По миру бродит призрак глобализма

…Сейчас на дворе 2004 год – начало 3-го тысячелетия. Прошло более 50-ти лет со времён последней мировой войны, уже 20 лет существует Интернет, прошло 13 лет, как не существует СССР, транснациональные корпорации имеют бюджеты, превосходящие бюджеты многих суверенных государств, в выпусках новостей мы видим сюжеты со всех концов света. Сюжеты. Наверное, каждый, кто располагает дома таким благом цивилизации, как телевизор, имел “удовольствие” от просмотра телеканала MTV. Обо всех достоинствах этого высокоаморального канала говорить даже не стоит, каждый это видел сам и, надеюсь, сделал свои выводы. Но ведь далеко не всякий сможет защитить свой разум от этой промывки мозгов. Технологии, манипуляции сознанием достигли за последние годы больших высот (проводили даже такое социологическое исследование - спросили с десяток директоров и главных редакторов телевизионных каналов (СТС, РТР, НТВ, и т.д. т.е. преимущественно развлекательных): “Смотрят ли их дети программы телевидения, создаваемые, в том числе на телеканале отца или матери?”. Ответ был в подавляющем большинстве случаев – нет, ни в коем случае!).

Манипулирование разумом человека может принести весьма ощутимые барыши для “технологов ума”, которые трудятся на благо политиков и бизнесменов. Этих людей (политиков и бизнесменов) объединяет одно – возможность продать свой товар огромному числу людей по всей планете, для одних это очередная политическая программа, с голосами избирателей в виде выручки, а для других это очередное творение массовиков-затейников из мира шоу-бизнеса. При этом нивелируются всякие понятия о морали, традициях и национальном менталитете (разрешено всё, что не запрещено законодательными актами, коих не так уж и много). Если на первое место выходят деньги, то для капитанов корабля “Глобализация” остальное отходит на второй план. Как хорошо всё получается: все люди думают одинаково, все слушают одну и ту же музыку, ходят в одной и той же одежде и т.д.

Вот такие пироги…

Какое участие могу принять в этом я? Конечно, вы можете меня обвинить в юношеском максимализме, но я хотел бы разработать систему устройства объединенного человечества.

II. Дополнительная часть. Приложения.

Ответив на поставленные вопросы, каждый участник творческого коллектива нашел для себя темы, которые его заинтересовали больше всего. Они не вошли в главную часть, но стали основой для создания дополнительной, не менее значимой части нашего реферата.

Мудрость – не более чем плеск волны на поверхности океана – человека…

Сны:

Агата Кристи:После прочтения романа «Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова» со мной произошел странный случай, до сих пор не могу понять, был ли это сон или просто игры разума. Бывают дни, когда сон приходит сразу, но порой можно часами лежать, пытаясь уснуть, и все будет бесполезно: бесконечный поток мыслей, образы причудливо переплетаются и наслаиваются друг на друга. В такие моменты трудно провести грань между сном и реальностью. Так было и тогда: мне казалось, что со мной в комнате засыпает еще один человек, я пыталась сообразить, как он попал ко мне в квартиру, даже разговаривала с ним, потом решила, что пора уже спать, но тут как будто мой разум очнулся: «Стоп, этого не может быть!». Дальше я совершила над собой усилие, поднялась с кровати и убедилась, что в комнате никого нет, и сразу возник жуткий шок: я точно знаю, что это было не во сне! Честно говоря, у меня такое впервые, это происшествие заставило меня задуматься над тем, что же такое реальность и сон, как их можно различить?

Я бы разделила сны на две основные группы: 1.) совершенно алогичные и беспорядочные, напоминающие случайную нарезку картинок из жизни, набор несвязанных между собой кадров, 2.) фантастические, имеющие сюжет очень необычный. Вторые я чаще запоминаю и их проще понять, они часто являются своего рода продолжением дня, с их помощью можно решать проблемы, волновавшие во время бодрствования. Например, моей подруге после очередного скандала с матерью снятся сны-триллеры, где она охотится за мамой, а потом убивает ее топором. Она даже призналась, что такая кровавая расправа доставляет ей удовольствие. Такие ее откровения вызвали у меня смутные чувства, но было ясно, что эти сны реализовывали тайные желания. Именно так трактует сновидения психология, и практика показывает, что в этом подходе есть рациональное зерно.

