Измененное круговое движение
В основном индивидуальное истинное тело существует в форме участия в движении по окружности. Однако ввиду отдельных требований всеобщей цели во время его существования как взаимосвязанного тела его круговое движение не может не претерпевать изменений. Имеется два вида измененного движения по окружности: движение с постоянными свойствами и движение с переменными свойствами.
а) Движение с постоянными свойствами
Атомы, из которых состоят предметы творения, устойчиво взаимосвязаны между собой, при этом каждый атом сохраняет свое строго определенное место. Рассмотрим, например, Землю: если бы многочисленные составляющие атомы двигались хаотично, Земля вновь вернулась бы к газообразному состоянию, и человек не смог бы на ней жить. Если же Земля предназначена для того, чтобы на ней жил человек, атомы, из которых она состоит, должны находиться в неизменном единстве, образуя твердь Земли. Поэтому эти атомы осуществляют измененное круговое движение, за счет которого они сохраняют свою строго определенную позицию ради образования места для жизни человека.
Точно так же клетки, из которых состоят ткани живых существ, объединены друг с другом. Например, клетки, из которых состоит сердце животного, находятся в постоянном единстве друг с другом, что позволяет ему сокращаться и расширяться для выполнения своих функций. Если бы клетки сердца двигались независимо друг от друга, сердце не смогло бы выполнять свои функции.
Растения не меняют своего местоположения, их корни находятся в земле. Их назначение в том, чтобы человек мог наблюдать их цветение, собирать урожай их плодов. Это служит примером движения с постоянными свойствами.
б) Движение с переменными свойствами
У животных клетки живой ткани не совершают движения по окружности, а циркулируют кровь и лимфа, соединяющие клетки и тем самым создающие такой же эффект, как если бы движение по окружности совершали сами клетки. В растениях вода и вещества, впитываемые корнями, также циркулируют по телу растений через ксилемные сосуды и трахеиды, а пища, вырабатываемая листьями, — через флоэмные (ситовидные) трубки, соединяя тем самым клетки. В результате получается тот же эффект, как если бы сами клетки совершали движение по окружности. Земля также имеет конвекционные течения в мантии, в ней наблюдается движение пластов (называемое тектоникой) и т.п., что является проявлением кругового движения.
Действия отдавания-и-принятия в экономической жизни человека состоят из действий отдавания-и-принятия между владельцами предприятий и предприятиями, между предприятиями и потребителями и т.д., где в роли движения по окружности выступает денежное обращение.
Таковы некоторые примеры движения с переменными свойствами.
Ментальное движение по окружности (движение
По окружности на уровне сон-сан)
Действие отдавания-и-принятия между душой духа и душой тела у человека является не физическим, а, скорее, ментальным видом движения по окружности, то есть движением на уровне сон-сан, в том смысле, что душа тела откликается на желания души духа. Примером движения по окружности на уровне сон-сан как реакции объекта на желание субъекта является также гармоничное действие отдавания-и-принятия между двумя индивидами в семье или обществе. Например, если родители воспитывают своих детей правильно и с любовью, то дети будут слушаться родителей.
Критика некоторых вопросов материалистической диалектики
К вопросу о развитии
Живые существа наделены жизнью. Жизнь относится к понятию автономии и владычества Принципа, или сознательной энергии, скрытой в живых существах. Развитие живых существ основано на автономии и господстве Принципа и является движением самой жизни, осуществляемой единством сознания и энергии, скрытой в живых существах. Автономия есть способность направлять собственное движение без принуждения со стороны других существ. Земля вращается вокруг Солнца, делая это чисто механически, следуя закону. Живые же существа не следуют законам чисто механически, они способны контролировать себя по мере роста и преодоления различных ситуаций в окружающей их среде. В этом заключается значение понятия автономии Принципа.
С другой стороны, владычество Принципа относится к функции воздействия на окружающую среду 10. Например, когда семя посеяно, оно дает росток, и благодаря автономии Принципа появляются листья. Одновременно растения оказывают влияние на окружающую их среду. Следовательно, с точки зрения аспекта роста, жизнь является автономией, а с точки зрения аспекта влияния на окружающую среду, она является владычеством.
