Самосовершенство основы проявляется как восемь врат

Исходная основа изначально чистого (внутреннего) дхармадхату [на­зывается] юным телом-сосудом. Когда печать на нем сломана, ветер-энергия исконной мудрости приходит в движение. Вследствие движе­ния ветра-энергии мудрости из основы бытия проявляется ригпа. Это ригпа предстает как восемь врат самосовершенства бытия. Одновре­менно наверху, словно безоблачное небо, проявляется изначально чистая дхармакая. Прямо напротив возникает проявление заполняю­щих пространство миров ясного света самбхогакаи. Из созидательной энергии ригпа внизу возникает великое проявление основы. Еще ниже, из созидательной энергии ригпа возникает проявление самбхо­гакаи, а [вокруг него] в главных и промежуточных направлениях по­являются миры природной нирманакаи. Еще ниже через врата круго­ворота бытия появляются неисчислимые миры — личные восприятия шести разрядов существ.

Все возникает само собой из проявления восьми врат самосовер­шенства бытия, а потому называется великим одновременным прояв­лением сансары и нирваны. Когда внутренняя ясность проявляется как внешняя ясность [т. е. проявление сансары и нирваны], несконча­емое пространство природы [этого проявления] — это врожденная ясность; проявление природы — это пять светов, изначальное сияние; а проявление ее энергии — это естественное качество пустоты, подобной безоблачному небу.

Восемь врат проявления описываются в«Тантре великой красоты и счастья»:[299]

Нескончаемое пространство — это [врата, через которые основа бытия] проявляется как энергия.

Нескончаемое видение — это [основа], проявляющаяся как света.

Нескончаемое наслаждение — это [основа], проявляющаяся как исконная мудрость.[300]

Нескончаемая сущность — это [основа], проявляющаяся как каи.

Нескончаемое воззрение — это [основа], проявляющаяся как недвойственность.

Нескончаемый метод — это [основа], проявляющаяся как свобода от ограничений.

Чистота исконной мудрости — это врата к совершенству.

Нескончаемая энергия — это [врата] к нечистой [сансаре].

Эти [восемь] — драгоценности, исполняющие желания.[301]

Если объяснить подробнее, то [миры] самбхогакаи проявляются из созидательного движения сущности [основы]. Природные миры нир­манакаи проявляются из созидательного движения способностей [составляющих природу основы]. Врата сансары проявляются из сози­дательной способности энергии как подобное сновидению личное восприятие. Хотя проявления основы происходят именно так, заблужде­ние и свобода от заблуждения не обладают реальностью по отноше­нию к сущности проявлений основы. Врата самосовершенства основы неотъемлемы от проявления основы: это фактор, который делает воз­можным восприятие чистых миров и нечистых иллюзорных види-мостей.

[Проявление основы] — это опора свободы, а изначальная чисто­та — это место свободы; таково ключевое различие. Иными словами, если происходит узнавание сущности проявления, то проявление слу­жит условием освобождения а следовательно, рассматривается как опора освобождения. Если же узнавания не происходит, то проявле­ние служит условием заблуждения, а следовательно, считается опорой заблуждения. Например, белая раковина может служить условием для ошибочного [восприятия ее] как желтой. На самом деле [проявление основы] — не заблуждение, но считается таковым,[302] если служит условием заблуждения.

Освобождение как [<обретение состояния> изначального будды] происходит следующим образом. В то мгновение, когда возникают проявления основы, человек воспринимает их как свое собственное внутреннее сияние, а не как нечто иное. Вследствие этого движение [умопостроений] прекращается само собой: в первое мгновение [дви­жения] узнавание того, что проявления есть внутреннее сияние, влечет за собой постижение. Это постижение и определяет разницу [между свободой и заблуждением].

Сразу после этого заблуждение рассеивается и проявляется искон­ная мудрость. В это время основа полностью развивается в плод [т. е. пробуждение]. Это возврат к просветлению, постижение изначального просветления в собственной природе. Когда самопроявления растворя­ются в изначальной чистоте, плодом становится пробуждение в самой основе бытия, прежде чем [из основы] проявится что-либо еще. [Оли­цетворение] этого пробуждения — просветленный учитель, именуе­мый Всеблагим.