Вообще, со сном связаны многие интересные аспекты человеческой жизни. У некоторых во время сна повышается творческая активность. Возможно, это тоже решение проблем, реализация желаний, но основанное на эмоциональной сфере, ведь искусство – это, прежде всего, чувственное ощущение и восприятие мира.

Меня всегда интриговали так называемые вещие сны, телепатия, «deja vu». У меня самой не было вещих снов, но у знакомых были. Такие сны часто содержат символы и знаки, причем понятные только спящему. Зато у меня бывает «deja vu». Пару раз даже было впечатление, что я вижу (проживаю) эти событие не второй, а третий раз. Не знаю: «déjà vu», конечно, может быть сбоем, обманом памяти, а любой сон с его знаками можно подогнать под события, но как тогда объяснить телепатию? Это странно: иногда впечатление, что мои мысли просто парят в воздухе, свободно залетают в чужую голову, которая, кстати, должна быть настроена со мной на одну «волну». И тогда начинается веселье: люди говорят одновременно одно и тоже, а еще любопытней, когда меня опережают на секунды и делают то, что хотела сделать я, причем с совпадением в мелких деталях. В романе дано два объяснения такого феномена: связь всех людей через космос и обмен между людьми с помощью биополей. И то, и другое мне близко и понятно. А может, две эти причины следует брать в совокупности, ведь они не противоречат друг другу? В любом случае, такой слегка мистический опыт бывает в жизни многих людей, и когда это случается сознание обычно ненадолго тормозит и пытается понять, что же это было, хочет уцепиться за обыденность и столь привычную реальность, но ничего не выходит, тогда возникает сомнение: «А может, все это только сон, иллюзия?». На самом деле, у нас никогда нет абсолютной уверенности или четкого критерия для различения сна и реальности, по-моему, это происходит интуитивно. Мы «существуем» в смысле осознаем себя, лишь пока мыслим, но ведь во сне мы тоже мыслим, рассуждаем… отсюда путаница ума.

Вообще, если вспомнить свои ощущения во время сна, то получается, что мы видим как будто фильм со своим участием, нередко такие сны вполне реалистичны. Автор романа отмечает, что во сне человек не вспоминает лица, события, а видит их. Этот вывод меня заинтересовал, так как мои впечатления от сновидений схожи: я органично сливаюсь с сюжетом сна, каким бы фантастичным он ни был, становлюсь его частью, проживаю и одновременно вижу. Таким образом, сон становится второй реальностью, зеркалом нашей жизни. Но что же тогда первая реальность, как ее определить, и существует ли она? На мой взгляд, у каждого человека своя реальность, но с другой, стороны, что-то удерживает людей, помогает понимать друг друга. Вопрос реальности и ее определения интересует автора, как, впрочем, и многих мыслящих людей современного мира. Каждый находит ответ, который соответствует его мировоззрению. Сегодняшние процессы в мире провоцируют появление огромного количества новых религиозных, философских направлений и идей, которые являются своеобразным ответом на потребности общества, неудовлетворенности в существующих взглядах.

Вася Пупкин: Начнем со снов. Природа сновидений - крайне интересный вопрос. Думаю, каждый помнит свои первые сновидения. В детстве снились почему-то в основном «кошмары», если так можно назвать видение во сне ревущих медведей или скалящихся волков. По-моему это связано со страхами, т.к. нередко родители пугают своих детей именно этими животными. Но со временем они прекращались, т.к. я начинал понимать, что просто так звери по городу не ходят и они не опасны, пока я дома.

Затем были сны, когда просто падаешь в никуда. Мне это объясняли тем, что я расту, но это, как Вы сами понимаете, было крайне неубедительным. Я не размышлял над этим, потому что мне не хватало жизненного опыта. Единственным способом во всем разобраться было узнать, куда я лечу. Каждый раз, как повторялся этот сон, я пытался, для начала, понять, что я сплю. Затем было множество попыток сдержать страх, что было крайне трудно. Однажды у меня получилось не сдержать, но приглушить на время страх неизвестности, и лететь немного дольше. В «свободном полете» я пытался размахивать руками, кувыркаться, но ничего не получалось. И тут я поверил в свой сон, почувствовав реальный ветер, дующий мне в лицо. Я понял, что от сильнейшего ветра не могу даже вздохнуть. Тут я открыл глаза и, спустя некоторое время сообразил, что лежу на полу. Мне действительно было трудно дышать из-за одеяла, которое сильно сжимало мое тело. После этого случая я не помню, чтобы этот сон повторялся.

