ФИЛОСОФ ЛАНДШАФТА – ВОИНСТВУЮЩИЙ ШИЗОФРЕНИК
1. ФИЛОСОФ-ГЕНИЙ И ИНТЕЛЛИГЕНТ
Философ – это «Критически мыслящая личность» П. Л. Лаврова, это высшее выражение интеллигенции – гений. Гений - это «свободно-парящая интеллигенция» (freischwebende Intelligenz) А. Вебера и К. Мангейма. Он скептик-нигилист. Собственно философия проявляется только там, где расцветает скептицизм и нигилизм.
Писатель Д. Уиндем – один из последователей Уэллса назвал ситуацию появления людей из более или менее отдаленного будущего в прошлом – хроноклазмами – это преждевременные люди и открытия.
Достаточно видный историк русской литературы В. И. Кулешов, рассматривая творчество и жизнь Г.И. Успенского, писал: «Крупный талант, как правило, не целиком вписывается в рамки того или иного литературного направления. Он входит в него по-своему со своими «странностями» и пристрастиями, увлечениями и отступлениями. Ворвавшийся в семью «расчисленных светил» крупный талант нередко оказывается самым ярким выразителем наиболее заветных идей направления, его формул и лозунгов. Это происходит потому, что истина для больших талантов, для гением – превыше доктрин» (Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70-90е годы. М. 1983. С.57).
Следует отличать собственно «философов» и «интеллигентов». Интеллигент – это работник умственного труда, который работает по созданию символических конструкций в той или иной области ментальности, в области управления и менеджмента, в области техники и производства. В какой степени он выходит из сферы этих своих занятий, поднимаясь на более высокий уровень, в такой степени он становится философом, он начинает философствовать. Потому, хотя эти типы взаимно пересекаются, но философ не интеллигент, он лишь задает идеологию интеллигенции, но сам интеллигентом не является, вернее всего, это его привходящее качество.
Но, как не странно, социальные институты ментальности всегда склонны к самозамыканию.. это случается тогда, когда формируются школы и образовательные институты. Это, в частности, влияет на их язык. Они соревнуются друг с другом внутри этих социальных институтов в тонкости анализа, превращаясь в схоластику.
2. ГЕНИЙ-ФИЛОСОФ И ДИКАРИ ВЫСШЕЙ КУЛЬТУРЫ
3. ШИЗОФРЕНИЯ И КАПИТАЛИЗМ: ШИЗОФРЕНИК КАК ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО
В мифологическом периоде ментальности, как было сказано, эту роль играли шаманы – определенная категория людей, которая обладала специфическими чертами: нестандартным строением психики, отсутствием атрибутов половой идентификации, с маргинальной формой поведения. Эти же существенные черты сохранились далее, потому творцы ментальности довольно часто - это ущербные, маргинальные личности. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923) и Ш. Рише (1850-1935).
Философия – это галлюцинация культуры, создание нереальных образов, инициирующих образ мысли и поведение. Бред, депрессивные срывы и маньякальность..
Философия является идеологией суицида. Суицид – это основа философии, ибо философия учит умирать. Известно со времен Платона, что философия в большее мере – это умение умирать. Такой странный вывод многих поражает, но так и не достигается понимания этого феномена.
Это явление смерти постоянно воспроизводится в культуре. Любой культурный герой в мифологии проходит очищение в «преисподней, в царстве «мертвых». Это же явление рассматривает, в частности А. Тойнби, который подмечает факт «Ухода –и – Возврата», как необходимого процесса для формирования деятеля культурных инноваций. Он правильно писал: «Уход позволяет личности реализовать свои индивидуальные позиции, которые не могли бы найти выражения, подавленные прессом социальных обязательств, неизбежных в обществе» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 С.267)
Философ, как правило, это инициатор нового, новых смыслов. Творить же новое – это безумие и определенный род колдовства.
Философ - как апологет абсурда авторитетен среди людей, которые обладают неустойчивой психикой ввиду того, что их генотип «раздавлен» внебиологическим кодом традиции. Философ – это проводник откровения каких-то потусторонних сил. Ж.Делёз пишет правильно, что в начале философии лежит шизофрения, смещенность сознания.
Философ как создатель инновационных проектов вообще человек со «странностями»,да и как подчеркивал в свое время наш «Базаров от философии» Д.Писарев: «Отвлеченности могут быть интересны и понятны только для ненормально развитого, очень незначительного меньшинства» (Писарев В.Д. Сочинения в четырех томах. М.,1955 т.1 с.127). Сам, в принципе, это доказал, показав свои «ненормальности» после выхода из заключения.
