Как продукт исторического развития свободу впервые
рассмотрел:
а) Аристотель;
б) Августин;
в) Гегель;
г) Энгельс;
д) Бердяев.
7. Свобода — это:
а) свобода творчества;
б) свобода слова;
в) свобода совести;
г) свобода действия;
д) присутствие человека в мире.
8. Сфера свободы человека — это:
а) свободное действие;
б) законы и подзаконные акты государства;
в) пространство: его социально-целесообразные действия;
г) условия, позволяющие выбрать, поставить и реализовать цель;
д) человеческое общение.
9. Работу «Экзистенциализм — это гуманизм» написал:
а) А. Камю;
б) М. Фуко;
в) П. Рикёр;
г) Ж.-П. Сартр;
д) М. Хайдеггер.
10.Свобода как экзистенция личности означает:
а) способность принимать решения;
б) способность действовать в соответствии со своими интересами и целями;
в) реализовать себя;
г) желание «свободы себе и другим»;
д) протест против социального гнета.
11.Альтернатива свободе человека:
а) обман, иллюзии;
б) подчинение Богу, любви, коллективу и т.д.;
в) многопартийность;
г) творчество;
д) угнетение.
Кто учил о свободе «рациональной», «иррациональной», «трансцендентной»?
а) Августин;
б) Фома Аквинский;
в) И. Кант;
г) А. Шопенгауэр;
д) Н. Бердяев.
13.Каковы признаки утраты свободы:
а) отчужденность субъекта от объекта;
б) усреднение личности в обществе;
в) стандартизация мнений и мысли;
г) уничтожение оригинальности человека;
д) преобладание обязанностей по сравнению с правами.
14.Можно ли свободе дать следующие ценностные характеристики:
а) позитивная;
б) негативная;
в) аморальная;
г) политическая;
д) личностная.
15.Свобода как выбор — это:
а) одна из форм свободы;
б) сущность свободы;
в) условие правовой свободы;
г) идеологический тезис;
д) нравственная свобода.
16.Свобода измеряется:
а) отношением человека к своим обязанностям;
б) экономическим благосостоянием;
в) политической активностью;
г) свободой выбора;
д) развитостью существующих в стране прав.
17.Мера свободы — это:
а) единство качества и количества обязанностей;
б) единство качества и количества свободы;
в) единство качества и количества прав;
г) соответствие юридических законов естественным правам;
д) позитивное право.
18.Ответственность — это:
а) органическое свойство свободы;
б) признаки вины;
в) дисциплина;
г) возложение вины за преступления;
д) зрелость свободы социального субъекта в выборе ценностей.
19.Вина — это:
а) осознание социальным субъектом его безответственных решений и действий;
б) чувство раскаяния;
в) ответственность за свободу;
г) осознание недолжного;
д) психическое отношение к противоправному действию.
20.Для Г. В. Ф. Гегеля свобода — это:
а) объективный дух;
б) идея реализации «Я»;
в) наличное бытие права;
г) познанная необходимость;
д) произвол и желание поступать по своему усмотрению.
Вариант 4.
1. Правы ли те философы, которые связывают справедливость с высокими моральными качествами человека? (Да, нет)
2. О справедливости писали:
а) Платон;
б) Сократ;
в) Локк;
г) Кант;
д) Маркс.
3. И. Кант делал акцент на справедливости:
а) этической;
б) экономической;
в) правовой;
г) судебной;
д) социальной.
4. Маркс трактовал понятие «справедливость» исходя из:
а) идеалистического понимания истории;
б) экономического понимания истории;
в) экзистенциального времени;
г) материалистического понимания истории;
д) уравнительных отношений.
5. Маркс и Энгельс усматривали в справедливости:
а) реальность;
б) идеал;
в) нравственные отношения;
г) социально-экономические отношения;
д) буржуазную фантазию.
6. Либеральные концепции справедливости подчеркивают такие ее принципы как:
а) открытое для всех на условиях частного равенства возможностей социальное и экономическое неравенство;
б) реальное положение личности в обществе;
в) «справедливо то, что равно»;
г) каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу;
д) чувство собственного достоинства, взаимное уважение, гармония личных и общественных интересов.
7. Справедливость связана с такими общественными отношениями:
а) экономическими;
б) правовыми;
в) технологическими;
г) экологическими;
д) социальными.
8. Справедливость меняет свое нравственное содержание в разные исторические эпохи? (Да, нет)
9. Важнейшие черты чувства справедливости:
а) равенство;
б) доброжелательность;
в) скупость;
г) отвага;
д) объективность.
10.Справедливость как реальность — это:
а) действия социального субъекта;
б) свойство любого общественного явления;
в) «субъект — субъектное» отношение;
г) отношение «субъект — общественный институт»;
д) «объект — субъектное» отношение.
Содержание справедливости как реальности выступает
в таких основных аспектах:
а) мера воздаяния;
б) правомерность оценки;
в) мера требования;
г) правосудность;
д) мера вознаграждения.
12.Правовое воздаяние это:
а) правосудие;
б) равный правовой подход ко всем;
в) оценка деяния;
г) мера отношения преступления и наказания;
д) оценка поведения личности с точки зрения добра и зла.
13.Как мера требования правовая справедливость есть регулятор:
а) взаимоотношений личности и общества;
б) отношения к себе;
в) личности и государства;
г) отношений мужа и жены;
д) должного в человеческой жизнедеятельности и сущего, того, что есть в действительности.
14.Можно ли характеризовать право как справедливость всех справедливостей? (Да, нет)
15. Прав ли Гегель, утверждая, что наказание преступника само по себе справедливо как «право, положенное в самом преступнике»? (Да, нет)
Вариант 5.
1. К правовым ценностям относятся такие свойства (признаки) права как:
а) свобода;
б) равенство;
в) справедливость;
г) общее благо;
д) дружелюбие.