II. 2.3.2.2.2.2. Почему существа не узнают основу бытия

В этом разделе две части: 1) общее описание возникновения за­блуждения и 2) подробное описание формирования тела.

II. 2.3.2.2.2.2.1. Общее описание возникновения заблуждения

Когда возникают шесть видов познавания, три причины и четыре условия [создают заблуждение]: <если> нет понимания природы проявлений основы, [возникают] совокупности из пяти факторов, основанные на <представлении> о субъекте и объекте. Вследствие процесса двенадцатичленного взаимозависимого возникновения [колесо] вращается.

Как возникает заблуждение? [Если обрисовать кратко]: вследствие причины (трех неведений) и четырех условий (нечистого представления об объекте) сознание ошибочно понимает видимости [основы] из-за [двойственного] восприятия субъекта и объекта. Когда это про­исходит, ничем не сдерживаемое действие шести [видов] хватающегося познавания вызывает возникновение шести клеш [303], проявляющихся как скрытые кармические следы, которые сковывают ригпа. В этот момент наступает заблуждение относительно видимостей шести объектов [304], выражающееся в неузнавании, что такие видимости по своей сути есть [исконная мудрость — ригпа], то есть основа их проявления.

По мере того как кармические следы усиливаются, вследствие [двойственного восприятия] субъекта и объекта возникают различные факторы, такие как скандхи, объекты чувств и прочее (объединенные в группы по пять). Двенадцать звеньев взаимозависимого возникно­вения развертываются в своей последовательности и побуждают вра­щаться подобный сновидению круговорот бытия.

Объясню подробно: когда из основы проявляются [видимости], созидательное движение энергии естественно проявляется как позна­ние, то есть ясность и ригпа, способные различать объекты. Вследствие неузнавания сущности [видимостей], вместе с видимостями про­являются три аспекта неведения. Неведение, по природе тождествен­ное [ригпа] [305], причина [заблуждения], — это неспособность постичь, что познание и есть само [ригпа]. Вместерожденное неведение — это одновременное возникновение познания и неузнавания его истинной природы. Неведение как следствие представлений — это восприятие собственных проявлений как чего-то «другого».

Далее заблуждение усугубляется из-за четырех условий: условие-причина — это неузнавание того, что проявление основы возникает из себя самого; объективное условие — это проявление [основы] как [внешних] объектов; господствующее условие — это восприятие [объектов] как «я» и «мое»; а непосредственное условие — это соче­тание трех предшествующих условий.

В общем, неведение служит причиной заблуждения, а явление объектов познанию служит дополнительным условием.

Шесть омрачений проистекают из аспекта сущности неведений. В тантре «Самопроявленное ригпа» [306] говорится:

Неведение-ум — корень всего круговорота бытия;

Неведение, пронизывающее область объектов, которое ведет к заблуждению;

Неведение внутри своей основы — опора заблуждения;

Неведение умопостроений — хватающегося субъекта;

Неведение, следующее по пути, им же искусственно сотворенному;

Неведение заблуждения — неузнавание.

Из-за этих шести родов неведения [природа] самопроявления не видна.[307]

Неведение порождает возникновение шести хватающихся познавании: это 1) ум и его движения; 2) сознание, познающее само себя; 3) вос­приятие объектов; 4) распознавание объектов; 5) отвлечение на объек­ты; 6) грубые клеши. Все это разновидности настойчивого схватыва­ния, и все вместе они составляют шесть омрачений.

Эти факторы заблуждения гонят живых существ через двенадцать звеньев зависимого возникновения. Взаимосвязь между двенадцати­летним [циклом] и двенадцатью месяцами [года] с внешней стороны и двенадцатью клешами с внутренней стороны делает возможной ра­боту двенадцати опор чувств [308]. Таким образом, двенадцать звеньев зависимого возникновения развиваются из нечистого [фактора неведе­ния] в такой последовательности.

