Занятия семинарского типа

Председатель НМСУ

___________ М.В. Румянцев

подпись инициалы, фамилия

«_____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОсОФИЯ

Дисциплина _Философия________

индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВО и учебным планом

Направление

подготовки/специальность все направления подготовки и специальности

шифр и наименование направления подготовки/специальности

Красноярск 2015

Содержание разделов и тем лекционного курса

  № п/п   № раздела дисциплины       Наименование занятий   Объем в акад. часах
  всего в том числе в инновационной форме
Модуль 1. Генезис и предмет философского знания. Исторические типы философии. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Функции философии. Философия как мыслящее отношение к миру и форма знания. Предметное самоопределение философии. Исторический характер предмета философии. Основные культурно-исторические центры зарождения философии: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция. Античная философия: постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты и Сократ). Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники. Особенности развития философии в средние века. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Философия эпохи Просвещения: культ разума, обоснование связи развития науки и социального прогресса.    
  Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы.Кризис рационализма. Формирование новых направлений философствования: неогегельянство, диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс): принцип материального единства мира и принцип развития, позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж, Ст. Миль): проблема демаркации философии и науки, иррационализм (Кьеркегор), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей). Материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Неопозитивизм и постпозитивизм; прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон); феноменология (Э. Гусерль, М. Хайдеггер); экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х.Гадамер); философская антропология (М. Шелер и др.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).      
Модуль 2. Онтологические проблемы философии Понятие бытия. Многообразие форм бытия. Принцип единства бытия. Материализм и идеализм о единстве бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение, отражение. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в философии и науке. Диалектическое в понимании процессуальной природы бытия. Современная философия и наука о материальном взаимодействии и его формах, о самоорганизации материальных систем. Проблема жизни: конечность и бесконечность, уникальность и множественность жизни во Вселенной; второе начало термодинамики и вопрос о возникновении жизни; современная наука о самоорганизации жизни. Феномен разумной жизни. Специфика человеческого бытия. Бытие и сознание. Сознание и психика. Сознание и мозг. Сознание и деятельность. Сознание и самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. Социокультурная природа сознания как формы бытия.  
Гносеологические проблемы философии Познание как субъект-объектное отношение. Проблема познаваемости мира. Практика и познание. Познание как социально-опосредованное взаимоотношение человека и действительности. Основные формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). Взаимосвязь форм чувственного и рационального познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности). Конвенциалистическая и прагматическая концепции истины. Истина и достоверность. Истина и вера. Истина и заблуждение. Истина как ценность. Истина и правда. Многообразие форм познания и типы рациональности. Типология форм познания. Основные особенности научного познания.  
Модуль 3   Философия и методология науки Наука как форма духовного производства и производительная сила общества. Социальные функции науки: познавательная, мировоззренческая, социально-культурная, практически-действенная. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Познавательные функции науки: описание, объяснение, прогнозирование. Уровни и методы научного познания. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, научные традиции. Истинность и ценность научного знания. Философия о науке. Неопозитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Проблема индукции. Специфика социально-гуманитарного познания. Рациональные реконструкции истории науки (Т. Кун, И. Лакатос). Научные революции и смена типов рациональности.    
Философские проблемы естествознания (по выбору) Философия и естествознание – диалектика взаимоотношений. Научная революция XX века – объективная предпосылка философского осмысления развития естествознания. Философские проблемы естествознания: - социально-культурная обусловленность развития естествознания; - естествознание, техника, производство: превращение естествознания в производительную силу общества; - предмет и метод классического и неклассического естествознания; - философские и собственные основания классического и современного естествознания; - изменение идеала рациональности: классический и неклассический идеалы рациональности; - изменение стиля мышления: классический и неклассический стили мышления в естествознании; - гносеологические и онтологические проблемы в естествознании XX века; - принципы диалектики в современном естествознании; - редукционизм в классической науке и в современном естествознании; - проблема периодизации развития естествознания, структура современного естествознания; - естествознания как инструментальный разум, как форма отчужденной от «жизненного мира»; -гуманизация и гуманитаризация современных естественнонаучных исследований. Философские проблемы социально-гуманитарного познания (по выбору) Социальная философия и философская антропология как философские основания профессиональной деятельности в социальной сфере. Гносеологическая, мировоззренческая, методологическая функции философии в профессиональной деятельности. Обоснование рациональности социально-гуманитарного познания. Выявление философией специфики субъект-объектных отношений в социально-гуманитарной сфере. Обоснование предметной и методологической специфики социально-гуманитарного познания («науки о природе» и «науки о культуре»). «Отнесение к ценностям» и «свобода от оценок» как основополагающие принципы методологии социально-гуманитарного знания. Специфика истины и проблема объективности в социально-гуманитарных науках. Коммуникация и диалог в социальном познании. Философские проблемы в инженерной деятельности (по выбору) Инженерная деятельность и ее историко-культурная эволюция. Функции и основные формы инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, организация производства, проектирование, испытание, отладка, эксплуатация и оценка функционирования технических систем. Инженерная деятельность в условиях современной техногенной цивилизации. Системотехника как тип особой комплексной инженерной деятельности, синтезирующей процесс получения нового знания и процесс его практического применения. Современные технологии как продукт деятельности инженеров-универсалов. Социотехническая деятельность и ее социально-экономическая и гуманитарная направленность. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий инженерно-технической деятельности. Инженерная этика и проблема профессиональной ответственности.  
Модуль 4 Проблема человека в философии Специфика философского постижения человека. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Человек, индивид, личность. Становление человека в процессе антропосоциогенеза; роль предметно-практической деятельности человека в формировании личности. Проблема свободы человека. Волюнтаризм и фатализм в решении проблемы свободы. Проблема смысла жизни. Творчество. Смерть и бессмертие человека. Ценность, оценка, ценностная ориентация человека в мире? Нравственные и эстетические ценности. Проблемы дегуманизации в современную эпоху. Отчуждение человека. Одномерный человек и общество потребления. Человек и массовая культура.      
Предмет социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Общество как система отношений и деятельности. Определение понятия «общество». Системный подход к анализу общества. Сферы общественных отношений. Деятельность как субстанция социальной жизни. Субъекты деятельности ее цели и средства. Виды социальной деятельности. Формы социальной организации общества. Характеристика этноисторических форм: род, племя, народность (этнос), нация, семья. Социально-стратификационная организация общества: сословия, классы, страты, социальные слои, социальные группы. Социальная мобильность. Культура и цивилизация как способы и формы социального бытия. Сущностные составляющие культуры: духовно-идеологическая (состояние сознания); технологическая; аксиологические основания культуры. Человек – творение и творец культуры. Цивилизация как конкретно-историческая культурная целостность. Исторические типы цивилизаций. Политическая организация общества. Государство и гражданское общество. Политическая культура.  
Философия истории Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Проблема исторических законов. Унитарно-стадиальные и плюрально-циклические подходы к объяснению исторического развития общества. Теория общественного прогресса и ее критики. Модернизационные формы социального развития и исторические типы модернизаций. Эволюции, революции и реформы в историческом развитии общества. Концептуальные модели понимания исторического процесса: классическая, неклассическая и постнекласические формы познания истории.  


