Ландшафтное мышление в философии

Функцию философии в древних обществах заменял шаманизм. Шаман- это философ, все спе­цифические моменты личности философа, его «психологического типа», имеют непосредст­венным корнем личность шамана. Так античные философы и понимались современным им об­ществом по преимуществу. Во многом ошибочное истолкование сути учений древних философов и их социальной роли современными историками фи­лософии идет от непонимания именно этого. Магическое мировоззрение шамана – квинтэссенция первобытной культуры. Но, с другой сто­роны, оно представляет собой критику традиционного мировоззрения, ибо предполагает выход за пределы обыден­ного опыта в новые сферы понимания, в пространство новых, нетрадицион­ных решений. Шаман, это человек сам по себе отличный от других по внешнему виду, форме поведения, он отделен от общества. Это человек, который, как правило, страдает психическим расстройством или сам инициирует его.

Само магическое знание шамана включает не только знание мифов и сказаний пле­мени, но и набор знаний о космосе, знаний металлов и минералов, сведений о растениях и животных, зна­ний человеческой психологии и медицины. Шаман, как пра­вило, склонен к органицистскому, целостному восприятию мира, склонен к мистике числовых гармоний. Шаман настроен крити­чески к миру обыденного, он стремится его упорядочить. Все это является типичным для лю­бого философа. Но шаман еще выходит из мира, он общается с иным миром, видит иное. А по­тому исходная суть фи­лософа как создателя новых концептов, нового видения мира - тождественно сути ша­мана как представителя иного. Более того, его деятельность есть индивидуальная дея­тельность, он изгой общества. В отличие от официальной религиозной практики, дея­тельность шамана и его магические действия таинственны, индивидуальны, вне­обще­ственны. Философия, идентично, есть деятельность индивидуальная, имеющая ярко вы­раженный личностный характер.

Шаман – человек иного, он меняет даже пол, он бесполое существо. Это было в то время важно, ибо исходной основополагающей функцией примитивных обществ явля­ется функция сексуальных взаимодействий, исходной структурообразующей оппозицией любой формы ментальности этих обществ является оппозиция «мужское – женское». Став бесполым, он вы­ходит из измерений культуры этих об­ществ. Этот мо­мент опускается при анализе философем древних философов. Вполне вероятно, что во многом одной из причин увлечения философией в Афинах времен Перикла было пого­ловное увлечение афинян того времен гомосексуализмом. Довольно длинные философские рассуждения в платоновых диалогах по теме педерастии часто опуска­ются как несущественное (они действительно раздражают), но это ошибочно. Философия с её постоянным поиском единства Разума, Красоты и Блага пред­ставляет во мно­гом искания гомосексуалиста, который, не находя Разума и Блага в особях жен­ского пола, в ко­торых выражен лишь идеал Красоты, «западает» на особи мужского пола. Из­вестны пространные размышления в диалоге Платона «Пир» на эту тему, из­вестно сказание Платона об андрогинах как совершенных существах. Философ до сих пор несет на себе прокля­тие ша­мана; если мы прочитаем биографии многих филосо­фов, то тяга к философии у них про­явля­лась часто в результате какой-либо любовной трагедии, либо в виду венерического заболе­ва­ния, склонности к маструбации, нетрадиционной сексуальной ориентации. Выражение пре­зре­ния к женщине – одна из любимых тем философов. Философов, как правило, женщины из­бе­гают, ибо своим сильно выраженным инстинктивным чутьем чувствуют их «шаманистский» дух. Как сказал в свое время Ницше – «женатый философ это недоразумение». А если женщина - философ, то это, как правило, самка с отклонениями в половой сфере. Философией в древности склонны были заниматься либо гетеры, либо женщины гомосексуаль­ной ориента­ции. Философ становится зрелым только после того, когда его половые функции ослабевают, когда он принимает на себя «целибат», или же когда происходит «разрыв» в сексуальных от­ношениях. Мераб Мамардашвили, один из современных «модных» философов, для которого философия, как он утверждает, – это экзистенци­ально присущая ему суть, а не просто профессиональное занятие, правильно подчерки­вал, что философом по-настоящему можно стать лишь после пятидесяти.

