Перечень вопросов для зачета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт истории и права
Кафедра философии и социологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История и философия науки»
для всех направлений подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура)
Очная/заочная форма обучения
Квалификация выпускника: Исследователь.
Преподаватель-исследователь
Приложение 2
Перечень вопросов для зачета
«Общие проблемы философии и истории науки»
1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности.
2. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте.
3. Идеалы и критерии научного знания.
4. Структура научного знания и его основные элементы
5. Рост и развитие научного знания.
6. Современные концепции развития науки.
7. Истина в науке и проблема научной рациональности.
8. Философия науки в свете различных философских традиций мышления.
9. Современная наука как социальный институт
10. Нормы и ценности научного сообщества
«Философия социально – гуманитарных наук»
1. Складывание гуманитарных наук
2. Психологизм и историзм как первые методологические программы в области гуманитарного знания
3. Феноменологическая программа в методологии гуманитарного познания
4. Понятие «теоретическая философия». Философия как строгая наука в интерпритации феноменологов
5. Герменевтический стандарт в гуманитарном познании
«История педагогики (Философия образования)»
1. Исторические этапы формирования философско – педагогической проблематики
2. Содержание герменевтического метода в философии образования
3. Социальное пространство и социальное время образования
4. Цели и ценности образования. Образование как канал трансляции культурного и социального опыта
5. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития
«Философия и история психологии»
1. Психологизм как первая методологическая программа гуманитарных наук
2.Механический, биологический и психологический детерминизм
3.Развитие рационалистических концепций психического
4.Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания
5.Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В Лейбница
«Историография»
1. Основные аспекты и методология современного историографического исследования
2. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории»
3. Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни
4. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А. Вольф, братья Гримм). Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников
5. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития
«Философия и история социологии»
1.Развитие социально-научного знания на почве этических и государственно-правовых теорий
2.Законы реальности и «предписывающие» социальные законы
3.Концепция естественного состояния как решающий шаг на пути редукции исторического измерения социальнонаучного знания
4.Идея статистико-вероятностной социальной науки об обществе
5.О.Конт: теоретическая социология как род социальной философии
«Философия и история языкознания»
1.Проблема зависимости типа письменности от системы языка: лингвистический аспект
2.Неизменность записанного текста как культурная проблема. Необходимость комментирования ранее написанных текстов
3. Проблемамногоязычия и диалектной раздробленности. Сравнительное изучение языков мира
4.Зарождение типологического подхода к языкам мира
5.Язык как связующее звено между социумом («общественностью») и человеком, антиномия «языка в человеке» и «языка вне человека»
«История литературоведения»
1.Зависимость развития историко-литературного мышления отсоциокультурного развития эпохи
2.Критериипробуждения филологического интереса к произведениям национальной литературы
3.Рассмотрение произведений литературы вне связи с социально-историческими процессами, как господство случайности и личной воли
4.Философско-историческая оценка литературных событий. Общественное значение литературы
5. Онтологический взгляд на литературу как квинтэссенцию духовной жизни народа
«Культурология»
1. Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре
2. Оппозиции «природа – культура», «культура – цивилизация». Представление об автономном существовании культуры
3. Философия культуры как специфический вид знания о культуре
4. Диалог как жанр литературы и способ мысли
5. Просвещение: поиск принципов систематизации культуры
«Философия естественных наук»
1. С чем связано возникновение математического метода в естествознании в Новое время?
2. Философско – методологический анализ математики Лобачевским и неевклидова геометрия.
3. Метатеория в математике
4. Инстуиционистская программа обоснования математики
5. Суть дискуссии о существовании объектов в аксиоматической и конструктивистской теориях
«Философия и история физики»
1. Принципы классического естествознания
2. Проблемы физической реальности. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв.
3. Философские аспекты современной физики: квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки
4. Информация и динамика. Информация на микро – и макро – уровне
5. Принципы макроскопического подхода к сложным системам
«Философия и история наук о Земле (география)»
1.Исторические условия развития географии
2.Влияние философских воззрений Ф. Бэкона и Р. Декарта на развитие естествознания
3.Практическая потребность в дифференциации географии
4.Онтологические проблемы взаимодействия человека и природы в науке XVIII в.
5.Эволюционная (палеогеографическая) концепция в географии
«Философия и история наук о живой природе (биология)»
1. Сущность философско – методологических проблем в биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения
2. Проблема «биологической реальности» как предмета биологического познания
3. Познавательные модели в истории биологии: организменная, семиотическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная и т.д.
4. Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни: естественнонаучное содержание и философские основания
5. Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого
«Философия науки и техники»
1. Место научно – технического знания в системе воспроизводства человеческой культуры
2. Роль религиозных практик в становлении и развитии научно – технического знания
3. Эпистемологическое преодоление дихотомии «естественное» - «искусственное» в Новое время
4. Методологическая специфика научно – технических теорий
5. Гуманитарное и инженерное направления в философской методологии становления научно – технического знании
«Философия и история технических наук»
1. Историческое значение перехода от «политехники» к «монотехнике»
2. Роль техники в научно – исследовательском проекте Р. Бойля
3. Философско – методологическая специфика технической теории
4. Эволюция технического знания в XX вв.: от классических к неклассическим дисциплинам
5. Проект философии техники П.К. Экнгельмейера
Приложение 3