Занятия семинарского типа

  № п/п   № раздела дисциплины       Наименование занятий   Объем в акад. часах
  всего в том числе в инновационной форме
Модуль 1. Генезис и предмет философского знания 1.Становление философии: мифология, пра-философия, философия. Особенности формирования Восточного и Западного стилей мышления. Предмет философии. 2.Философия и жизнь (функции философии): - философия в системе ценностей; - философия и религиозное сознание; - философияинаука. 3. Основные культурно-исторические центры зарождения философии: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция. 4. Исторический характер предмета философии.    
Философия Древнего мира. Теоцентризм средневековой философии. Антропоцентризм философии Возрождения. 1. Основополагающие принципы основных школ и направлений древнеиндийской философии. 2. Характерные черты философии Древнего Китая. 3. Основные идеи античной философии. Место античной философии в истории развития европейской культуры. 4. Патристика и схоластика. Проблемы средневековой философии. 5. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.  
Философия XVII-XIX в.в. 1. Сенсуалистический материализм Ф. Бэкона и Д. Локка. Индуктивный метод. 2. Методология классического рационализма: Р. Декарт, Г. Лейбниц. 3. Проблема достоверности знания: Агностицизм. Субъективный идеализм (Д. Беркли и Д. Юм). 4. Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. 5. Философское учение И. Канта: Идея критической философии. Теория познания: априоризм и агностицизм; антиномии. Этика Канта: автономия нравственной сферы человеческой деятельности. Проблема свободы. 6. Философия Г. Гегеля: диалектический метод, абсолютная идея, диалектика духа.    
Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. 1. Кризис рационализма. Иррационализм С. Кьеркегора. 2. Философия жизни Ф. Ницше. 3. Позитивизм О. Конта. 4. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс): принцип материального единства мира и принцип развития. 5. Неокантианство: трансцендентальный метод.  
Современная Западная философия. Русская философия на рубеже XIX-XX вв. 1. Основные идеи философии науки неопозитивизма. 2. Основные идеи философии науки постпозитивизма.3. Феноменология Э. Гусерля.4. Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). 5. Вл. Соловьев: идея всеединства, философия нравственности («Оправдание добра»).6. Н. Бердяев: Философия свободы. Русская идея и русский коммунизм.7. Философия русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский.    
Модуль 2. Бытие как проблема философии 1. Категория бытия в философии. Понятия: бытие, субстанция, материя, дух, природа. Многообразие форм бытия. Принцип единства бытия. 2. Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение, отражение. 3. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в философии и науке. 4. Принципы и законы диалектики в понимании процессуальной природы бытия. 5. Современная философия и наука о материальном взаимодействии и его формах, о самоорганизации материальных систем.  
Проблема жизни и сознания в философии и науке. 1. Проблема жизни: конечность и бесконечность, уникальность и множественность жизни во Вселенной; 2. Проблема жизни: второе начало термодинамики и вопрос о возникновении жизни. Современная наука о самоорганизации жизни. 3. Специфика человеческого бытия. Место человека в мире. 4. Проблема сознания в истории философского познания (попытки определения). 5. Происхождение сознания: мозг, психика, предметно-практическая деятельность, знак (значение), язык, образ, мысль. 6. Проблема идеального.  
Проблема познания в философии. 1. Понятие гносеологии и ее предмета. Соотношение гносеологии и онтологии. 2. Природа познавательного отношения. Субъект, объект и предмет познания.3. Этапы и уровни познания. 4. Специфика чувственного познания. Основные формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). 5. Специфика рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). 7.  
Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания. 1. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности). 2. Конвенциалистическая и прагматическая концепции истины. 3. Истина и достоверность. Истина и вера. Истина и заблуждение. Истина как ценность. Истина и правда. 4. Проблема познаваемости мира. 5. Многообразие форм познания и типы рациональности. Основные особенности научного познания.  
