Гирлянды асан на нитях дыхания
В аштанга-виньяса-йоге асанысгруппированы в шесть уровней, на каждом из которых разработана фиксированная последовательность. В книге Паттабхи Джойса «Йога-мала» приводятся только асаныпервой серии – рога-чикитса, имеющие терапевтическую функцию. Выполнять асанынужно обязательно в приведенной последовательности, начиная с Сурья-намаскар(комплекс «поклонение Солнцу»). И все же тело каждого человека имеет определенные особенности, поэтому важно определить, какие асаныдля него наиболее оптимальны. В каждом комплексе обязательно присутствует несколько ключевых асани виньяс, которые бросают настоящий вызов силе духа практикующего. Практика асанв течение многих лет порождает ясность сознания, устойчивость тела и успокоение нервной системы. Паттабхи Джойс настаивает, что виньясаи тристхана– главные компоненты аштанга-йоги, способствующие правильному выполнению асан.
Виньясаесть система приведения в соответствие дыхания и движения: каждое движение выполняется за одну фазу дыхательного цикла. Например, в комплексе Сурья-намаскардевять виньяс: вдох при подъеме рук; выдох при наклоне вперед и т. д. Таким образом, каждая асанапредполагает некоторое определенное число виньяс. Цель виньяс– внутреннее очищение. Совмещение дыхания и движения при выполнении асанразогревает тело, или, как говорит Паттабхи Джойс, «кипятит кровь». Сгустившаяся кровь грязна и вызывает болезни в теле, а повышение температуры при практике чистит кровь и разжижает ее, чтобы она могла циркулировать свободно, снимая боли, возникшие от затрудненного кровообращения. Нагретая кровь также перемещается через все внутренние органы, удаляя загрязнения, вымытые из них, вместе с потом, выделяющимся в течение практики. Потение важно, ибо только через пот болезнь оставляет тело, и происходит очищение. Это подобно тому, как золото растапливают в горшке, чтобы удалить примеси, а грязь всплывает на поверхность при кипении. При выполнении виньястело становится здоровым, сильным и чистым, подобно золоту. После того как тело очищено, можно очистить и нервную систему, а затем и органы чувств, – виньясасоздает для этого необходимые предпосылки. Тело инертно, но путем формирования намерения и прилежной практики им можно управлять, и тогда контроль над сознанием обретается автоматически.
Тристханаозначает «три места», т. е. три объекта внимания или действия: положение тела, процесс дыхания и направление взгляда. Все они важны для практики и охватывают три уровня очищения: физическое тело, нервную систему и сознание, поэтому всегда выполняются в соединении друг с другом. Асаныочищают тело, придают силу и гибкость. Дыхание – речакаи пурака(выдох и вдох) – должно быть устойчивым, и длина вдоха должна быть равна длине выдоха, ибо такое дыхание уравновешивает нервную систему. Дришти– место, куда направлен взгляд во время нахождения в асане. Выделяется девять дришти: кончик носа, межбровье, пупок, большой палец, руки, ноги, а также взгляд может быть направлен вверх, вправо или влево. При выполнении асан, когда внимание сосредоточено на дыхании и дришти, погружение в состояние концентрации прокладывает путь к дхаранеи дхьяне. Таким образом, дриштиочищает и делает устойчивым осознание. Метафорически, чтобы очистить тело, нужны два внутренних фактора: воздух и огонь. Место огня в теле – внутри живота, это постоянное местонахождение жизненной силы. Для поддержания огня необходим воздух, следовательно, существует потребность в дыхании. При раздувании огня в печи нужно следить за тем, чтобы пламя не потухло и не вышло из-под контроля сознания.
Важные компоненты системы дыхания – мула-бандха, уддияна-бандхаи джаландхара- бандха –«замки», которые «запечатывают» энергию, придают легкость и силу телу и помогают развести сильный внутренний огонь. Цель замков состоит в том, чтобы сохранить пранувнутри тела и направить ее в 72000 нади,или каналы тонкого тела. Мула-бандха(корневой замок) удерживается внизу тела, чтобы запечатать пранувнутри, а уддияна-бандха(брюшной замок) направляет ее вверх по тонким каналам. Джаландхара-бандха(горловой замок) происходит спонтанно в тонкой форме во многих асанахв связи с дришти(направлением пристального взгляда) или положением тела. Этот замок предотвращает утечку праныи останавливает наращивание давления в голове при проведении дыхания. Без бандхи дыхание не будет правильным, и асаныне принесут никакой пользы. Только в соединении с тремя бандхамивыполнение вдоха, выдоха и задержки дыхания может считаться пранаямой.