Начались новые сны еще более непонятные. Новые сны строились теперь на несоответствии. Например, ты чувствуешь себя ничтожно маленьким и при этом начинаешь раскидывать огромные камни. Стараясь понять такие сны позднее, я ни к чему не приходил. Не то, чтобы это не давало мне покоя, просто мне становилось страшно, что я не понимаю того, что со мной происходит.

Впервые я всерьез задумался над связью сна и смерти, когда обнаружил, что проснуться можно, если умереть во сне. Это помогало в случаях кошмаров. Я пытался найти что-нибудь твердое и убить себя. Но после смерти моего деда я перестал использовать мой новоизобретенный метод просыпания. Как любой ребенок, я задал абсолютно естественный вопрос: куда ушел дедушка. И получил в ответ все ту же неизвестность. С этого момента во мне зародился новый, свежий страх перед смертью, который на протяжении нескольких лет еще долго шел со мной. Позже он отошел на задний план.

Потом снились сны, когда было непонятно, сплю ли я или это все реально. И опять возник вопрос, что это? И как обычно, безответный. Теперь я могу предположить, что это параллельные миры или подлинная реальность. Хотя сны это и продолжение работы мозга, который, по-видимому, нуждается больше в работе, чем в отдыхе. И нередко по ночам он работает даже продуктивней, чем днем. Почему? Да потому, что во сне нет границ, нет законов. Во сне тебя никогда не удивит, что небо красное, трава синяя. Поэтому ответы на многие вопросы приходят именно во сне. Мне кажется, что и Зун приходил во сны Вадимова потому, что Марк хотел этого. И хоть сознание и сделало картинку похожей на реальность, это был всего лишь сон.

Отличить одно от другого крайне трудно. После прочтения первой книги Розина я стал задумываться, а не сон ли наша жизнь, где тогда реальность, какая она? Если представить, что это сон, то наша смерть- это единственная дорога в реальность, но страх ошибиться сильнее. Где-то я вычитал, что вероятность существования параллельных вселенных 20%. Мне кажется, что сны - это один выход к ним, а смерть - второй.

1. Исходя даже из названия книг, автора волнует тема снов и мышления. Именно через сны Вадимов видит появление знаковой системы человека, именно во сне разрешаются некоторые волнующие его вопросы (Возможно, человек спит, чтобы решать важные для себя вопросы, только не понимает и не умеет пользоваться этим). Сон, по-моему, это страна, где сбываются все мечты, где дается выход всем блокированным желаниям. Говоря словами испанского драматурга, «жизнь – это сон, и сны – это сны». Но если мы спим все время, то, что же такое реальность, существует ли она. Если все это сон, то кто его видит?

2. Сон – выход в параллельные миры. Так как во время сна сознание «спит», то, возможно, что сновидения – иной мир. Если есть параллельные миры, то между ними должна быть, как мне кажется, какая-нибудь связь. Почему мы ничему не удивляемся во сне, почему мы так легко принимаем сонные реалии? Потому, что мы проживаем день еще раз, только в другом мире, где все подчиняется другим законам. Вторым выходом в иную реальность я считаю смерть. Она очень похожа на сон, хоть при этом человек и не просыпается. Может быть, человек должен заслужить переход в другую реальность, поэтому мы умираем, чтобы окончательно перейти в нее. А сон – это лишь подготовка, он дается нам для того, чтобы мы пообвыкли в новом мире.

3. Вещий сон – это кусочек, самого похожего на наш, параллельного мира, в котором что-либо произошло? и это может повториться у нас. Дабы этого не произошло, какая – то высшая сущность посылает нам вещий сон. Что же касается летаргических снов. Тут сложнее, ведь тело полностью «отключено», кроме мозга. Поэтому непонятно, что происходит с человеком, что он видит.

Время:

Приходите, смотрите - времена меняются,

Последние станут первыми,

А будущее станет прошлым.