Этот вид развития живых существ является эволюционным движением. Оно имеет конкретные цель и направление, определяемые жизнью. Иначе говоря, в семени растения заложена жизнь, и именно жизнь заставляет семя превращаться в дерево и плод. Жизнь также содержится в оплодотворенном яйце животного, и именно она заставляет его развиваться до состояния взрослого животного.
Теперь рассмотрим вопрос развития Вселенной. Согласно теории Большого взрыва, Вселенная получила начало в виде массы энергии чрезвычайно высокой температуры и плотности, сконцентрированной в одной точке. Произошел Большой взрыв, и Вселенная начала расширяться. Предположительно, это произошло 15—20 миллиардов лет тому назад. После первоначального взрыва горячие вихревые потоки газов со временем остыли и сконденсировались в виде галактик. В каждой галактике возникли многочисленные звезды, многие из которых окружены планетами. Одной из звезд, окруженных планетами, было Солнце, и одной из этих планет была Земля. На Земле возникла жизнь, и, в конце концов, появился человек.
Рассматривая сравнительно непродолжительный период эволюции Вселенной, мы сможем обнаружить действие только физико-химических законов. Если же мы рассмотрим более длительный период этого процесса, скажем протяженностью в несколько миллиардов лет, то увидим, что, в соответствии с физико-химическими законами, Вселенная развивалась в определенном направлении. Это говорит о наличии цели в развитии Вселенной. Эта цель состояла в создании небесных тел как среды обитания человека, который, по замыслу Бога, должен был стать владыкой Вселенной. И именно функция сознания, или разума, стоявшая за Вселенной, определила развитие Вселенной в этом направлении. Это понятие можно назвать сознанием Вселенной или жизнью Вселенной.
Подобно тому как растение развивается из семени и плодоносит, можно считать, что в начале развития Вселенной было семя Вселенной, развивающееся и по сей день. Человек — конечный плод Вселенной. Следовательно, так же как плод является целью растения, человек был целью эволюции Вселенной. Как указывалось выше, явление роста существует только у живых существ, однако при изучении огромного периода в несколько миллиардов лет становится ясно, что растет вся совокупность сотворенных предметов, включая мир веществ, то есть вся Вселенная.
Развитие представляет собой необратимое, целенаправленное движение к определенной цели. Однако диалектический материализм никогда не рассматривает развитие как движение к цели, ограничиваясь признанием понятий закономерности и необходимости. Почему же диалектический материализм отрицает целеполагание? Причина заключается в том, что в случае признания цели встает вопрос о Существе, задавшем эту цель. Задать цель могут только воля или разум. Приходится признать, что цель Вселенной задана Богом. Именно поэтому диалектический материализм никогда не признавал существование цели.
В отличие от диалектического материализма, Философия Oбъединения помимо описания развития в терминах необходимости и закономерности утверждает наличие в развитии цели. Например, посеянные семена обязательно прорастают. Это является необходимым результатом их стремления к цели плодоношения. Функция закономерности также действует в развитии всех предметов творения, она направлена на осознание ими их цели творения. Как утверждает теория Первоначального образа, внутри сон-сан Бога, сосредоточиваясь на цели, между внутренним сон-сан (разум) и внутренним хён-сан (закон) возникает действие отдавания-и-принятия, в результате чего формируется Логос. Логос — это единство разума и закона. Закон уже существовал во внутреннем хён-сан Бога еще до сотворения Вселенной для осуществления цели творения. Иными словами, закон был подготовлен с самого начала для выполнения цели.
Диалектический материализм отрицает целенаправленность эволюции Вселенной. Из этого убеждения следует, что человек — это существо, не имеющее цели, рождение которого не обусловлено законом. Каким бы стал мир, если бы человек был случайным существом, не имеющим цели? Он стал бы миром, в котором не было бы места ценностям и нравственности. Мир же без ценностей и нравственности может стать только миром, в котором сильные угнетают слабых, где лишь сильные способны выжить.