Уджджайи-пранаяма,практикуемая при выполнении виньяс,состоит из пураки(вдоха) и речаки(выдоха), длина которых должна быть сначала уравнена, а затем постепенно увеличена. Растягивание дыхательного цикла, сопровождающееся характерным звуком в горле, приводит к растяжению тела и разжиганию внутреннего огня. Долгое дыхание в подобном режиме повышает температуру тела, нагревает кровь для физического очищения и сжигает загрязнения в нервной системе. Все эти действия становятся управляемыми, если удерживается правильный ритм. Когда огонь усилен, улучшается здоровье и увеличивается продолжительность жизни, поскольку неравномерность вдоха и выдоха, а также слишком частое дыхание вызывают аритмию, что сказывается на теле и психике. В практике пранаямысознание сосредоточено в единственном направлении и следует за движением дыхания, что формирует основу для внутренних методов очищения.
Правильный звук, характеризующий уджджайи, весьма характерен. Воздух вдыхается и выдыхается через нос, но звук должен происходить не из ноздрей, иначе возникнет хрипение. Когда практикующий двигается в ритме дыхания, мускулам необходима постоянная подача кислорода и поток воздуха должен быть увеличен, а при хрипе поток воздуха сокращается. Для предотвращения этого каждое дыхание производится в задней части горла так, чтобы поток воздуха был увеличен и контролируем мышцами вокруг голосовой щели. Трение воздуха, проходящего через голосовую щель, производит звук уджджайи, а также согревает воздух перед его поступлением в легкие. Правильный звук уджджайиподобен звуку волн, набегающих на покрытый галькой пляж. Для достижения свободного дыхания следует держать голосовую щель открытой в течение дыхательного цикла, иначе поток энергии останавливается и мышцам не хватает кислорода и праны.
Основу практики составляют шесть постепенно усложняющихся последовательностей асан, состоящих из связанных между собой поз, для выполнения каждой из которых необходимо от полутора до четырех часов. От практикующего требуется определенное мастерство в каждой последовательности для перехода к следующей, и лишь немногие способны освоить все шесть. Все студенты занимаются вместе, каждый по своей программе, а гурупоправляет их. На первом уровне ( йога-чикитса) производится детоксикация и выравнивание состояния тела. На промежуточном уровне ( нади-шодхана) очищается нервная система и открываются энергетические каналы. На продвинутых уровнях A, B, C и D ( стхирабхага) в практике объединяются сила и изящество, требуется большая гибкость и расслабление. Каждый уровень необходимо проработать перед переходом к следующему, и последовательный порядок асанследует соблюдать неукоснительно. Каждое положение служит подготовкой к следующему, развивая силу и равновесие, необходимые для дальнейшего продвижения.
Названные последовательности не снабжаются теоретическими комментариями, и почти вся книга Лино Милини «Аштанга-йога», написанная под руководством Паттабхи Джойса, равно как и вторая половина «Йога-малы» самого гуру, представляет собой последовательность картинок с краткими примечаниями и должна служить лишь справочным пособием для практики под руководством учителя. Тем не менее, Сьоман выделяет следующую общую схему построения каждой последовательности. Система представляет собой четкое деление на начальные, промежуточные и продвинутые асанысо своими виньясами. Первые шесть виньясявляются частью подготовительного Сурья-намаскара,а остальные входят в практику самих асан. Далее снова повторяются первые шесть виньяс, а затем их повторение требуется после выполнения асиметричной асанына каждую сторону. И так, пока не будет выполнено нужное количество виньяс, зависящее от конкретной асаны,которые становятся все более сложными. Время пребывания в асанеотсчитывается по числу дыхательных циклов и увеличивается с ростом мастерства и выносливости. Студенты учат последовательности целиком, повторяя одни и те же асаныс виньясамикаждый день, понемногу добавляя новые.