Приходите, смотрите – времена неизменны,

Последние ими останутся,

А будущее – это прошлое…

Вася Пупкин:Время ... Попробуем определить, что такое время. Первое, что приходит на ум, в связи со временем – предметы, не связанные с явлением времени как таковым, а лишь имитирующие его. Что такое механизм часов? Набор шестеренок, двигающих стрелки. Стрелки передвигаются по циферблату, отсчитывая равные отрезки. Но время нельзя разделить. Оно неделимо. Ведь мы можем разделить лишь то, что называют «сущим». Вспомним, как писал об этом М. Хайдеггер: «Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени». Таким образом, время, как огромный организм, рождает все сущее. Однако в повседневной жизни мы воспринимаем время иначе. Говорят, «время бежит», «время летит», «время течет». Мы воспринимаем время, как материальный объект, изменяющий свое положение во времени и пространстве. Человек создал свое понимание времени, которым, не задумываясь, пользуется в повседневной жизни. Мы говорим: «мне надо уходить через 15 минут», «вчера был дождь», «завтра – праздник». Тем не менее, человек понимает время через сущее. Он понимает: что-то есть сейчас, что-то было раньше, что-то будет в будущем. Сейчас есть я, 2000 лет назад был Платон, 2000 лет вперед будет кто-то еще. Но мы не думаем об этом. Мы не думаем, что срок наш мал. Самая большая наша ошибка- это растрата времени.

Мы убиваемся о стену непроходимого времени. С этим ничего не сделаешь. Всемогущий Хронос день ото дня пожирает нас.

Агата Кристи:Что для нас время? То в чем мы существуем, живем, действуем, следуем ему, ловим, тратим? Время – это ВСЕ! Да именно все! Мы не можем мыслить себя вне времени. Мне очень нравится сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», я даже думаю, что это не совсем детская книга, она скорее создана для взрослых. Помню, в детстве я не замечала и половины тех глубоких философских тем и вопросов, которые в ней вижу сейчас, а недавно, прочтя заново, восхитилась тем потоком интереснейших мыслей и проблем, которые выплеснул писатель в этой не лишенной юмора работе. Тема времени красной нитью проходит через весь сюжет. После попадания в зазеркалье время для Алисы останавливается, она путешествует по фантастическому миру собственной фантазии. В сказке есть очень любопытный эпизод, как раз связанный с темой времени: чаепитие Алисы с сумасшедими Шляпошником и Мартовским Зайцем.

В наказание за плохое выступление на балу королевы время для этих двух героев остановилось на пяти часах вечера, поэтому они вынуждены непрерывно пить чай, Шляпошник говорит, что они «рассорились» со временем (страшно представить себе полную остановку времени). Мне почему-то врезалась в память одна фраза Мартовского Зайца: «Не мы тратим время, а оно нас тратит». И действительно, почему бы и нет? Мы привыкли к мысли, что являемся хозяевами времени, почти каждый день мы питаем иллюзии о своей власти над временем. Но как же тогда наше неизбежное старение и смерть? Ведь мы не можем этого избежать. На мой взгляд, мы лишь подглядываем, ловим время за «хвост», мы гонимся за ним, а оно от нас всегда ускользает, мы стараемся «дружить» с ним и как-то устраивать свою жизнь, создаем распорядок дня, пытаясь запихнуть в каждый день максимум полезных дел (ведь никому не известно когда именно он умрет).

Кстати, возвращаясь к Алисе, мне пришла мысль разделить людей по трем основным типам, в зависимости от их отношений со временем: 1) Шляпошник и Заяц застряли и рассорились со временем (это люди, которые боятся времени), Алиса даже говорит, что они «убивают время», занимаясь всякой ерундой, 2) сама Алиса – девочка, которая более – менее гармонично сосуществует со временем и, наконец, 3) Соня, которая просыпает чаепитие и всю свою жизнь. Мне кажется, из этих персонажей получаются довольно забавные, но в то же время жизненные типы–образы (во всяком случае, я встречала и «Алис», и «Мартовских Зайцев», и «Сонь»).

Время для нас течет не всегда одинаково. У меня, наверное, как и у всех, был один период в жизни, когда три летних месяца будто длились вечность. Они были так насыщены новыми впечатлениями, даже казалось, что это какая – то целая, другая жизнь, полноценно отделившаяся от всего предыдущего. И, наоборот, если мне скучно или нет ничего впечатляющего, то время летит вихрем, часы превращаются в минуты. После таких периодов совсем обычно нечего вспомнить. Все это, конечно, легко объяснить с позиции психологии: ведь сознание, запоминая самые интересные моменты жизни, как бы наполняет их эмоциями, и именно из–за этого события (а значит, и время) приобретают неповторимую яркость и объем для нас, особое содержание. И все-таки интересно, ведь я четко ощутила время по-разному (и себя в нем). Тогда сама напрашивается мысль о том, что понятие времени и его непосредственное ощущение существует только внутри человека, зависимо от него, для него. А может, мы сами его себе придумали, осознанно загоняя себя в рамки, чтобы как-то упорядочить свою жизнь? Что было первым сейчас сложно разобраться…