К вопросу о движении
Диалектический материализм понимает материю как материю в движении. Фридрих Энгельс (1820—1895) писал: “Движение есть форма существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи” 11. Какова же цель такого утверждения диалектического материализма? Она заключается в отрицании существования Бога. Ньютон рассматривал Вселенную как огромную машину и признавал Бога Существом, создавшим и запустившим эту машину. Если исходить из такого суждения и рассматривать материю и движение как отдельные реальности, нельзя не признать, что движение должно быть инициировано не самой материей, а чем-то другим, неким Существом наподобие Бога. Таким образом, чтобы предотвратить метафизическое толкование движения, теория диалектического материализма определила движение как форму существования, изначально присущую материи.
С точки зрения философии Oбъединения, все существует и движется благодаря действию отдавания-и-принятия между субъектом и объектом. Следовательно, движение является формой существования всех предметов творения. Здесь действие отдавания-и-принятия, происходящее между субъектом и объектом, является действием, направленным на выполнение цели творения. Таким образом, в конечном итоге движение предназначено для осуществления цели творения. Например, Земля вступает во внутреннее и внешнее действия отдавания-и-принятия во имя осуществления цели творения, то есть сотворения окружающей среды, пригодной для жизни человека, и по этой причине осуществляет круговое и осевое вращения.
Марксистская диалектика утверждает, что движение является формой существования материи, но абсолютно ничего не говорит ни о причинах, ни о видах движения, не объясняет, является ли оно линейным движением, движением по окружности или каким-либо другим. Она просто утверждает, что все находится в движении через борьбу противоположностей.
Позиция существования
Каждое индивидуальное тело имеет свою позицию существования. Разница между позициями существования двух предметов определяет характер отношения субъекта и объекта (отношения господствующего и принимающего господство) и действия отдавания-и-принятия между ними. Будучи взаимосвязанным телом, один предмет одновременно находится как в позиции объекта, так и в позиции субъекта. В результате многочисленные предметы вступают во взаимосвязи для образования системы позиций. Именно это подразумевается под порядком или упорядоченной системой. Такая система позиций субъекта и объекта — не что иное, как отражение в сотворенном мире позиций субъекта и объекта в Первоначальном образе.
Вселенная состоит из множества звезд, которые осуществляют действие отдавания-и-принятия со своих различных позиций и образуют одну упорядоченную систему и громадное органичное тело. Различают два порядка построения Вселенной: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный порядок Вселенной заключается в следующем: Луна (спутник) и Земля (планета) вступают в действие отдавания-и-принятия, в котором Земля выполняет роль субъекта, а Луна — объекта. Одновременно Земля вступает в действие отдавания-и-принятия с Солнцем (звездой), образуя часть Солнечной системы. При этом Земля является объектом, а Солнце — субъектом.
Солнце вступает в действие отдавания-и-принятия с центром Галактики и вместе с множеством других звезд образует Галактику. В этом случае Солнце является объектом, а центр Галактики — субъектом. Далее, Галактика в единстве со множеством других галактик вступает в действие отдавания-и-принятия с центром Вселенной, образуя целую Вселенную. При этом Галактика является объектом, а центр Вселенной — субъектом. Эта линия, идущая от спутника к планете, звезде, центру Галактики и до самого центра Вселенной, составляет вертикальный порядок построения Вселенной.
Рассмотрим теперь горизонтальный порядок построения Вселенной. Например, девять планет Солнечной системы образуют упорядоченную горизонтальную систему, в которую входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Эта система планет с центром притяжения в Солнце является примером горизонтального порядка построения Вселенной. Вертикальный и горизонтальный порядок построения Вселенной изображены на Рис. 2-8.
Человеческая семья в своем изначальном виде также должна была иметь упорядоченную систему по аналогии с Вселенной. Семья имеет вертикальный порядок построения, который включает в себя внуков, детей, родителей, прародителей и т.д., и горизонтальный порядок, включающий братьев и сестер, сконцентрированных на родителях. Вертикальный и горизонтальный порядок построения семьи изображены на Рис. 2-9.
С точки зрения Философии Oбъединения, человек является микрокосмом, или Космосом в миниатюре. С точки зрения порядка, семья является Вселенной в миниатюре, а Вселенная — увеличенной копией семьи. Общеизвестно, что Вселенная состоит из бесчисленного количества планетарных систем, аналогичных Солнечной системе. Следовательно, можно утверждать, что Вселенная представляет собой совокупность бесчисленных семей небесных тел.
