Единство и борьба противоположностей

один из осн. законов диалектики, выражающий источ­ник самодвижения и развития явлений природы и со-циально-историч. действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон Е. и б. п. в си­стеме материалистич. диалектики занимает центр. место, являясь сутью, «ядром» диалектики.

В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они «сходятся». Из этого представления выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагоре­изме), к-рая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Шеллинг, Уайтхед, органицизм).

Собственно диалектика зарождается там, где вскры­вается проблема противоречия; сначала противоречие обнаруживается в виде образа («гармония лиры и лу­ка» у Гераклита) или апории. Из антич. философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время Кант создал учение об ан­тиномиях, Фихте — учение о диалектике в деятельно­сти «Я», Гегель — учение о Е. и б. п. как содержатель-но-логич. принципе, явившееся одной из важнейших историч. предпосылок марксистской диалектики.

В совр. бурж. философии преобладают две тенден­ции. У позитивистов противоположности сводятся к по­люсам, а их отношение — к взаимной дополнитель­ности. У иррационалистов противоположности заклю­чают якобы принципиально не разрешимые антиномии («трагич. диалектика» и т. п.). Реформисты и правые ревизионисты пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологич. «осно­ванием» для политики соглашательства с буржуазией. «Левые» ревизионисты неправомерно абсолютизируют борьбу противоположностей, сводят противоречия к антагонизмам, что служит основой волюнтаризма в политике.

Марксистско-ленинская философия, развивающая с позиций материализма диалектич. идеи предшест­вующей философии и отвергающая все идеалистич. толкования диалектики, рассматривает Е. и б. п. как важнейший закон материалистич. диалектики - общего учения о развитии природы, общества и мыш­ления.

Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б. п. указывает на источник движения и развития не где-то вне его самого, не в сверхъестест­венных силах, а в самом объекте. Закон позволяет по­нять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции,

ЕДИНСТВО 183

непосредственно друг с другом несовместимые. Закон Е. и б. п. снимает притязание на окончательность со всякой огранич. формы существования в природе и об­ществе, ориентирует на раскрытие преходящего ха­рактера таких форм, их переход в более высокие и раз­витые формы по мере исчерпания ими своих возможно­стей. Напр., в биологич. эволюции именно путём Е. и б. п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Простейшее выраже­ние Е. и б. п. в товарно-капиталистич. мире — это по­требительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма — рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как «... порождение труда, враждебное труду» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 307).

Относительно внеш. сторона Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы, или край­ности,— такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг дру­га (нераздельны, находятся в корреляции) и исключа­ют (вытесняют) один другой. На основе этого представ­ления метафизич. концепции истолковывают полюсы дуалистически. Диалектика же не останавливается на признании полярности и усматривает за нею отно­шение противоположностей, возникающих одна из дру­гой, их переход друг в друга, взаимопроникновение и разрешение в нечто новое. «Диалектика есть учение о том ... как бывают ...тождественны­ми противоположности ...» (Ле­нин В. И., ПСС, т. 29, с. 98). Действит. противопо­ложностей не бывает вне единства и взаимопроникнове­ния. Точно так же не бывает действительного конкрет­ного единства без специфич. противоположностей (напр., нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).

Прогресс материальной и духовной культуры про­исходит через порождение противоречащих друг дру­гу тенденций, способов деятельности, всё более много­образных способностей, форм общения, теорий, цен­ностей и т. п. «Сосуществование двух взаимно-проти­воречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического дви­жения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 136). Однако в условиях бурж. общества созидат. ди­алектика процесса человеч. деятельности скована классовым антагонизмом. Капитализм порождает и формирует рабочий класс, исторически призванный в ко­нечном счёте преодолеть мир антагонизмов и создать коммунистич. общество.

В марксистской философии Е. и б. п. вы­ступает как фундаментальный методология, принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е. и б. п. «...как закон познания (и закон объективного мира)» (ПСС, т. 29, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположно­сти обретают относит. самостоятельность. Последова­тельно раскрывать движение как диалектически-про­тиворечивое самодвижение можно лишь распростра­няя этот принцип также и на процесс познания.

• Марко К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, 2.4; Ле­нин В. И., ПСС, т. 29; История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа, М., 1971; Диа-лектич. противоречие, М., 1979; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленин­ской философии, М., 19805; см. также ст. Противоречие и лит. к ней. Г. С. Батищев.