….Но мы попытались это сделать. Тема времени вызвала в группе бурное обсуждение, и каждому было что сказать. Мы пошли, наверное, по самому банальному пути – решили дать определение времени, заглянув в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Определений было очень много, но больше всего нас заинтересовало: «Время - это основная, наряду с пространством, форма существования бесконечно развивающейся материи». Всегда проще начать с определения, оно дало нам почву для размышления, и диалог полился сам собой:

Вася Пупкин: Не было времени до человека, ведь некому было дать определение, ощутить, что есть время.

JB:Но ведь была природа, значит, и время, а человек лишь дал определение, понятие.

Вася Пупкин:Да, она была, но мы говорим о ней только потому, что мыслим из настоящего в прошлое, и только тогда можно говорить о том, что она БЫЛА!

JB:Но если ты признаешь, что она БЫЛА, значит, ты и признаешь наличие времени в прошлом, ведь время - это разница между прошлым и будущим.

Вася Пупкин:Это лишь одно из определений, материя не зависит от времени.

JB:Стоп! Как же так! Развиваться, изменяться с течением времени - это и есть форма существования материи! Вот в чем суть! По-моему определение Ожегова очень точно описывает понятие времени. Нельзя путать понятие с явлением, ведь человек не создал время, он создал лишь его понятие. Возможно, древний человек понимал это явление не так, как мы сейчас, нам кажется, что мы знаем о нем больше, но еще через некоторое время наши представления будут похожи на детский лепет.

Агата Кристи:А мне кажется, что время не может существовать вне нас. Ведь мы не знаем точно, как был создан этот мир, а значит, и не знаем, что было до нас.

JB:Мне вспомнилась одна довольно интересная история: представьте себе научный опыт, поставленный над еще совсем маленькой девочкой, которую поселили в лесу, где вокруг нет никого кроме двух нянечек. Эту девочку огораживают от понятия времени полностью: вырывают все станицы в книге, так или иначе связанные с явлениями взросления, старения, смерти, ее нянечек меняли очень часто, чтобы они не старели у нее на глазах. И девочка действительно понятия не имела, что такое время. Когда ей было уже сорок, она выглядела, как молоденькая девушка. Ее выпустили к людям, она встретила молодого человека и влюбилась в него, именно он рассказал ей, что такое время. Они поженились. Спустя многие годы, мужчина умер от старости. Это стало шоком для бывшей подопытной, она впервые так ярко ощутила явление времени. Когда же у нее самой появился первый седой волос, она заплакала от счастья.

Агата Кристи:Ух, ты! Так значит, все идет от нашего разума: мы сами выбираем стареть нам или умирать? А это реальный опыт или вымышленная история?

JB:Конечно же нет! Это сюжет одного романа, художественное осмысление проблемы времени. И все же, я утверждаю, что время объективно, оно существует помимо нас. Ведь, раньше на нашей планете были динозавры, они рождались, умирали, другими словами подчинялись законам природы. Так и мы сейчас подчиняемся тем же законам, разве не так?

Все в знак согласия кивнули головами, почему-то пример с динозаврами впечатлил всех участников разговора своей простотой и наглядностью: мы, наконец, перестали спорить и пришли к единому мнению, теперь каждый почувствовал, что время, действительно не зависит от нас, а скорее мы от него зависим.

Агата Кристи:То есть, время всегда, независимо от того, кто или что перед ним, будет влиять на форму материи, изменять, «старить» ее. Похоже, мы, наконец, поняли друг друга.

Вася Пупкин:Да, будь то животное или растение, камень или человек. Просто мы имеем разум, поэтому нуждаемся в осмыслении феномена течения времени.

Несколько следующих минут вся группа молчала, каждый из нас «варился» в своих мыслях, как вдруг беседа возобновилась:

JB:А что, если вспомнить теорию относительности Эйнштейна? Ведь именно у него можно хорошо проследить связь между временем и материей: материя изменяется и ее форма, т.е. время изменяется, все логично.