Самый популярный «идеолог» отождествления гениальности и склонности к философствованию с состоянием помешательства был знаменитый итальянский ученый и криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909). Ломброзо утверждает, что «вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней и повреждений головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных» (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1995 с.21)
«Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм – вот жестокая расплата за высшие умственные дарования, которые они тратят, подобно тому как злоупотребления чувственными наслаждениями влекут за собой расстройство половой системы, бессилие и болезни спинного мозга, а неумеренность в пище сопровождается желудочными катарами»( там же с.29)
«Установив такое близкое соотношение между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий – сумасшествию и в то же время дать нам предостережение, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений»( там же с.165)
Интересно отметить последователя идей Ломброзо французского физиолога и психолога Шарля Рише (1850-1935), члена национальной Академии медицины и Академии наук (а далее и её президента). Он, как ученый, смог более четко и сжато изложить феномен гениальности в соотношении с помешательством. В начале своего очерка «Гениальность и помешательство» он пишет, что гениальность и сумасшествие вещи родственные, в этом он полностью согласен с Ч.Ломброзо. Но он подчеркивает: «Само собой разумеется, что Лейбницев и Вольтеров надо искать не в домах для умалишенных, и что те несчастные обитатели этих больниц, которые посвящают все свое время на создание нелепых и безумных произведений, не сделаются ни Шекспирами, ни Гюго» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.3-4). Но, с другой стороны, он считает что свойство оригинальности необходимо для гения: «Гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.7). Он с чувством то ли симпатии, то ли сожаления пишет далее: «все великие люди отличаются предвзятыми идеями, предрассудками, маниями, нравственными ненормальностями, какими-либо недостатками разума и пороками тела, по временам даже галлюцинациями и бредом наяву. Гордость, чувственность, легкая нравственная возбудимость, страх – все эти душевные настроения принимают у них иногда болезненно – преувеличенные формы. В их могучем мозгу есть крупные психические недостатки, и если им удается скрыть их, то эти недостатки снова появляются у их потомков. Я ни за что не посоветовал выйти замуж за сына гениального человека. Пусть она лучше выходит за сына крепкого и невежественного крестьянина; для её детей она создаст этим лучшие условия здоровья» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.9)
Творчество вообще процесс нерегулируемый, это состояние «помешательства», произвольного бреда сумасшедшего: «У великих изобретателей, как и у великих поэтов, идеи почти также произвольны, по временам они странны и смешны; в домах умалишенных очень часто возникают удивительнейшие идеи; иногда не достает только очень немногого, чтобы эти глупости обратились в гениальные изобретения» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.11). Но, Ш. Роше отмечает существенное отличие гения от сумасшедшего, отличие состоит в том, что гении отличаются критическим чутьем, ясностью и широтой ума. И прежде всего именно «критическим чутьем»: «.. во всяком гениальном творении можно заметить два совершенно различных элементы: с одной стороны, оригинальное и анормальное творчество, а с другой стороны, критический дух. Умалишенные обладают оригинальным творчеством, но они не в состоянии исправлять его строгой критикой; обыкновенные люди обладают, может быть, некоторым критическим чутьем, но они не обладают способностью оригинального творчества. Благодаря этому они, как и сумасшедшие, но по другим причинам, не способны создать что-либо великое» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.13-14). Здесь он приводит прекрасный пример Дон-Кихота и Санчо Пансо: «Во всяком гениальном человеке должны одновременно жить обе души и Дон-Кихота, и Санчо Пансо: душа Дон-Кихота, -чтобы подвигаться вперед, чтобы сойти с проторенной дорожки, поступать иначе и лучше, чем толпа: душа Санчо Пансо, - потому что эта глубокая оригинальность не приводит ни к чему, если не соединяется с здравым смыслом, способностью правильного суждения и сознанием действительности» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.24). И завершает он свой краткий, но содержательный очерк следующими словами: «гениальный человек представляет исключение, аномалию. В этом отношении его нужно поставить рядом с умалишенным; но умалишенный стоит ниже остального человечества, а гениальный человек – выше его» (Рише Ш. Гениальность и помешательство. Одесса, 1895. С.31)
Этой же логике следовал выдающийся немецкий психиатр, президент Психотерапевтического общества (до 1933 г.) Эрнст Кречмер (1888-1964) посвятил достаточно много страниц анализу роль душевнобольных в истории. Этому он посвящает специальную работу «Гениальные люди»(1929). В начале этой книги он приводит слова Сенеки о том, что не бывает великого ума без примеси безумия. Он утверждает следующее: «Психопаты и душевнобольные нередко играют в истории развития народа чрезвычайно важную роль, которую можно образно сравнить с ролью бацилл. Когда духовная температура эпохи не делает скачков и социальный организм здоров, девианты, которыми он кишит, растворены в массе здоровых людей, бессильны и малозаметны. Но стоит только появится где-нибудь больному месту, возникнуть духоте и напряжению в атмосфере, стоит чему-нибудь прогнить или треснуть, как бациллы тут же становятся виртуальными и активными, они проникают во все органы и приводят всю здоровую народную массу в воспаленное и возбужденное состояние» (Кречмер Э. Гениальные люди. Гуманитарное агентство. «Академический проект». М.,1999 с.27)
В качестве этих «бацилл» выступают фанатики, пророки, энтузиасты, а также мелкие жулики и преступники, которые для него равноценны. Он утверждает, что большинство гениальных людей биологически ущербны. Кречмер отмечает гиперсексуальность гениев, которая зачастую имеет выход в его гомосексуальности (пример М. Фуко), склонности к садизму и аскетизму (тут имеем множество примеров). Отмечает нелюбовь философов к женщине и презрение к семье. Кречмер здесь приводит высказывание Ницше: «Женатый философ- это комедийный персонаж»
С этими учеными тема не затихла, она продолжает свою жизнь
Кемпинский, Фуко, делез
Положение философа в мире трагично. Как подмечал Н.А. Бердяев: «Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.,1994 с.230)
Во-первых, ментальная деятельность всегда была деятельностью маргинальной. Человеку, как это не странно не свойственно постоянно мыслить, он более полагается на привычку и перенимаемый опыт других поколений и людей. Всегда ментальная деятельность была сферой избранных людей, которые отличались особыми чертами. В психофизиологическим плане – это человек, которому присущи какие-то органические изменения в психике. Другого быть не может, всякий мыслитель – это шизофреник. Создание символических конструкций (да и, хотя в меньшей мере, творчество в области социальных форм и в области технико-экономической деятельности) – это профессиональная деятельность шизофреников. Шизофрения – «царская болезнь» в данном аспекте является необходимым психофизическим условием для успешной деятельности в сфере изобретения символических конструкций. Но, надо различать продуктивную стадию шизофренической деятельности и стадию развала. Ибо мыслитель всегда находится на грани развала своего сознания. Это наказание его за то, что он позволяет себе мышление сделать своим основным атрибутом существования.
