Материалистическое представление о ценностях
Материалистическая натурфилософия возникла в Ионии, древнегреческой колонии, в VI веке до н.э. До этого Греция представляла собой племенное общество, в котором господствовало мифологическое мировоззрение. Однако ионийских философов не удовлетворяло мифологическое толкование мира и человеческой жизни, и они пытались объяснить их по аналогии с природными процессами.
В ионийском Милете процветала внешняя торговля, и купцы торговали по всей акватории Средиземного моря. Они были прагматичными и деятельными людьми. В этих условиях люди постепенно отказывались от мифологического образа мышления.
Фалес (ок. 624—546 до н.э.) считал первопричиной (архе) всех вещей воду; Анаксимандр (ок. 610—547 до н.э.) утверждал, что это нечто неопределенное и безграничное (апейрон); Анаксимен (ок. 585—528 до н.э.) называл первопричиной воздух; Гераклит (ок. 535—ок. 475 до н.э.) — огонь. Натурфилософия способствовала возникновению объективного и рационального мышления.
Произвольное (софистское) представление о ценностях
В V веке до н.э. в Греции, с центром в Афинах, получила развитие демократия. Молодые люди стали стремиться овладевать знаниями, чтобы добиться успеха в жизни. Особое значение приобрело искусство красноречия (риторика). Молодые люди брали платные уроки ораторского искусства у специальных учителей. Этих учителей называли софистами (искусник, мудрец - греч.).
До этого времени греческая философия в основном занималась изучением природы, однако философы пришли к убеждению, что проблемы человека нельзя решить только через натурфилософию, и постепенно обратили свои взоры на проблемы человеческого общества. Вскоре они пришли к выводу, что если законы природы объективны, то законы и моральные устои человеческого общества в разных странах и в разные времена различны и явно не имеют объективного и всеобщего характера. Поэтому софисты заняли по отношению к ценностям релятивистскую, скептическую позицию и отказались от попыток решения социальных проблем. Протагор (ок. 481—ок. 411 до н.э.) утверждал, что “человек есть мера всех вещей”, подразумевая, что критерий истины у разных людей разный, и это служит четким доказательством релятивизма.
Вначале софисты оказывали на людей определенное просветительское воздействие, однако постепенно они скатились на позиции скептицизма и в отношении существования истины. Придавая значение только искусству убеждения, они стремились выиграть спор любой ценой. В своих спорах они вскоре стали прибегать к использованию ложных аргументов, к “софистике”. Именно поэтому термин “софист” стал употребляться по отношению к “человеку, который использует искусные, но вводящие в заблуждение доводы”.
В поисках абсолютных ценностей
А) Сократ
Сократ (470—399 до н.э.) появившийся на исторической арене, когда софизм в греческом обществе переживал период расцвета, выступил с его осуждением. Сократ считал, что, претендуя на ученость, софисты фактически ничего не знают. О себе он говорил: “Я знаю только то, что ничего не знаю”. Это утверждение является отправной точкой его философии познания истины. Он искал основы человеческой нравственности в Боге (Daimon) и утверждал, что нравственность абсолютна и универсальна. Он проповедовал как высшую добродетель стремление к знанию с любовью, и его основополагающий принцип заключался в изречении “добродетель есть знание”. Он также проповедовал единство знания и действия, утверждая, что человек, познавший добродетель, непременно должен воплощать ее в жизни.
Как же человек может овладеть истинным знанием? Такое знание не передается человеку другими людьми, но он также не в силах постичь его самостоятельно. Сократ утверждал, что человек может обрести истинное знание (всеобъемлющую истину), способное удовлетворить всех, только через диалог (вопросы и ответы) с другими людьми. Путем утверждения абсолютных всеобъемлющих добродетелей Сократ стремился спасти Афины от социальных беспорядков.
Б) Платон
Платон (427—347 до н.э.) учил, что за изменяющимся миром феноменов стоит неизменный мир сущности, который он называл миром Идей. Но душа человека заключена в ловушке тела, поэтому он обычно убежден, что мир феноменов и является истинной реальностью. Изначально человеческая душа жила в мире Идей, но, поселившись в теле, отделилась от него. Поэтому душа постоянно стремится в мир Идей, который и является истинной реальностью. Для Платона знание Идей есть не что иное, как воспоминание души о том, что она знала до того, как поселилась в теле. Этика Платона включает в себя идеи красоты, истины и добра, причем доминирующее положение занимает Идея Блага. Платон выделял четыре добродетели, которыми должен обладать человек: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Он утверждал, что в особенности правители должны быть философами и обладать добродетелью мудрости и пониманием Идеи Блага. Согласно Платону, Идея Блага является источником всех добродетелей. Унаследовав сократов дух, Платон стремился к познанию абсолютной ценности.