А дальше была невероятно долгая дискуссия по поводу того, что испытывает космонавт в космосе, кто умрет первым (люди на Земле или космонавт) и т.д. Это была попытка вспомнить школьный курс физики, у кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. В ходе этого действа к нам пришло несколько мыслей: лично я представила себе ТО, что время и пространство сливаются воедино, это как-то само вытекло из наших размышлений, что время не может существовать отдельно, оно всегда с ним (т.е. не обязательно в рамках человеческого сознания, а во взаимодействии с любым предметом материального мира). А больше всего меня заворожила идея путешествий во времени, у нас случайно родился свой способ. Понятно, что время мы не можем изменить, оно нам совсем неподвластно, но исходя из свойств материи в зависимости от времени, можно, воздействуя на материю, затронуть и время. А если проще, то мы просто дали своему воображению немного воли: допустим, что каким-то способом мы сможем «расширить» материю, тогда пространство тоже расшириться и мы сможем попасть в прошлое. Вышло это по аналогии с представлениями о путешествии в космос с использованием световых скоростей: для пилота время течет медленнее, поэтому, прилетая обратно на Землю молодым, он как бы попадает в свое будущее, где его друзья уже состарились. Конечно сейчас такие немного фантастические рассуждения воплощаются лишь в фильмах, но формулы точны (это уже доказал опыт с самолетом, летевшим с огромной скоростью вокруг Земли и зафиксировавшим эффект замедления времени), а наука движется вперед, и возможно, новые открытия смогут объяснить нам многие пока неразрешимые проблемы.

Мышление:

Философия – стиль мышления, движения души. Философия – движение в сознании, его ритм, мысль мысли.

Агата Кристи: Мы постоянно мыслим, каждую секунду наш мозг совершает сложнейшие операции, а нам это незаметно. Для современной науки процесс мышления является почти полной загадкой. Я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз задумался над тем, как же мы обрабатываем весь поток информации, полученный за день. В книгах В.М.Розина поднимается вопрос символичности нашего мышления, т.е. мы мыслим некими готовыми символами и конструкциями, которые ускоряют процесс мышления, а значит, и познания, но в тоже время загоняют нас в заведомо готовые рамки. Наш разум использует схемы, чтобы переработать информацию и превратить ее в знания. В романе «Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова» в связи с темой символичности и схематичности нашего разума вполне логично возникает вопрос о том, что же есть реальность и насколько она объективна. И действительно, наша повседневная жизнь переполнена различными символами, иногда даже кажется, что они как бы создают свой параллельный мир, который воздействует на нас, на который мы сами воздействуем. Таким образом, возникает огромное количество вполне самостоятельных реальностей, которые не имеют или имеют незначительные точки соприкосновения: природная, социальная, культурная, научная, художественная (искусство), эзотерическая, религиозная и др. Для каждого человека они, безусловно, имеют разное значение: в одних они живут, другие не замечают вовсе (Например, религиозные деятели живут исключительно в своей реальности, посвящая жизнь Богу). Но тогда выходит, что чем дальше, тем хуже - тем меньше у людей остается шансов понять друг друга. В романе встречается мысль о том, что для человека его реальность становиться чувственно ощутимой, переживаемой, объективной. Это показано на примере духовной эволюции эзотерика Шри Ауробиндо Гхош: «он реально переживает Бога, космическую бесконечность, экстатическую любовь, блаженство…». И не совсем понятно, это просто его индивидуальная реальность, которая никак не воздействует на окружающих; рано или поздно любая идея, новая реальность становиться достоянием общественности. Например, идеи социализма стали единственной реальностью для миллионов людей, они жили в ней (т.е. она стала вполне материальна, более того, ее последствия можно до сих пор наблюдать в современной России как в экономической, так и в духовной сфере ее жизни). Вообще, меня всегда завораживала идея материализации человеческой мысли. Забавно, раньше люди смотрели на парящих в небе птиц и могли только мечтать о собственном полете, но в результате творческой активности человека, его непреодолимого желания мечта воплотилась в жизнь. Но ведь таких примеров гораздо больше, чем нам кажется - это вся сегодняшняя цивилизация. У меня в жизни были случаи, когда, думая о чем-нибудь очень долго, мечты воплощались в жизни. Вполне возможно, что тут дело не только в мыслительной активности, но и в том, что ты сам делаешь для достижения своей цели, но все же, приятно думать, что мысли человека несут в себе такую силу. Это, конечно, не отменяет практической деятельности. Человек – биоробот:

Агата Кристи:Вадим Маркович, у вас никогда не бывало «дня сурка»? Лично у меня такое ощущение, что все идет по какому-то кругу, вся моя жизнь это доказывает: я встречаю одинаковых людей, попадаю в одинаковые ситуации (как будто все это уже было в прошлом, просто немного в другой форме), т.е. наступаю на одни и те же грабли. У меня была недавно встреча, на которой как раз и обсуждалась эта странная цикличность в жизни людей (это замечали многие мои знакомые), с человеком, который считает, что раскрыл тайну человеческой души, а значит и всей человеческой жизни, ее смысла. Звучит громко, пожалуй, даже дерзко?