Во-вторых, человек, который создает символические конструкции - это, как правило, личность независимая и необщительная, ибо только благодаря «отстраненности» от интересов той или иной социальной группы или общества в целом возможен мыслительный процесс. Человек в группе мыслить не способен, он в данном случае действует не согласно законам мысли, а согласно тем или иным принятым «паттернам», которыми руководствуется эта группа. Человек, органично встроенный в принятые сообществом паттерны поведения не в состоянии к инновационному творчеству, ибо заданные паттерны социальных форм создают эффект «слепоты», он не способен мыслить – он способен лишь «подражать» заданным обществом паттернам поведения. Вся его «мудрость» заключается в способности адаптироваться к заданным паттернам.
В-третьих, что очень важно, это личность фанатичная, ибо для создания символических конструкций необходима фантастическая работоспособность. «Идиот» живет на грани человеческих возможностей, более того, он его деятельность не обеспечивается обществом, ибо любая инновация чужда установившимся формам хозяйственной деятельности. Экономически обеспечивается лишь та форма деятельности, которая функционально необходима обществу – это сфера образования или сфера символического обеспечения власти. В этом исходный парадокс инновационного творчества в области изобретения символических конструкций.
Подытожим. Человек, создающий символические конструкции, - это шизофреник, индивидуалист и фанатичный трудоголик. Только таковой может претендовать на изобретателя символических конструкций. За это ему природа мстит: его типичная форма существования – это постоянные головные боли, болезненные отклонения психики, депрессии, отягощенное, как правило, физическим уродством и серьезными отклонениями в сексуальной сфере.
Только такой уродливый «идиот» способен дать нетрадиционные решения каких-либо проблем, и иногда эти решения приводят к каким-то удивительным открытиям, раскрывающим новый горизонт для человеческой культуры. Именно такие «идиоты» и создали в свое время человеческую культуру, предложив идиотские решения проблем, возникших перед стадом человекообразных обезьян. Хотя это бывает не всегда, бывает, что это остается так и неверифицированным практикой бредом. Тем не менее, «Иванушка-дурачок» иногда становится «принцем» – таков типичный сюжет сказок. Основатель европейского стиля жизни – Солон, только тогда смог перевести афинский полис, а через него и всю историю Европы на новые пути развития, прикинувшись сумасшедшим.
Такова суть ментальной сферы культуры – дурачок что-то скажет или сделает, иногда прямо идиотское, и целая куча толкователей потом мучает голову над поиском смысла его невразумительных слов и действий. По такой логике и действуют в этой сфере культуры. Давайте рассмотрим типичную разновидность «идиотов» - философов, которые и являются в своей основе создателями символических конструкций в формах менталитета. Насколько человек – философ, настолько он способен что-либо создать в любой сфере ментальности. Ученый, художник, проповедник только тогда становится изобретателем символических конструкций, когда он поднимается на уровень философствования. Изобретатель символических форм – это свободно гуляющий по ландшафту культуры философ-шизофреник, фанатично влюбленный в мысль.
При этом он часто выглядит Идиотом – вольно гуляющим по Ландшафту современной культуры Шизофреником – генетическим отпрыском Сократа. Часто он бывает похож на эпатирующего киника Диогена, но еще чаще на более благородный образ киника Кратета Фиванского. Иногда же он напоминает блуждающего по культурному Ландшафту озлобленного «Заратустру» Ницше, и в этом не его вина. Он, может быть, и есть ницшеанский «Сверхчеловек» – «Шизофреник» – новый тип «Четвертого человека» А. Вебера, который пока появляется лишь в виде отдельных Личностей-Философов. Философия Ландшафта - это идеология воинствующего Шизофреника.
Самое важное – это то, что ранее человек был Человеком Верующим, потом он стал Человеком Разумным, теперь он станет Шизофреником – т.е. Человеком Философствующим.