Все эти черты, конечно, в современной философии имеют характер атавизма, и ментальные системы философствования уже выросли из этих рамок, но корни философии находится в вышеуказанных моментах.

Условием же для возникновения традиции современного типа философии является по­явление в той или иной культурной общности скептического (критического) отношения к существующему об­разу жизни. Это приводит к необходимости либо ини­циировать возникновение но­вых форм жизнедея­тельности, либо укреплять старые формы. В лю­бом случае возникает потребность в инновационной деятельности как в области мен­тальности, так в области социальной и хозяйственной жизни. Все это соз­дает условия для возникнове­ния и ин­тенсивного раз­вития философии. Также условием для возникновения и интенсивного развития философии является появление в той или иной общности социальных групп, которые испо­ведуют отличный от общепринятого образ жизни. Для возникновения фи­лософии, в от­личие от Индии и Китая, вышеука­занные факторы присутствовали в пол­ном объеме в Греции, которая и считается роди­ной фи­лософии. Как подчеркивал П.Л. Лавров в «Опыте истории мысли»: «Греческая цивилизация есть единствен­ная, кото­рая дала продукты критической мысли настолько крепкие и рациональные, что они сделались основою непре­рывного исторического про­гресса мысли, и с нее история мысли получает хро­нологическое распре­деление» (Лав­ров П.Л. О религии М.,1989, с.267). Потому-то в греческой философии современный философ чувствует как «у себя дома».

Возникновение современной традиции философии имело причиной также и то, что прежнее мифологическое миро­воз­зрение начало терять свой прежний авторитет, поя­вилась потребность в упорядоче­нии ментальности в древних обществах, в его укреплении. К примеру, конкретно, рас­цвет философии в Афинах во многом обусловлен тем, что упал авторитет греческих жрецов – дельфийских оракулов, занявших антипатриотическую проперсидскую и про­спартанскую позицию.

Большую роль сыграло формирование доступной для широких масс населения пись­менно­сти. Если в древних обществах присутствовала по преимуществу устная традиция, то теперь возникла письменная традиция. Записанное же слово, как известно, требует тол­кования, оно от­личается от устной речи. Именно возникшее пространство между «сло­вами» и «вещами» привело к философии, которая изначально была герменевтической деятельностью. Многие при анализе причин возникновения философии стараются из­бежать того факта, что почти все первые философы ставили ло­гос, т.е. слово, на первое место в своих философских построениях, как и того факта, что философия сформиро­валась в конкурентной борьбе за доминирование в общей предметной области – сло­весном искусстве, с софистами- риториками. Эта конкурент­ная борьба продолжалась и продолжается на всем протяжении истории философии. К слову сказать, риторика со­фистов в этом деле одержала победу над рационалистиче­ской традицией античной фи­лософии. Современная философия – это, по преимуще­ству, риторика, это есть учение о языке.

Необходимость толкования возникла еще по причине того, что, в частности в Греции, где философия проявила себя в наиболее адекватной для нее форме, в связи с расширением торговых связей греческих полисов со всем Средиземноморьем, начали проникать знания египтян и вавилонян, элемента мировоззренческих систем разных народов, возникла проблема перевода, все это также стимулировало философскую мысль.

Наука

Социальным аспектом возникновения философии было формирование демократиче­ского строя правления, что требовало от каждого выработки своей собственной гражданской позиции, своего мнения, что стимулировало рефлексивную деятельность. Внутри самих греческих полисов возникло противоборство между аграрными и торгово-промышленными слоями общества, обладающих разными мировоззренче­скими установками, что также требовало нового уровня мышления, основанного на рефлектирующей деятельности.

Важен и следующий момент, который создал форму философии. Это возникновение широко распространенной практики мореплавания, торговли и градостроительства, что привело к становлению идеологии математического знания, как наиболее приемлемого для новой торгово-промышленной слоев греков типа мировоззрения.

В историческом плане философия возникла в точке столкновения блуждающе-воинственной ментальности скотоводческих племен и хтонической идеологии земледельческих племен. В результате мы имеем двойственные элементы философии, которая проявляется во всех сферах философствования. С одной стороны, это критичность, с другой и- это тяготение к земле.

Наши рекомендации