Философия о науке. Роль научного познания в развитии общества. 1. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. 2. Социальные функции науки: познавательная, мировоззренческая, социально-культурная, практически-действенная. 3. Сциентизм и антисциентизм, наукофобия. 4. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.  
  Модуль 4 Философия и методология науки. 1. Теории развития научного знания. 2. Познавательные функции науки: описание, объяснение, прогнозирование. 3. Уровни и методы научного познания. 4. Формы развития научного знания: проблема, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, научные традиции. 5. Истинность и ценность научного знания. 6. Специфика социально-гуманитарного познания.  
Философские проблемы естествознания (по выбору) 1. Научная революция XX века – объективная предпосылка философского осмысления развития естествознания. 2. Естествознание как знание о природе и производительная сила общества. 3. Предмет и метод классического и современного естествознания 4. Изменение типа научной рациональности в современном естествознании. 5. Гуманизация и гуманитаризация современных естественнонаучных исследований.   Философские проблемы социально-гуманитарного познания (по выбору) 1. Социальная философия и социология: общее и особенное. Модели социальной реальности. 2. Философия и право: правовая онтология, правовая гносеология, правовая аксиология. 3. Философские стратегии анализа текста (семиотика, герменевтика, постструктурализм) и науки о языке. 4. Философия и психология: генетический и морфологический анализ психики. 5. Философия о предметной и методологической специфике исторического познания. 6. Эволюция парадигмальных оснований образования и философия.   Философские проблемы в инженерной деятельности (по выбору) 1. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Инженерная деятельность как массовая профессия. 2. Этапы развития инженерной деятельности: классическая инженерная деятельность; системотехника и социотехническое проектирование. 3. Инженерная деятельность в условиях современной цивилизации. Оценка техногенных, социогенных, экологических рисков. 7. Профессиональная ответственность и инженерная этика.  
Проблема человека в философии XIX –XX вв. 1. Решение проблемы человека в немецкой классической философии. 2. Марксизм: человек как общественное, предметно-действующее существо. 3. Ф. Ницше о человеке, последнем человеке и сверхчеловеке. 4. Проблема человека в русской философии. 5. Основные антропологические парадигмы философии 20-21 в.в.  
  Сущность и существование человека. 1. Социальная сущность человека. Отношение биологического и социального в человеке. 2. Понятие антропосоциогенеза. Движущие силы развития человека. 3. Понятие личности. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Личность и деятельность. 4. Проблемы дегуманизации в современную эпоху. Отчуждение человека.  
  Проблема смысла жизни человека и ценностные ориентации 1. Проблема выбора. Творчество и свобода. Свобода и ответственность. 2. Человек в историческом процессе. Личность и массы. Роль выдающейся личности. 3. Проблема смысла жизни. 4. Смерть и бессмертие как предмет философской рефлексии. 5. Свобода и детерминизм в человеческом бытии. 6. Свобода и ответственность.  
  Предмет социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. 1. Предмет социальной философии. 2. Системный подход к анализу общества. 3. Сферы общественных отношений. 4. Исторические формы общности людей: род, племя, народность (этнос), нация, семья. 5. Социально-стратификационная организация общества: сословия, классы, страты, социальные слои, социальные группы. 6. Социальная мобильность.  
  Политическая организация общества. Культура и цивилизация. 1. Культура и цивилизация как способы и формы социального бытия. Проблема взаимоотношений культуры и цивилизации в современном мире. 2. Типы цивилизации. Критерии их типологии и уровня развития. 3. Политическая структура общества. Государство (понятие, возникновение, признаки, функции, типы государства). 4. Гражданское общество и государство. 5. Политическая культура и критерии ее развития.  
  Философия истории 1. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. 2. Проблема исторических законов. 3. Теория общественного прогресса и ее критики. 4. Унитарно-стадиальные подходы к объяснению исторического развития общества. 5. Плюрально-циклические подходы к объяснению исторического развития общества. 6. Источники, механизм и формы развития. Движущие силы и субъекты исторического процесса. 7. Логика истории и ее смысл.  

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

Наши рекомендации