Методические указания для студентов к самостоятельным занятиям

Вопрос 1.

При подготовке рекомендуется рассмотреть вопросы, связанные с конкретной социально-политической ситуацией в Китае в середине 1 тыс. до н.э., обратив особое внимание на духовную культуру того времени. Основным является понимание ритуала как специфической реализации духовной практики. Необходимо вспомнить основополагающее понятие «Дао» - истинный путь, связанный со знанием должного. Вспомнить градацию китайского общества на цзюнь-цзы – «благородных мужей» и сяо-жень – «подлый народ». Знать в общих чертах биографию Конфуция и его собственную градацию жизни. Рассмотреть основные принципы его учения, включая «золотое правило нравственности». Обратить внимание на специфичность его терминологии, аргументируя конкретными афоризмами. Акцентировать внимание на государственную значимость конфуцианской доктрины.

Вопрос 2.

Знать биографию Будды, обратив внимание на соответствие его имен конкретном периоду его жизни. Проанализировать афоризмы Будды, изложенные в Дхаммападе о 4-х благородных истинах, особое внимание уделив восьмеричному пути спасения. Проанализировать экологическую составляющую буддийского учения.

Вопрос 3.

Знать текст книги «Исход» Ветхого Завета. Ответить на вопрос: почему богоизбранническая миссия была ему открыта в 80-летнем возрасте. Анализируя Декалог, иметь в виду, что он состоит из 2 частей, первая оформляет отношения человека с Богом. Вторая – отношения между людьми. Особое внимание обратить на 5-ю заповедь – с какой частью она соотносится. Ответить на вопрос: почему мы одновременно называем Моисея законодателем еврейского народа и учителем человечества.

Вопрос 4.

Знать текст Евангелия от Матфея Нового Завета. Рассмотреть этическую составляющую сцены поклонения волхвов Божественному младенцу, смысл Даров, вспомнить сцену «опьянения Ноя»у открыта в 80-летнем возрасте.центировать отое правило нравственности"ключая "зы - благородных духовной практики. необходимо ьно-политической выборе ценностных ориента из книги «Бытие» как начало разделения человечества и дать ответ на вопрос: почему новозаветная версия начала земного пути Спасителя есть начало единения человечества. Проанализировать три искушения Христа дьяволом. Уметь анализировать преамбулу Нагорной проповеди Христа. Доказать расширение этического поля применения ветхозаветного Закона.

Вопрос 5.

Ответить на вопрос: в чем смысл деятельности пророка Аллаха. Сравнить моральные принципы доктрины Мухаммеда и Христа. Определить своеобразие этики Корана, основываясь на том, что она считается с человеческими возможностями и обстоятельствами и в ней нет абстрактного ригоризма. Что такое этика конкретных норм.

Вопрос 6.

Обратить внимание на пунктуальное следование И. Кантом в повседневной практике основным этическим принципам собственной системы. Сформулировать категорический императив, так как собственной, универсальной дефиниции Кант не дает. Иметь в виду специфику применения этической доктрины в рамках практического разума.

Вопрос 7.

Необходимо учитывать, что утилитаризм – это теория, направленная против эгоизма, против такой точки зрения, согласно которой добро заключается в удовлетворении человеком личного интереса. Сравнить с евдемонизмом. Помнить, что Милль не четко разделяет высшую цель и принцип пользы. Обосновать по Миллю основание выбора и оценки, показать развитие им категорического императива Канта, проанализировать развитие оценки поступка в рамках утилитаристских теорий 20 века (утилитаризм действия и утилитаризм правила).

Вопрос 8.

Жизнь мыслителя как практика его философии. Доказать особенности ницшеанской этики конкретными фактами его биографии (философия одиночества и исключительности). Обратить внимание, что основные понятия его философии - мораль господ, мораль рабов – не имеют ничего общего с социальным статусом. Почему имморализм сверхчеловека в концепции Ницше привел к кризису его нравственной доктрины.

Вопрос 9.

Проанализировать развитие духовного кризиса Льва Толстого по его «Исповеди». В чем он нашел выход («Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»). Непротивление злу Толстого и позиция толстовцев. Проанализировать причины разногласий Толстого и РПЦ. Определил ли смысл жизни Толстой (побег из Ясной поляны).

Вопрос 10.

Биография Швейцера это стремление принести пользу другим или позиция личного самоудовлетворения. Как понимать его слова «Чистая совесть – изобретение дьявола»? Элемент вины в его этике это подлинное или показное.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарика, 2000. – 472 с. (4 экз. в библиотеке КемГУ, 4 экз. в учебно-методическом кабинете кафедры).
  2. Библия. (10 экз. в учебно-методическом кабинете кафедры).
  3. Шрейдер, Ю. А. Этика. Введение в предмет: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Шрейдер. - М.: Текст, 1998. - 271 c. (26 экз. в библиотеке КемГУ, 10 в учебно-методическом кабинете кафедры).
  4. История этических учений: учеб. для вузов / Под общ. ред. А.А. Гусейнова ; А.А. Гусейнов и др. - М. : Гардарики, 2003. - 911 c. (11 экз. в учебно-методическом кабинете кафедры).
  5. Разин, А. В. Этика: учеб.для вузов / А.В. Разин. - М.: Академический проект, 2003. - 622 c. (12 экз. в библиотеке КемГУ).

Дополнительная:

Наши рекомендации