ЕРЕСЬ(от греч. αί'ρεσις — особое вероучение), от­клонение в вопросах религ. доктрины от ортодоксии. В сознании приверженцев любой Е. она оценивается как «истинная» ортодоксия, а ортодоксия — как Е., так что сам по себе принцип доктринарного авторита-

ЕРЕСЬ

ризма под сомнение не ставится. В средние века была наиболее распространённой формой выступления про­тив церкви. Среди наиболее важных ересей в истории следует отметить: в христианстве — разные виды гностицизма, арианство, несторианство, монофиситст-во, лавликианство, богомильство, альбигойство (по­следние три — отголоски манихейства);в исламе — карматство; в иудаизме — течения, вызванные пре­тендентами на сан мессии, вплоть до Я. Франка в 18 в. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ,в идеологии Просвещения 17 —18 вв. сумма наиболее общих и отвлечённых религ. представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из «человеч. природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы. В эпоху Великой франц. революции была попытка создать гос. культ на основе Е. р. См. также Деизм.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ,в теологии (преим. католической) сумма тезисов (о бытии бога, о боге как «высшем благе», создателе и двигателе мира и т. п.), к-рая предполагается непосредственно доступной «ес-теств. способностям» ума, идущего путями идеалистич. умозрения; противопоставляется сверхразумным «исти­нам откровения».

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО,одно из широко распрост­ранённых понятий политич. и правовой мысли, обо­значающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естеств. природой челове­ка и тем самым как бы независимых от конкретных со­циальных условий и гос-ва. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в дан­ном политич. обществе правовой системы и закрепляе­мого ею строя обществ. отношений. В апологетич. концепциях этот строй и действующее право объявля­лись соответствующими Е. п. и естеств. справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразова­ний, существующий порядок отношений и право объяв­лялись несоответствующими Е. п. и справедливости. Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естеств. справедли­вость представляют собой «... идеологизированное, воз­несенное на небеса выражение существующих экономи­ческих отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 18, с. 273).

Идея Е. п. развивалась уже в древности, особенно в антич. мире; она использовалась греч. софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Цицерон утверждал, что закон гос-ва, противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон. В средние века Е. п. носило по преимуществу теологич. форму, явля­ясь составной частью религ. учений (напр., у Фомы Аквинского). И в совр. период идея Е. п. остаётся составной частью офиц. теологич. и политич. доктри­ны католич. церкви (см. Неотомизм).

Своё наивысшее социальное звучание идея Е. п. получила в 17—18 вв. в качестве осн. идеологич. ору­дия борьбы прогрессивных сил общества с феод. стро­ем. Идеологи Просвещения Локк, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбах, Радищев и др. широко использовали идею Е. п. для критики феод. порядков как противо­речащих естеств. справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных принципов при­роды человека и его разума, к-рые должны быть выра­жены в действующих законах. Идеи Е. п. нашли отра­жение в амер. Декларации независимости (1776), во франц. Декларации прав человека и гражданина (1789) и др. актах. В тот же период (17—18 вв.) активизиро­вались попытки оправдания при помощи Е. п. феодаль­но-абсолютистских режимов (напр., С. Пуфендорф в Германии).

С упрочением капиталистич. строя бурж. идеологи 19 в. отказались от Е. п., объявив бурж. строй един­ственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных оценочных критериях. Но в 20 в. про­исходит процесс т. н. возрождения Е. п. После 2-й ми­ровой войны в Зап. Германии, Италии и нек-рых др.

странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фаш. идеологии, а с другой — для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим соци-ально-политич. реформам. «Возрождённое Е. н.» ис­пытывает сильное влияние клерикализма, а также при­даёт понятию Е. п. прагматистский характер (напр., E. u. с «меняющимся содержанием» или экзистенциа­листское «Е. п. конкретной ситуации»).

Марксистский матсриалистич. подход к праву как отражению экономич. и нолитич. структуры классово­го общества делает излишним понятие «Е. п.» в качест­ве предпосылки существования и обязательности дей­ствующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое гос-вом, а в своей нравотвор-ческой деятельности гос-во связано принципами дан­ного социального строя, к-рые определяются не «при­родой человека», а социально-экономич. строем и спо­собом нроиз-ва. Вместе с тем марксизм не считает лож­ным всё то, что стоит за понятием E. п. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека (на­ции, народа), а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справед­ливости), считая их, однако, социально обусловлен­ными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.

• История политич. учений, М., i9602, с. 213—15, 236—49, 269—327.

Наши рекомендации