Начну по порядку, недавно я зашла вечером к маме моей подруги, у нее в гостях сидел тот самый «монах, гуру», как его прозвала моя подруга, про которого я успела много наслышаться от нее. Честно говоря, человека, занимающегося научной работой, знающего не один восточный и западный язык и т.д., я представляла себе иначе: за столом развалился мужчина на вид лет пятидесяти, а может больше, с сигаретой в зубах, постоянно откалывающего не совсем приличные шутки, смеющегося через каждые пять минут, но в целом он был исключительно обаятелен именно в этой своей легкости и простоте. Ольга (мама моей подруги) проводила меня на кухню, где кроме Давыдова (тот самый весельчак) была еще одна девушка по имени Лена, которую Давыдов почему – то все время называл Иван Иванычем, при этом они с ней очень живо обсуждали, что же им делать с «леммингом». Короче говоря, первые пять минут у меня было ощущение, что я попала в сумасшедший дом.

- Привет, ты кто? - спросил с загадочной и в то же время хитрой улыбкой Давыдов.

Я ответила, и сразу почувствовала, что разговаривать с этой компанией будет о чем: я уже знала о том, что Давыдов совершил какое – то чуть ли не революционное открытие, а Лена и Ольга заканчивали учиться на психологов.

- Ты, кажется, на философском учишься, - с еще более таинственной и хитрой улыбкой почти проурчал Давыдов, - и что, о чем ты со мной будешь говорить?

- Не знаю, - в замешательстве от странного вопроса ответила я. Сам Давыдов был похож на большого чеширского кота, который все время говорил то загадками, то задавал странные вопросы, поражающие в то же время своей простотой и банальностью, улыбался и хихикал, он даже не разговаривал, а как бы играл словами. Девушки же тоже охотно шутили с ним, кидали друг на друга загадочные взгляды; все это было не совсем похоже на обычное чаепитие: не успела я сделать глоток, как меня начали расспрашивать, что же такое сознание, мышление, мораль, нравственность, и т.д. Все это, конечно, шло по ходу беседы, которую полностью я изложить не смогу, но постараюсь осветить то, что мне запомнилось больше всего. Оказалось, что Давыдов знаком не только с западной, но и с восточной философией, многими религиозными и эзотерическими учениями, одновременно в его словах я услышала лишь разочарование во всем этом, он не верит в Бога или в наличие глубокого смысла в философском познании. Наш разговор касался не только философии, но и психологии.

- А что такое личность?- в процессе обсуждения вопроса неповторимости каждого человека спросил у меня Давыдов.

- Даже психологи толком не могут ответить на этот вопрос, а, на мой взгляд, это то, как человек себя реализует в обществе, это его неповторимые качества характера, - ответила я, немного подумав.

- А я говорю, что личности нет, все это насаждение культуры, нам просто так внушила вся наша человеческая цивилизация, кстати, так же как и нет никакой моральности, это было придумано обществом для общества.

- А что же тогда есть? Может, уже не будете меня мучить вопросами, на которые я не смогу дать ответа. Давайте поговорим о вас, что вы поняли, пройдя не один философский и религиозный путь, какую тайну открыли? - с нетерпением спросила я.

- Мы все – биороботы, мы живем по заведомо известной программе, которая закладывается с самого рождения. Это чем-то напоминает психологические типы людей, но если честно, вся современная психология - детский сад, они не там ищут…

- И что, значит, я буду всегда делать только то, что записано в моей программе, и ничего кроме? Не может быть! Это бред!

- Да, ну конечно, куда без этого! Ведь сложно отказаться от мысли, что ты такая необыкновенная. Человек- это звучит гордо! По-моему, так, да? Ну а теперь скажи честно, ведь ты живешь по принципу: «все дроги ведут к Даше», - ухмыльнулся Давыдов.

