоб-
щее и универсальное знание.
2. Критическая функция философии, которая в этой своей функ-
ции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом кри-
тика должна быть конструктивной, «с удержанием в старом положи-
тельного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающая
все и вся. При этом критика мысли должна быть тесно связана и пере-
растать в критику социальной действительности. Отсутствие конструк-
тивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой –
предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объ-
ективного анализа.
3. Философия разрабатывает определенные модели реальности,
сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.
Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-
объективных характеристиках, представляет материальную действи-
тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундамен-
тальных законов.
4. Философия вооружает исследователя знанием общих законо-
мерностей самого познавательного процесса в его целостности и разви-
тии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т. п., чем
специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или
научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому кон-
кретную историческую сетку логических категорий и т. п., с помощью
которых он строит концептуальные модели реальности или самого по-
знания.
5. Философия дает науке наиболее общие методологические
принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Прин-
ципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих ре-
гулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности ме-
тодологическую программу самого верхнего уровня.
6. От философии ученый получает определенные мировоззренче-
ские, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые
иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках)
влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.
7. Существенное влияние на развитие научного познания филосо-
фия оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь
идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы,
представления и т. п., значимость которых обнаруживается лишь на бу-
дущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет.
Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский ап-
парат диалектики, предвосхитивший определенные положения синерге-
тики.
8. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех
его стадиях, но в наивысшей мере – при построении теорий (особенно
пфундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой
ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, ука-
занное влияние может быть как позитивным, так и негативным, в зави-
симости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руко-
водствуется ученый и какие именно философские принципы он исполь-
зует. Влияние философии на процесс специально-научного исследова-
ния и построение научной теории заключается, в частности, в том, что
ее принципы, при переходе от умозрительного к фундаментальному
теоретическому исследованию, выполняют своеобразную селективную
(отборочную) функцию.
9. Философско-методологические принципы в их единстве вы-
полняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от
практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий
критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ря-
да обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.
Воздействие всеобщих философских принципов на процесс науч-
ного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно,
а сложным опосредованным путем – через методы, формы и концепции
нижележащих методологических уровней.
Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис-
следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо
стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобще-
го значения (например: законы, категории, понятия, причины и т. д.),
которые и делают всякую науку «прикладной логикой».
Реализация философских принципов в научном познании означа-
ет вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым
путь реализации функций философии есть не только способ решения
фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой
философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.