Когда возникают проявления основы, благодаря созидательной способности ригпа появляется познавание, вместерожденное с неузна­ванием [собственной природы как проявления основы], — это и есть неведение. Проистекающие от него заблуждения, или «формирующие действия», приводят к исследованию внешнего объекта, то есть к со­знанию. Сознание влечет за собой различение объектов, обозначая их как «это объект», «это видимое» и т. д. Природа объекта различения воспринимается как «форма». Это составляет первичное заблуждение бытия — «имя и форму». Имя и форма порождают шесть чувств, благодаря которым появляются и развиваются познавания, соответ­ствующие шести разновидностям объектов. Это приводит к восприя­тию объектов, то есть к «соприкосновению» [объекта, чувств и созна­ния]. Соприкосновение влечет за собой переживания влечения, неприязни или безразличия, то есть «чувство». Вследствие этого развивает­ся привязанность к объектам, то есть «вожделение». Затем происходит «схватывание», «присвоение», что подразумевает того, кто присваивает, и соответствующее действие присвоения объекта. Развитие непредсказуемых переживаний, связанных с различными иллюзорны­ми видимостями, — это «становление». В итоге человек рождается в мире без форм, в мире форм или в мире желания — это «рождение». Далее в этом процессе следуют старость и немощь и, наконец, смерть [т. е. звенья «старость» и «смерть»]. Эта последовательность повто­ряется снова и снова. Так из проявления основы разворачивается последовательность из двенадцати звеньев взаимозависимого возникно­вения, порождающая круговорот бытия.

Подчиняясь последовательным звеньям зависимого возникнове­ния, человек [блуждает из одной жизни в другую], проходя через различные миры круговорота бытия. Когда минует [проявление] дхарматы [309] [и перед тем как возникнет бардо бытия], неведение природы [ригпа] порождает формирующие действия для следующей жизни. Сознание стремится обрести воплощенное бытие; после того как оно войдет во чрево, на протяжении этапов внутриутробного развития раз­виваются имя и форма. Появляются шесть чувств, а схождение содей­ствующих факторов [т. е. объекта, чувства и сознания] создает сопри­косновение. Затем [возникает] ощущение удовольствия или боли, что приводит к жажде переживания [удовольствия]. За присвоением объектов и актом присвоения следует усиленное присвоение [т. е. вхождение в новую жизнь], что представляет собой «становление». Человек рождается из чрева и постепенно претерпевает изменения, сопровождающие переход от юности к старости и, наконец, к смерти. Все эти звенья возникают во взаимозависимости друг от друга.

Вследствие неузнавания пяти светов как собственных проявлений и восприятия их как [внешних] объектов, во время переживания кру­говорота бытия возникают пять объектов (например форма). Вслед­ствие неузнавания природы пяти исконных мудростей возникают пять клеш. Вследствие нечистоты [т. е. неузнавания] природного ясного света дхарматы возникают пять [совокупностей] (такие как тело, ум и т. д.), представляющие собой собрания составляющих их частей. Вследствие нечистоты [неузнавания] пяти ветров-энергий возникают пять [психических явлений] (например вечно ищущее познавание). Поскольку движения [умопостроений] не прекращаются сами собой, возникают пять представлений о своем «я» (мышление и память вос­принимаются как «я»; многообразие объектов воспринимается как «я»; различные потоки мыслей воспринимаются как «я»; основной аспект сознания воспринимается как «я»; явления и различение явле­ний воспринимаются как «я»).

Если подытожить, то нечистые явления круговорота бытия возни­кают в непрерывном ригпа, пребывают в ригпа и есть просто игра ригпа. Они никогда не существовали вне ригпа, как сновидения никог­да не бывают нигде, кроме сна. Различные описания круговорота бы­тия учат, что, по сути, [явления] — это пустые формы, просто чудесная игра ярких видимостей, которые на самом деле не существуют.

