Краткие сведения из биографии ученого

Кафедра немецкой филологии

РЕФЕРАТ

Влияние идей Вильгейма фон Гумбольдта на развитие общелингвистической теории

Работу выполнила Шабашова Виктория
(подпись, дата)
Факультет романо-германской филологии, курс 1

Направление 45.03.01. Филология
Профиль Зарубежная филология
Преподаватель Олейник Марина Алексеевна

Краснодар 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Краткие сведения из биографии ученого……………………………………...5

2.Концепции, оказавшие влияние на учение Гумбольдта……………………...6

3.Язык как предмет филологии…………………………………………………..7

4.Основные положения лингвистического учения Гумбольдта……………….9

4.1.Основные труды и представления……………………………………….......9

4.2.Философская концепция как основной тезис...............................................10

4.3Язык и дух.........................................................................................................11

4.4.Этапы развития языка в концепции лингвистического учения..................13

4.5.Единство и целостность формы языка..........................................................15

5.Язык, что это такое и его предназначение.......................................................16

Заключение.............................................................................................................21

Список использованной литературы...................................................................22

Введение

В современном мире люди пользуются языком как средством общения, передачи информации, мы используем свой родной язык как метаязык. Язык может представлен в двух формах, в устной и письменной речи. С помощью этих двух форм происходит обучение человека, восприятие, анализ и обработка информации. Используя одну из форм речи мы не задумываясь пользуемся уже готовым строем языка. А что же такое строй языка? Строй языка – это совокупность типологических особенностей языковой системы, характерных для данного языка. Принято выделять фонологический, морфологический(грамматический), синтаксический строй языка. В каждом из перечисленных строе своя система, так например, для фонологического стоя русского языка характерны разветвленная система согласных фонем ( 37 фонем, парные по таким признакам как твердость- мягкость, звонкость-глухость и так далее), в морфологическом строе выделяю морфемы, которые имеют свои классификации по тем или иным признакам, например, корни, префиксы (или приставки), суффиксы, флексии (или окончания), пост-фиксы и интерфиксы (соединительные аффиксы сложных слов).Грамматический строй языка представлен морфологическими категориями и способами словообразования. Подобными сравнительным изучением, систематизациями, классификациями, подробнейшим анализом языковых явлений занимаются с древнейших времен и по сей день специалисты- языковеды, которые систематизировали и структурировали строй языка, дав нам грамматики, по которым происходит сейчас обучение своему своему родному языку , а также благодаря такому труду мы сейчас можем изучать иностранные языки. Благодаря неоценимому труду великих грамматистов мы можем анализировать, сопоставлять изучаемые языки, тем самым ускоряя процесс обучения.

Таким образом, можно в общих чертах представить себе процесс становления науки о языке, был некогда язык, которым люди пользовались как средством передачи информации, потом постепенно стала развиваться языкознание, которое основывалось на сравнении и сопоставлении, высшей формой которого явились сейчас существующие грамматики. Очень интересно будет проследить развитие, с чего все начиналось, какие ученые внесли свой вклад в становлении филологии, какие выводы на каких этапах развития существовали, но данный вопрос очень объемный, в представленной работе предпринята попытка осветить вклад в развитие филологии такого великого немецкого ученого языковеда, как Вильгейма фон Гумбольдта. Целью данной работы ставиться освещение основных идей, которые оказали влияние на развитие общелингвистической теории. Какие положения выдвинутые им послужили дальнейшему развитию науки, как эти идеи существовали в то время и как воспринимались последователями и продолжателями ученого, в небольшой степени осветить взаимосвязь с существующими на тот момент и предыдущими идеями . Для некоторой осведомленности читающего осветить биографию ученого, тем самым оценить неоспоримый вклад в развитие науки.

Краткие сведения из биографии ученого

Вильгейм фон Гумбольдт(нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt) (1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель.

Родился 22 июня 1767 в Потсдаме в прусской дворянской семье. В 1787 поступил в университет Франкфурта-на-Одере, где изучал право; в 1788 слушал лекции по филологии и истории в Гёттингенском университете. С 1794 по 1797 жил в Йене, где познакомился с Шиллером и Гёте. Провел четыре года в Париже, изучая французскую культуру. Путешествовал по Испании и баскским провинциям. В это время началось его серьезное увлечение языками и культурами различных народов, данные о которых он в дальнейшем черпал, и из материалов своего младшего брата Александра, путешественника и естествоиспытателя. Вильгейма отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара). В августе 1801 Гумбольдт возвращается в Берлин.

С 1801 по 1819 занимал различные должности на государственной службе в Пруссии, в том числе должность полномочного посланника в Ватикане, Вене, Лондоне, Праге, Париже, а затем и министра по делам вероисповеданий и просвещения. Находясь на этом посту, Гумбольдт осуществил реформу высшего и среднего образования в Пруссии. В 1809 основал Берлинский университет, носящий ныне имя братьев Гумбольдтов. В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании. В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

В 1819 Гумбольдт оставил государственную службу, чтобы целиком посвятить себя науке; жил и работал в своем родовом поместье Тегель (ныне район Берлина), периодически выступая с докладами в Берлинской академии. Одиннадцать лет спустя вновь вошел в состав Государственного совета. Умер Гумбольдт в Тегеле 8 апреля 1835.

Наши рекомендации