Безупречный порядок во Вселенной поддерживается через гармоничное действие отдавания-и-принятия. В Солнечной системе, где Солнце является центром притяжения, девять планет поддерживают общую форму диска, одновременно двигаясь по определенным индивидуальным орбитам вокруг Солнца. Около 200 миллиардов звезд Млечного Пути поддерживают в целом его форму в виде выпуклой линзы, одновременно оставаясь на своих стабильных орбитах. Во Вселенной существуют также около 200 миллиардов галактик, поддерживающих целостность Вселенной и в то же время остающихся на своих стабильных орбитах.
Следовательно, по первоначальному замыслу предполагалось, что порядок как в семье, так и в обществе будет поддерживаться через гармоничное действие отдавания-и-принятия. Однако вследствие грехопадения человека и семья, и общество утратили свой изначальный образ. В семьях часто имеют место разводы между супругами, конфликты между родителями и детьми, и общество, являющееся продолжением семьи, также стало исключительно беспорядочным.
Закон Вселенной
Из вышесказанного следует, что для определения правильного образа жизни семьи и общества важно обратиться к пониманию Вселенной. Закон, управляющий Вселенной, иногда называется Небесным путем. Этот закон относится к гармоничному действию отдавания-и-принятия между субъектом и объектом. Он имеет семь характерных признаков.
1. Коррелятивность
Каждый предмет не только обладает коррелятивными элементами субъекта и объекта внутри себя, но также вступает во внешние коррелятивные взаимоотношения с другими. Без коррелятивности как внутренней, так и внешней ни один предмет не может ни существовать, ни развиваться.
2. Целенаправленность и сосредоточенность
Коррелятивные элементы субъекта и объекта всегда имеют общую цель и осуществляют действие отдавания-и-принятия, сосредоточенное на этой цели.
3. Порядок и позиция
Каждый предмет имеет свою позицию, посредством которой он поддерживает определенный порядок.
4. Гармоничность
Действие отдавания-и-принятия между субъектом и объектом является гармоничным. В их взаимоотношениях не может быть ни какого-либо противостояния, ни борьбы, так как они всегда находятся под действием любви Бога.
5. Индивидуальность и взаимосвязанность
Каждый предмет является индивидуальным истинным телом и одновременно взаимосвязанным телом. Сохраняя свои уникальные черты, он вступает во взаимоотношения с другими предметами и взаимодействует с ними.
6. Свойство сохранения идентичности и
свойство развития
Каждый предмет в течение всей своей жизни сохраняет свою идентичность (свойство сохранения идентичности), и одновременно в его жизни присутствуют аспекты, позволяющие ему изменяться и развиваться (свойство развития) по мере роста.
7. Движение по окружности
В процессе действия отдавания-и-принятия между субъектом и объектом объект вращается вокруг субъекта, являющегося центром притяжения, и совершает движение по окружности в пространстве и времени.
Можно утверждать, что закон Вселенной — есть обнаружение действия Логоса. Логос — это закон, однако в то же время он содержит разум. Более того, за Логосом стоит действие любви, ибо при творении Богом Вселенной через Логос побуждающими факторами к творению явились Сердце и любовь. Именно поэтому преподобный Мун Сон-Мён утверждает, что во Вселенной действуют не только силы физической природы, но также и сила любви.
Применительно к семье и обществу, закон Вселенной проявляет себя через этику и мораль. Иначе говоря, закон Вселенной и законы этики находятся в отношении соответствия.
Когда индивидуальное тело нарушает закон Вселенной, оно утрачивает способность сохранения своего существования. Например, если бы одна из планет Солнечной системы отклонилась от своей орбиты, это привело бы не только к гибели самой планеты, но и к колоссальной катастрофе в Солнечной системе. Это правило действует аналогично в семье и обществе — если люди нарушают законы этики, это приводит к разрушению и хаосу.
Следовательно, во имя спасения общества, зашедшего в тупик, необходимо прежде всего и срочно установить законы этики. Однако законы этики, основывающиеся на традиционных религиях и теориях, не содержат достаточно совершенных логических объяснений и поэтому не являются убедительными для современных рациональных людей, и ими сегодня могут пренебрегать. Вместе с тем в Философии Oбъединения предпринимается попытка укрепления этических законов исходя из их соответствия закону Вселенной. Этот вопрос будет более детально рассмотрен в главах “Аксиология” и “Этика”.