II. 2.3.2.2.2.2.2. Образование тела

В этом разделе четыре части: 1) общее описание образования тела в каждом из трех миров; 2) развитие тела в чреве; 3) взаимосвязь меж­ду относительными и абсолютными [элементами] и 4) разъяснение, касающееся присутствия всепроникающих элементов.

II. 2.3.2.2.2.2.2.1. Образование тела в каждом из трех миров

Объект, тело и ум возникают из трех основ заблуждения. Психичес­кое, лучистое и материальное тела становятся тремя мирами.

Причина заблуждения — это вместерожденное неведение, неспособ­ность узнать во всем, что проявляется из основы бытия, собственное проявление самого ригпа. Условие, способствующее [заблуждению] — это неведение относительно иллюзорности явлений: восприятие как «другого» [видимостей], которые представляют собой [ригпа] являю­щее себя самому себе. Опора заблуждения — это проявление ясного света, [которое тоже является] самопроявлением. Другими словами, три вида заблуждения — касательно объектов, тела и ума — возни­кают вследствие [этой причины, условия и опоры]. Поскольку сущ­ность [основы] — пустота, она дает пространство, и таким образом дхармата становится опорой для объективного заблуждения. Природа основы — [ясность, проявляющаяся как] пять светов — становится опорой для заблуждения относительно объективных проявлений мате­риального тела и внешнего окружения. Ригпа, созидательная способ­ность и излучение энергии — это опоры для заблуждения относитель­но ума.

Начальная стадия заблуждения в трех мирах — появление существ в мире без форм. Опорой их потоку сознания служат психические тела созерцания, состоящие из четырех скандх, которые представляют со­бой всего лишь наименования [310]. Затем появляются существа мира форм, для которых опорой их потока сознания служат тела из пяти сияющих светов. Последними появляются существа мира желания, для которых опорой потока сознания служат материальные тела из плоти и крови.

II. 2.3.2.2.2.2.2.2. Развитие тела в чреве

Рождение из чрева: из [способностей] элементов проникать, рас­пространяться и уравнивать [образуются] каналы, слоги, ветры-энергии и жизненные сущности, а также развиваются относитель­ные и абсолютные элементы.

Чтобы существо родилось из чрева, сначала происходит развитие ваджрного тела. Клеши способствуют созданию элементов земля, вода, огонь и ветер. Эти элементы выполняют задачу развития тела: благодаря трем их действиям — проникновению, распространению и уравниванию — эти четыре элемента собираются, распределяются и смешиваются.

Сначала, в течение первой недели развития зародыша, в четырех направлениях образуются тонкие каналы четырех элементов вместе с четырьмя семенными слогами. Затем, во вторую и следующие неде­ли, в узле пупочного канала образуются две пары маленьких глаз — материальные глаза и «глаза светоча». Образуясь в четырех сердеч­ных каналах, тончайшие сущности плоти, крови, тепла и дыхания яв­ляют опоры чувств восьми сознаний. Постепенно образуются четыре чакры, и у каждой есть два глаза. На трех главных каналах — опорах пяти способностей чувств — покоятся три семенных слога, которые служат опорами трех врат [тела, речи и ума] и трех ядов нечистого состояния, а также опорами трех кай чистого состояния. На пяти чак­рах покоятся пять семенных слогов [311] героев [312]. От этих [пяти чакр] отходят четыреста семьдесят два тонких канала. Затем образуются главные и второстепенные ветры-энергии, принадлежащие к трем раз­рядам (внешние, внутренние и тайные) пяти ветров-энергий. [Эти ветры-энергии] относятся или к ветрам-энергиям исконной мудрости, или к ветрам-энергиям кармических действий. Относительная жиз­ненная сущность пребывает в правом канале, абсолютная жизненная сущность — в левом, а природная жизненная сущность — в цент­ральном. Таким образом, в итоге развития четырех абсолютных и че­тырех относительных элементов образуется завершенное тело.

II. 2.3.2.2.2.2.2.3. Взаимосвязь между относительными и абсо­лютными элементами

Наши рекомендации