Система Абхидхармы устанавливает единицы формы и времени и части слов

Ученые знатоки Абхидхармы описывают меры и составляющие про­странства и времени с точки зрения единиц формы и времени и с точки зрения частей слов. Теперь это объясняется как дополнительная тема.

II. 2.2.2. Подробное объяснение

В этом разделе три части: 1) единицы формы, 2) единицы времени и 3) части слов.

II. 2.2.2.1. Единицы формы

Семь мельчайших частиц [равняются] одной тонкой частице; так же соотносятся частицы: железо, вода, кролик, овца, бык и солнечный луч; яйцо вши, вошь, ячменное верно и ширина пальца. Двадцать четыре пальца [равняются] локтю; четыре локтя — луку; пятьсот [луков] — одному пределу слышимости, или мере уединения; а во­семь таких единиц — йоджане. Пользуясь этими единицами, опи­сывают и измеряют миллиардную [мировую систему].

Семь единиц формы таковы:

Семь мельчайших частиц равняются одной тонкой частице. Семь тонких частиц равняются одной частице-железо. Семь частиц-железо равняются частице-вода. Семь частиц-вода равняются частице-кро-лик. Семь частиц-кролик равняются одной частице-овца. Семь час-тиц-овца равняются одной частице-бык. Семь частиц-бык равняются одной частице — солнечный луч. Семь частиц — солнечный луч рав­няются одному яйцу вши. Семь яиц вши равняются одной вши. Семь вшей равняются одному зерну ячменя. Семь зерен ячменя равняются ширине среднего пальца. Ширина двадцати четырех пальцев равняет­ся одному локтю. Четыре локтя равняются длине одного лука. Пять­сот луков равняются одному пределу слышимости. Один предел слы­шимости от деревни называется уединением. Половинный предел слышимости называется окрестностями. Восемь пределов слышимости равняются одной йоджане или четырем тысячам луков.

Используя меру-йоджану, можно описать и измерить [любую фор­му], в том числе Меру, Царя Гop, вплоть до всей миллиардной системы.

II. 2.2.2.2. Единицы времени

Одна шестьдесят четвертая часть щелчка пальцами — наименьшая единица времени. Сто двадцать [таких единиц] равняются мгнове­нию. Шестьдесят мгновений [равняются] одному моменту. Трид­цать [моментов равняются] периоду; тридцать периодов — солнеч­ному дню; тридцать солнечных дней — месяцу; а двенадцать меся­цев — году. Пользуясь этими единицами, исчисляют измеримое и неизмеримое.

За один щелчок пальцами здорового человека проходят шестьдесят четыре (или, согласно некоторым источникам, шестьдесят) кратких мгновений. Одно из таких кратких мгновений — это самая малая единица времени. Сто двадцать таких единиц равняются одному мгно­вению. Шестьдесят мгновений равняются одному моменту. Посколь­ку один день состоит из девятисот моментов, то момент — это одна девятисотая часть дня. Тридцать моментов равняются одному перио­ду; тридцать периодов — одному солнечному дню; тридцать солнеч­ных дней — одному месяцу; а двенадцать месяцев — году.

На двенадцати континентах (четырех больших и восьми малых) время протекает постепенно как функция внутренних и внешних ас­пектов двенадцати элементов познавания и двенадцати членов взаимозависимого возникновения. Так называемые двенадцать домов тоже движутся поэтапно.

Умелое [использование этих единиц измерения] позволяет вычис­лять периоды времени, продолжительность жизни людей и т. д., изме­римых сроков (измеряемых сотнями, тысячами, десятками тысяч, сот­нями тысяч и т. д.) и тех, что [считаются] неизмеримыми (т. е. за пределами десятой — шестнадцатой степеней).

II. 2.2.2.3. Части слов

Отдельные буквы — это части слов. [Группы слов] образуют пред­ложения. Если разобраться, [слова] не ухватывают [сути, они] об­манчивы.

[Санскритская] гласная а и согласная ка — это примеры отдельных букв. Сочетание из двух, трех и более букв составляет слово. Напри­мер, сочетание дха и и — это дхи, что значит «разум», а сочетание трех согласных [б, д и дх]и двух гласных — это [имя] Будд(х)а. Группа из нескольких слов образует предложение, например: намо буддхая («приветствую Будду»). Поскольку буква — это основная составляющая слова, сама по себе она не передает смысла. Слово передает [смысл] объекта, а термин — его особенности.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что группа слов, много их или мало, не схватывает сути [того, что они должны выражать]. Это просто набор отдельных букв. [Прибегаем к приме­рам]: то, что кажется прочной веревкой, — [всего лишь] отдельные волокна; то, что кажется кистью из верблюжьей шерсти, — [всего лишь] отдельные шерстинки; а то, что кажется лугом, — [всего лишь] отдельные травинки. Точно так же [и слова] не имеют никакой истин­ной объективности: они подобны отражению луны в воде или миражу, которые с самого появления по сути своей обманчивы.

Глава 4 ПРИЧИНЫ КРУГОВОРОТА БЫТИЯ

В четвертой главе — объяснении условий, которые создают миры и их обитателей, — две части: 1) тема и 2) основное объяснение.

I. Тема

Какие причины создают мир?

Эти вводные слова устанавливают контекст основного объяснения.

II Основное объяснение

В основном объяснении две части: 1) опровержение небуддийских теорий творения и 2) изложение буддийских теорий.

Наши рекомендации