Список справочных изданий

1. Блинников, Л. В. Великие философы : учеб. словарь-справочник /
Л. В. Блинников. – М., 1998.

2. Голуб, Л. Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему
учениям / Л. Ю. Голуб, О. Ю. Другова, П. Ю. Голуб. – М., 2003.

3. Ивин, А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никофоров. – М., 1997.

4. Мифологический словарь для школ, лицеев, вузов / И. Н. Лосева, Н. С. Капустин, О. Т. Кирсанова, В. Г. Махтамышев. – 3-е изд., перераб.
и доп. – Ростов н/Д ; М., 2000.

5. Мифы народов мира : энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев ;
репринт. изд. «Мифы народов мира» ; в 2 т. – М., 2003.

6. Русская философия : малый энцикл. слов. – М., 1995.

7. Современная западная философия : словарь / сост. и отв. ред.
В. С. Маланов, В. П. Филатов. – М., 1998.

8. Современная философия : словарь и хрестоматия / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д : Феникс, 1997.

9. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кеме­рова. – М., 1998.

10. Философская энциклопедия / науч. совет изд-ва «Советская эн­циклопедия», ин-т философии АН СССР ; гл. ред. Ф. В. Константинов : в 5 т. – М., 1960-1970.

11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1991.

12. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губ-
ский и др. – М., 1999.

V. Формы промежуточного и итогового контроля

Формы контроля Специальность/направление Очное отделение Заочное отделение
семестр семестр
Промежуточные формы контроля      
Контрольная работа Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент -
Промежуточная аттестация Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент 3,4 -
Тестирование Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент 3,4 -
Итоговые формы контроля      
Экзамен Направления: 030900 Книжное дело, 050600 Художественное образование, 070100 Музыкальное искусство, 070200 Театральное искусство, 070600 Дизайн, 070800 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 071200 Библиотечно-информационные ресурсы, 071300 Народная художественная культура, 071500 Народная художественная культура, 071800 Социально-культурная деятельность, 080500 Менеджмент


Обязательным условием допуска студента к экзамену является отчет за выполнение заданий по самостоятельной работе, наличие промежуточной аттестации в каждом семестре. На экзамене студент должен продемонстрировать знание основных философских терминов, особенностей философской методологии, представление об особенностях и содержании философской картины мира, навыки анализа философских текстов, понимание места и значения философии в культуре.

Часть II. Методическое обеспечение дисциплины

I. Методические указания для студентов

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Философия» предполагает овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных за­даний для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции, рекомен­дуемая литература.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвое­ния пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной рабо­ты, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.

Самостоятельная работа при изучении курса философии связана не только с повторением материала лекций по конспектам и изучением учебной и справочной литературы. Необходимо обратиться к хрестоматиям, антологии мировой философии и текстам оригинальных работ философов, что требует определенных усилий, сосредоточенности, систематичности.

Курс философии для студентов дневного отделения предполагает подготовку к семинарским занятиям.

II. Материалы, устанавливающие содержание

И порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Планы семинарских занятий

Тема 1.Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы

и место в духовной культуре

1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззре­ний, их специфика. Мировоззрение и философия.

2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции.

3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору сту­дента).

Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира

1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.

2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: ведан­та, буддизм, джайнизм, локаята).

3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).

4. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные осо­бенности философии «досократиков».

5. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Философские идея Пифагора и пифагорейцев.

6. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.

7. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические идеи.

8. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.

9. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.

10. Основные философские идеи Аристотеля.

11. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков, неоплатоников, эпикурейцев.

Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения

1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.

2. Патристика. Религиозная философия Августина.

3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.

4. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения.

5. Философские идеи гуманистов.

6. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.

7. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Тема 4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII- первая половина XIX вв.)

1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.

2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевро­пейской философии. Проблема метода.

3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.

4. Философские идеи и идеалы Просвещения.

5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).

6. Общая характеристика немецкой классической философии.

7. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.

8. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектиче­ского метода.

9. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.

Тема 5. Отечественная философская мысль XI-XX вв.

1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особен­ности, основная проблематика.

2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Акса­ков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).

4. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

5. Философия Всеединства В. Соловьева.

6. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шес­тов).

7. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)

Тема 6. Философия марксизма, ее судьба

1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки
возникновения марксистской философии.

2. Основные идеи философии К, Маркса и Ф. Энгельса: историали-
стическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека, его свободы, и освобождения.

3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской фило­софии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о государстве и революции.

Тема 7. Западая неклассическая философия XIX - XX вв.

1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис класси­ческого рационализма и поиск новых форм философствования.

2. Постклассика: позитивизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм, постпозитивизм, логический позитивизм.

3. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.

4. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.

5. З. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознательного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального характера в философии неофрейдизма.

6. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер) (по выбору).

7. Философская антропология, ее основные направления (биологи­ческая, религиозная, культурная).

Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии

1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.

2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистиче­ские, плюралистические концепции субстанции.

3. Категория материи в философии. Материя как объективная ре­альность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отраже­ние.

4. Феномен бытия человека.

Тема 9. Сознание как философская проблема

1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание и дух.

2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.

3. Сознание и язык.

4. Сознание индивида и общества. Структура общественного созна­ния: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политиче­ское, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).

Тема 10. Познание как предмет философского анализа

1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в ис­тории философии.

2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.

3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).

4. Проблема истины в философии.

Тема 11. Философское понимание человека

1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.

2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.

3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответст­венность личности. Понятие отчуждения человека.

Тема 12. Основные проблемы социальной философии

1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социальной философии. Типологии общества.

2. Общественное производство, его формы, их характеристика.

3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, пра­вовая, духовная (по выбору студента).

4. Классификация общностей людей, их сущность.

Тема 13. Философия истории

1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в истории.

2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,

3. Периодизация истории.

4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процес­са.

Тема 14. Философия культуры

1. Понятие культуры. Культура и природа.

2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.

3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.

4. Особенности Восточной и Западной культур.

5. Культура и общество.

6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.

Тема 15. Глобальные проблемы современности

1. Проблемы будущего человечества в философии.

2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.

3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.

Наши рекомендации