И в заключение рассмотрим положения диалектического материализма по вопросу о законах Вселенной с позиции философии Oбъединения.
Диалектический материализм рассматривает Вселенную с диалектической точки зрения, утверждая, что явления движения, изменения и развития во Вселенной происходят через противоречия, или борьбу противоположностей, присущие всему сущему. Диалектический материализм также утверждает, что борьба (конкретнее — классовая борьба) необходима для развития человеческого общества. В. Ленин (1870—1924) писал по этому поводу: “Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение” 12. Ленин пошел даже дальше, безоговорочно утверждая, что “развитие есть борьба противоположностей” 13.
Коммунистическая теория исходит из того, что развитие происходит через борьбу противоположностей, но в действительности такого феномена во Вселенной не существует. Как в прошлом, так и в настоящем Вселенная развивалась и развивается только через сохранение гармонии. При наблюдении за Вселенной можно обнаружить такие явления, как взрывы звезд, которые представляются разрушительным действием, однако в действительности это не так. Эти явления не отличаются от того, что происходит в живой ткани. Когда клетки живой ткани стареют, они заменяются новыми. Таким же образом старые звезды исчезают и рождаются новые. Точно так же Вселенная, являясь огромным органическим телом, поддерживает себя.
Некоторые могут согласиться с этим, напоминая, что для мира животных, в котором сильный поедает слабого, теория борьбы противоположностей справедлива. Например, змеи поедают лягушек, кошки — мышей. Ссылаясь на такие факты природы, коммунизм пытается подтвердить свою теорию борьбы в человеческом обществе. Следует отметить, однако, что борьба между змеями и лягушками, кошками и мышами является борьбой между животными, принадлежащими к разным видам. Согласно таксономии, живые существа имеют следующую классификацию: мир, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. В случае с кошками и мышами кошки принадлежат к отряду плотоядных (Саrnivora), а мыши — к отряду грызунов (Rodentia). Кошки и мыши отличаются друг от друга на уровне отряда. В случае со змеями и лягушками змеи принадлежат к классу пресмыкающихся (Reptilia), а лягушки — к классу земноводных (Amphibia). Змеи и лягушки разнятся друг с другом на уровне класса. Иначе говоря, когда одно животное охотится на другое, в большинстве случаев животное-охотник отличается от своей жертвы по меньшей мере на уровне вида. В природе едва ли можно привести пример борьбы не на жизнь, а на смерть животных, принадлежащих к одному и тому же виду. Разительным контрастом являются люди, которые принадлежат к одному и тому же виду (Homo Sapiens), однако грабят и убивают друг друга. Следовательно, наличие борьбы между людьми не может быть обосновано природным феноменом поедания слабого сильным.
В качестве иллюстрации рассмотрим случай борьбы между львами. Когда в львиную стаю попадает новый лев, возникает борьба. Однако убийства не происходит, так как более слабый лев капитулирует перед более сильным. Очевидно, что такая борьба имеет целью выяснение, который из львов должен быть вожаком, и борьба направлена на установление порядка. Эта борьба не является непременной. Таким образом, данный вид борьбы в том смысле, как он описан выше, не может служить обоснованием борьбы, в которой один человек убивает другого.
Более того, хотя в природе можно обнаружить явления поедания слабого сильным, все же чаще мы являемся свидетелями взаимодействия и сосуществования животных. Поэтому логически обосновать борьбу между людьми и тем самым вывести из этого закон, основываясь на феномене поедания слабого сильным, невозможно.
Люди встали на путь взаимных грабежей и убийств только потому, что человечество отступило от Бога и стало эгоистичным. Следовательно, если человечество вернется в свое изначальное состояние, борьба исчезнет из общества. Более того, если бы не произошло грехопадения, человек стал бы владыкой Вселенной и осуществлял бы владычество над природой через любовь. Если человечество начнет осуществлять свое владычество с любовью, в природе наступит еще большая гармония.
Итак, мы приходим к выводу о том, что развитие Вселенной и человеческого общества происходило не через борьбу противоположностей, как утверждает диалектический материализм, а через гармоничное действие отдавания-и-принятия между коррелятами, то есть между субъектом и объектом.