Концепции науки. Персоналии

  Карл Поппер Теория фальсификационизма Томас Кун Теория научных революций Имре Лакатос Теория научно-исследовательских программ Майкл Полани Концепция неявного знания Пол Фейерабенд Теория пролиферации идей и методологического анархизма
Ответ на слабые стороны предыдущих концепций Надо показать не что есть наука, а что есть не наука. Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»! Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько! Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор. Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний
  Сущность концепции Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс. Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм. Это «мистическое преображение». Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания. Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста. Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания.
  Слабые стороны Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно? Всегда ли господствует одна парадигма? Существуют «внепарадигмальные» факты.   Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать? Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки.


Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.

Название Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре) Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) Операционализм (П. Бриджмен) Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно)
  Сущность В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех. Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта. Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей.
Слабые стороны Абсолютизация идеи конвенции Абсолютизация идеи пользы и практичности Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке Недооценка роли эмпирического уровня в науке

Таблица 2.

Наши рекомендации