Мне трудно было в этом признаться, но все же решила говорить на чистоту: «Да, все дороги ведут ко мне», - с замиранием я ждала, что же скажет он в ответ, я хотела понять, чего он хотел добиться, к чему меня подводил, в нашем разговоре появился необычайный азарт.

Но Давыдову кто–то позвонил по мобильному, и ему пришлось ненадолго выйти. Я уже знала, что девушки успели сделать свои программы.

- Как это было у вас, ну после того, как программы уже были готовы? - с любопытством спросила я.

- Лично я сделала программу из-за интереса, от нечего делать. Помню, мы еще не были знакомы с Давыдовым лично, когда он позвонил мне, как раз хотел передать уже готовую программу, мы обо всем договорились, а напоследок, довольным и даже немного глумливым голоском он сказал: «До встречи, и, кстати, хватит каждый вечер отмокать в ароматических ваннах». Я была как минимум в шоке: ну скажи, откуда он мог знать про эту мою невинную слабость, я действительно с ума схожу без ароматической ванны вечером! - воскликнула Лена.

И я, и Лена очень долго и до, и после того, как сделали программы, пытались найти ошибки, в общем, всячески старались опровергнуть теорию Давыдова, не верили, не хотели понимать, - присоединилась Ольга.

Я несколько минут сидела и думала о своем, разглядывая китайские иероглифы, которыми была увешена вся стена кухни. Вскоре Давыдов вернулся, и беседа продолжилась.

- Скажите, откуда вы взяли эту информацию, ведь это ключ к разгадке тайны под названием «человек», открывающий невероятные возможности (если все это, конечно, действует)? - в нетерпении спросила я.

- На самом деле, это перевод древнего китайского каталога «Гор и морей». Долгое время его считали обыкновенным сборником мифов и сказаний, памятником литературы, не более, поэтому не обращали на него должного внимания. В книге описываются фантастические пейзажи: места, которых нет на Земле, и где обитают странные животные (лягушка с головой петуха и лошадиным хвостом, к примеру), комбинации могут быть разными. Во всей этой бредятине (для остальных) я увидел знаковую систему, которую надо просто расшифровать, ведь кто-то давным-давно не просто так писал все это! В итоге получилась забавная картина: в книге дан каталог человеческой популяции. Зная дату, место рождения, национальность (это тоже оказывает влияние), имя, имена родителей, я могу сказать о человеке все: как он ест, почему любит только брюнеток, его болезни, способности, наклонности. ВСЕ! (и для этого мне совсем не надо с ним встречаться). Это как у доктора на приеме: у меня есть его образы, как рентген, я рассматриваю готовый пейзаж, где мифическое животное-сборная модель зашифрованных черт характера, ну и т.д. Конечно, чтобы выдать программу человека нужно не просто полюбоваться на пейзажик, это сложный индивидуальный процесс, мне приходится не просто разгадывать, а вживаться в каждый из образов, на это уходит немыслимое количество энергии (иногда даже заболеваю).

- Ну, допустим, я узнала свою программу, и что дальше?

- А ничего: ты можешь принять и понять себя такой, какая ты есть, как бы взглянуть со стороны, а можешь сказать, что все это бред и совсем не про тебя. Мы всегда хотим увидеть себя со стороны, а когда видим, то отворачиваемся, сначала всегда трудно. Девчонки, у вас это недавно было, расскажите о впечатлениях.

- Да, по началу странно, вроде и все про тебя написали, а толку то? Вроде давно уже все это знали. Но проходя весь путь, ты начинаешь осознавать все свои поступки совершенно по другому, ты всегда знаешь ответ на вопрос: «Почему?»

- Кстати, ты же рисуешь, насколько я слышал. А ты никогда не думала, что картины - это всегда попытка художника взглянуть на себя со стороны? - обратился ко мне Давыдов.

- Да, похоже на то, во всяком случае, по моим впечатлениям. Это очень интересная мысль. А жизнь- это результат творчества каждого из нас.

Вдруг звонок в дверь заставил всех слегка отойти от столь интересной и завораживающей беседы, очнуться и «вернуться в жизнь», а на часах к тому моменту уже было пол первого ночи! Время пролетело совершенно незаметно! Пришлось поторопиться домой, ведь завтра предстоял очередной рабочий день. Беседа с Давыдовым произвела на меня огромное впечатление, вечер был действительно интересный, как, впрочем, и мои последующие размышления и выводы, уже наедине с самой собой.

III. Заключительная часть.

Наши рекомендации