Что характерно для постмодернистской картины мира.?

Авторы теории цивилизаций и их работы.

Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee; 14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:[2]

· религия и форма её организации;

· территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию:[2]

1. египетская,

2. андская,

3. древнекитайская,

4. минойская,

5. шумерская,

6. майянская,

7. сирийская,

8. индская,

9. хеттская,

10. эллинская,

11. западная,

12. дальневосточная (в Корее и Японии),

13. православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),

14. православная христианская в России,

15. дальневосточная (основная),

16. иранская,

17. арабская,

18. индуистская,

19. мексиканская,

20. юкатанская,

21. вавилонская.

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936, Мюнхен, Германия) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.

Сочиненения

· «Закат Европы» (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).

· «Человек и техника» (нем. Der Mensch und die Technik, 1931),

· «Годы решений» (нем. Jahre der Entscheidungen, 1933)

Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон (англ. Samuel Phillips Huntington; 18 апреля 1927, Нью-Йорк, США — 24 декабря 2008, Мартас-Винъярд, Массачусетс, США) — американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в журнале Foreign Affairs, а затем в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций».На русском языке

· Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003.

· Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

· Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. — М.: АСТ, 2008

Гюста́в Лебо́н (Ле Бон, фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.

Основные работы:[

· «История арабской цивилизации» (1884)

· «История цивилизаций Индии» (1887)

· «Современная верховая езда» (1892)

· «Психология народов и масс» (1895)

· Психология воспитания (1902)

· «Психология социализма» (1908)

· «Эволюция материи» (1912)

Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (28 ноября [10 декабря] 1822, с. Оберец, Ливенский уезд, Орловская губерния — 7 [19] ноября 1885, Тифлис) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Работы:

О движении народонаселения в России.

Россия и Европа.

Что характерно для постмодернистской картины мира.?

Картина мира в эпоху постмодерна
Что характерно для постмодернистской картины мира.? - student2.ru Каждый исследователь, пишущий об эпохе постмодерна, указывает на разнообразие стилей, течений, направлений, характерных для этого периода. Калейдоскопичность мышления и многовариантность подходов к жизни обуславливают желание человека испробовать все, что способен дать ему современный мир, будь то экзотическая кухня, нестандартное течение в науке или религии, иная культура или сексуальная практика. Средства массовой коммуникации предоставляют самую различную информацию, способную удовлетворить запросы и потребности любого человека. Эпоха постмодерна в целом представляет собой эпоху информации, доступность и многообразие которой в некоторой степени ее обесценивают. Философия постмодерна подразумевает, что человек теперь становится актером, теряя индивидуальные черты личности, будто прячась за неким образом или маской. Реальность настолько мозаична и раздроблена, что приходится подчиняться ее законам и играть: в чувства, в общественную деятельность, в семью, в отношения. Слова У.Шекспира о том, что вся жизнь является театром, а люди – актерами, приобретают особенный смысл и актуальность. Среди положительных аспектов философии постмодерна необходимо отметить тот факт, что, разрушая единую универсальную культуру, новый взгляд на жизнь открывает перед человеком большие возможности для познания и саморазвития, делает его мышление более свободным и нетривиальным, заставляет анализировать события стремительно меняющегося мира и иметь на все свою точку зрения. Для того, чтобы лучше представить наиболее характерные особенности эпохи постмодерна, попытаемся сравнить ее с предшествующей, то есть с эпохой модерна. Для модерна была характерна вера в прогресс, науку и возможность достижения «светлого будущего» для всех. Философия постмодерна в этом вопросе менее оптимистична. Идеологи течения не верят в возможности научно-технического и особенно морального прогресса, в достижение счастья посредством научных достижений. Образ «светлого будущего» заменяется предсказаниями грядущих катастроф и внушающими ужас картинами конца света. Если в модерне предполагалось, что мир развивается линейно и каждая страна проходит в своем становлении одни и те же этапы, то постмодернизм утверждает многовариантность развития. Культура каждой страны признается самобытной и значимой, достойной уважения и изучения. Постепенно разрушается представление об эталоне культуры. Государства Европы и США утрачивают статус «более высококультурных», обогнавших в своем политическом, экономическом и культурном развитии другие, «неразвитые» страны. Помимо этого, постмодерн наследует у модерна субкультуру. Также эпоха модерна вводит такое понятие как гиперреальность, которое предполагает включенность небольших островков иной культуры в общекультурный контекст (это различные японские, китайские, французские рестораны, например, или сеть быстрого питания «Макдональдс», или «Диснейленд», которые существуют в наши дни практически в каждой стране и уже не вызывают ощущения инородности). Модерн, развивавшийся в условиях стремительной индустриализации, провозглашал производство основой общества и государства, при этом главный упор делался на массовое производство универсальных товаров, соответствующих принятым стандартам. В свою очередь эпоха постмодерна ознаменована созданием глобального рынка, охватывающего весь мир. Теперь, выпуская стандартные однотипные вещи, производитель уже не может гарантировать своему предприятию процветание. Большой популярностью начинают пользоваться товары, рассчитанные на узкие интересы и весьма экстравагантные вкусы. Производство стремится удовлетворить самые разнообразные, необычные и специфические потребности покупателя. С переходом от модерна к постмодерну общество производства постепенно превращается в общество потребления. При этом подразумевается не просто потребление различных товаров; активно развивается сфера услуг, например. Кроме того, человек постоянно «потребляет» огромные объемы информации. Для модерна было характерно доверительное отношение к государству, именно оно являлось гарантом прогресса и будущего процветания. Постмодерн разочаровывается в его возможностях. Человек теперь стремится оградить свою частную жизнь от вмешательства государства. Философия постмодерна определяет мировоззрение, при которомрелятивизм проявляется во всех сферах жизни. Складывается система, в которой отсутствует четкая иерархия ценностей. Каждая из них (ценностей) признается одинаково значимой, а это приводит к обесцениванию многих общечеловеческих понятий, размытию границ между понятиями добра и зла. Индивидуальность, собственное «Я» в эпоху постмодерна выходит на первое место. Идеи всеобщего блага, жертвенности сегодня ради светлого завтра в представлении современного человека становятся чистыми абстракциями и не несут практического значения. Человек находится в постоянном поиске себя, легко меняет свои взгляды, пытается найти свой собственный путь в этой жизни и создать ее индивидуальный стиль. В мире, где отсутствуют базовые общечеловеческие ценности, этические и нравственные принципы начинают замещаться иными установками. Уже говорилось о значимости понятия «игра» в философии постмодерна. Подмена реальных чувств и эмоций, попытка спрятаться за образом-маской, создать иллюзию своей жизни в глазах окружающих – за всем этим стоит ощущение неустойчивости и фрагментарности жизни, желание спрятать свое истинное «Я». Всплеск агрессии в эпоху постмодерна тоже неслучаен. Когда нравственные ориентиры потеряны и человек чувствует свою уязвимость перед стремительно меняющейся жизнью, у него не остается выхода, кроме как уйти в другую крайность – насилие. Это также дает возможность скрыть свое истинное «Я» от окружающих, почувствовать себя сильным и значимым. И еще один путь, по которому идет современный человек, лишенный нравственных ориентиров, – поклонение телу. С одной стороны, это проявляется, как стремление получить максимум наслаждения через наркотики, секс, экстремальные развлечения. С другой стороны, усиливается внимание ко всему, что может уничтожить тело. Проявляется повышенный интерес к различным катастрофам и катаклизмам, горячо обсуждается тема конца света. Таким образом, философия постмодерна представляет собой весьма противоречивое и многогранное явление.

Наши рекомендации