Искусство речи и мышления

Отцом риторики иногда называли Эмпедокла, а иногда – его ученика, знаменитого впоследствии софиста Горгия, о котором пойдет речь далее. Умение говорить неотделимо от умения мыслить. Построение речи определяется направленностью и внутренней логикой мышления. Поэтому, в частности, тогдашние преподаватели красноречия были одновременно учителями мудрости. Говорить, рассуждать, мыслить, понимать – превратилось в единый процесс и умение, без которого невозможно представить устроенную человеческую жизнь. Особенно важно это стало в связи с изменением роли традиционных авторитетов в классическую эпоху. В Элладе последних десятилетий V века до Р.Х. наступал "век разума" – эпоха Просвещения.

СЛЕДОВАНИЕ УСТОЯМ

Обычно жизнь опирается на то, что люди почитают безусловным, неоспоримым или самоочевидным. Так строится жизнь отдельного человека и целых обществ. Причем эти очевидности и безусловности достигнуты не собственными усилиями людей, а приняты силой авторитета. Жизнь основывается на традиции и привычке, на том, что "принято от века" и всеми почитается правильным, добродетельным, справедливым. Мощь и влияние царящих в обществе устоев столь велики, что редко кому приходит в голову усомниться в них. Да и что отдельная личность может противопоставить общепринятому? Кто посмеет бросить вызов устоявшемуся порядку и освященному временем ходу дел? Любая попытка такого рода не может иметь иной опоры, кроме моей личной воли. Но сколь бы сам индивид ни был уверен в несправедливости тех или иных норм, сколь бы пагубным ни казался ему обычай и насущной перемена, для окружающих его критика будет выглядеть дерзким и беспочвенным вызовом. Хорошо сознавая это, даже тот, кто видит изъяны наличного образа жизни и сомневается в каком-нибудь общем воззрении, не решается открыто восстать против них. В этом опора общества, живущего властью традиций и общепринятых устоев. В общем согласии людей относительно порядка жизни оно обретает мощь и устойчивость.

ИСПЫТАНИЕ УСПЕХОМ

Хорошо известно, что кризисное, неблагополучное состояние жизни сосредоточивает силы людей на решении проблемы выживания. Жизнь тогда находится в хрупком равновесии, она полна постоянного напряжения. Но и общественное благополучие таит в себе немалое испытание. Успех в решении больших общественных задач, процветание и достаток порождают избыток человеческих сил. Появляется энергия стремлений, ищущая сферы приложения. Закономерно, что в такие моменты подъема человеческий дух чувствует свою стесненность наличными формами жизни. Существующие ценности, нормы, отношения сковывают энергию деятельности, мешают поиску нового и реализации возникающих надежд. Остро ощущается потребность в преображении основ жизни, в новых ориентирах мышления и деятельности. Все то, что ранее составляло опору бытия и его безусловный смысл, теперь вызывает сомнение и должно заново оправдать себя. Все, чем жили, что ценили, чему следовали и блюли – все ставится под вопрос. Именно такое состояние переживают эллины после победоносного завершения греко-персидских войн в период расцвета полиса.

ФЕНОМЕН ПРОСВЕЩЕНИЯ

История каждой великой культуры знает время, когда прежние традиции жизни и мышления ставятся под вопрос. Весь предшествующий опыт в эту эпоху подвергается сомнению. Место авторитетов занимает сила рассуждения, единственной основой которого признается собственный разум человека.

Такое время, когда человеческий дух находит в разуме новую точку отсчета, а все дела и представления людей получают в нем новую меру, называют эпохой Просвещения. Требования ничем не стесненного разума, заключенные в принципах рациональности, приобретают универсальное и беспрекословное значение. Разум входит в жизнь, как полновластный господин, перед которым все существующее должно оправдать себя. Он превращается в основание, мерило, ориентир, действующую силу во всех сферах человеческой жизни. И сколь бы весомым, авторитетным, прославленным и бесспорным нечто ни было, оно обязано доказать свою значимость перед лицом рационального мышления – этого нового всеобщего судии.

СУД РАЗУМА

Просвещение менее всего движимо импульсом разрушения. Напротив, оно все проникнуто жаждой созидания и искания истины. Все, что испытуется разумом, подвергается испытанию лишь с тем, чтобы обрести поддержку и авторитет в нем. Ведь разум может отвергнуть лишь то, что не соответствует его природе: заблуждение, ложь, иллюзию. Просвещение знаменует собой торжество человеческого духа, его радостную уверенность в своих силах и готовность безбоязненно встретиться лицом к лицу с действительностью, какой бы та ни оказалась. Идея разума служит общим выражением этих стремлений и надежд, и потому именно разумность становится идеалом и символом Просвещения.

Человеческий ум берет на себя высокую миссию рассуждать обо всем, всему указывая смысл и меру. Все, что люди практикуют в своей жизни, чему следуют и в чем убеждены, должно пройти испытание вопросом: "насколько это действительно так? насколько это оправдано?" Относительно чего этот вопрос не ставится, то совершается, – говорят просветители, – вполне неосознанно и без разумения, просто в силу устоявшегося обычая, привычки, покорности авторитету. Лишь то, что рассмотрено разумом и, будучи рассмотрено, подтвердило свой смысл и право, может быть принято в качестве подлинного. Но что не выдержало такой проверки, должно быть оставлено без колебаний.

Наши рекомендации