ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИИ (сер. I до Р.Х.€

Положение изменяется в I в. до Р.Х., ближе к его середине. Это время бурных исторических перемен, когда на смену эллинистическому миру приходит Pax Romana – римский мир, а само римское государство трансформируется из республики в своеобразную "конституционную монархию" – принципат. Одновременно с изменением общества происходит подъем культурного творчества. В сфере философской мысли это выразилось в появлении ряда мыслителей, трудами которых обновляются сложившиеся философские традиции.

Во-первых, происходит проникновение греческой философии в римскую культуру. Уже в 156 г. до Р.Х. произошло первое непосредственное знакомство римлян с греческой философией благодаря посольству из пяти философов (в их числе – академик Карнеад), прибывшему в Рим для переговоров. В дальнейшем оно расширялось благодаря деятельности греческих философов, живших в Риме (особую роль сыграл стоик Панэций). Образованные римляне постепенно приобретали вкус к философскому мышлению и уже к середине I в. до Р.Х. смогли выдвинуть первых заметных мыслителей. Среди них прежде всего следует назвать Цицерона, с которого начинается отсчет истории римской философии.

Во-вторых, благодаря деятельности Андроника Родосского (глава Ликея в 70–50 гг. до Р.Х.) были систематизированы и изданы важнейшие, дотоле неизвестные философские сочинения Аристотеля. С этих пор перипатетическая школа получила мощный толчок и прочную основу своего развития. Исследование и комментирование аристотелевских сочинений становится отныне не только центром работы Ликея на протяжении последующих нескольких столетий, но и одной из важнейших форм развития философской мысли вообще – что справедливо как для поздней античности, так и для арабской и затем европейской средневековой философии.

В-третьих, появляются мыслители, чье творчество придало новый импульс развитию ранее сложившихся философских направлений. Эпикуреизм и атомизм получают емкое и образное выражение в поэме Лукреция Кара (99–55 до Р.Х.); благодаря Энесидему возрождается классический, пирроновский скептицизм, который к тому времени казался "умершим учением". Самым популярным философским направлением становится стоицизм, чему он во многом обязан трудам Посидония (135–51 до Р.Х.).

В целом период весьма оживленного интеллектуального творчества и ощутимого влияния философии на умонастроения эпохи продолжается вплоть до последних десятилетий II века уже нашей эры. Его достоянием стало, в частности, развитие и систематизация скептической традиции в трудах Агриппы и Секста Эмпирика. Но, бесспорно, важнейшим плодом философского духа стал римский стоицизм, представленный в первую очередь тремя известными мыслителями: Сенекой (5 до Р.Х.–65 н.э.), Эпиктетом (50–138) и Марком Аврелием (121–180). В это же время развертывается состязание античной образованности и новой, христианской духовности, достоинство которой отстаивается писателями-апологетами.

Характерной чертой эпохи стал философский эклектизм: мышление все чаще стремится свести воедино наиболее эффективные и емкие элементы различных учений. Установка эклектического философствования в полной мере проявила себя уже в творчестве Посидония, а со времен Цицерона (106–43 до Р.Х.) (может быть самого замечательного эклектика античности) она стала общей нормой мышления.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД (III–V вв. н.э.)

На протяжении первых веков новой эры античная философия испытывает нарастающее воздействие иных культурных начал и традиций, главным образом восточных. Среди них ведущую роль играют религиозные учения: христианство, гностицизм, митраизм, манихейство. Во многом под их влиянием философия стремится к симбиозу с религиозно-мистическим опытом. Отношение человека с Богом становится в центр философских исканий. Возникает последняя великая философия античности – неоплатонизм. Ее основоположником стал Плотин (III в.), продолжателями – Порфирий, Ямвлих и Прокл.

ПЕРИПАТЕТИЗМ

ТЕОФРАСТ (372–ок. 287 до Р.Х.)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Теофраст родился на острове Лесбос, удаленном от эллинских центров образованности. В молодости он повстречал одного из учеников Платона, который пробудил в нем интерес к философии. Теофраст приезжает в Афины и становится слушателем платоновской Академии. Там он знакомится с Аристотелем: начинается их крепкая дружба, длившаяся всю жизнь. Когда Аристотель покидает Афины, Теофраст уезжает вместе с ним. И все последующие годы, вплоть до кончины великого Стагирита, они неразлучны. После фактического изгнания Аристотеля из Афин (323 г. до Р.Х.) Теофраст становится главой Ликея, пребывая на этом посту 35 лет, почти до самой смерти.

"Теофраст" – не подлинное имя, а прозвище философа, данное ему Аристотелем. Оно значит "Богоречивый". И действительно, редкое разнообразие, основательность и ясность многочисленных Теофрастовых сочинений полностью его оправдывает. Философ сознательно отказался от личной жизни, не имел ни семьи, ни детей, чтобы всецело посвятить себя ученым изысканиям. Ему принадлежат труды по логике, поэтике, естественным вопросам, политике, этике; нет, пожалуй, области, которую бы Теофраст обошел вниманием. Если мы называли Аристотеля великим систематизатором познаний своей эпохи, то с неменьшим основанием это можно отнести и к Теофрасту. А учитывая многолетнее сотрудничество двух мыслителей, можно предположить, что как раз Теофрасту принадлежит в этой работе решающая роль. Во всяком случае, именно он стал автором первой систематизированной истории философии, которая называлась "Мнения физиков". К ней восходят все последующие извлечения из досократических философов и их главные характеристики. Вероятно, уже Аристотель в своем историко-философском очерке в "Метафизике" опирается на Теофраста. За свои работы о растениях Теофраст получил почетное прозвище "отца ботаники", а сочинение "Характеры" позволяет говорить о нем, наряду с Аристотелем, как об основоположнике психологии.

Теофраст дожил до весьма почтенного (85 лет) возраста, до последних дней сохранив деятельный ум и творческую продуктивность. Чувствуя приближение смерти, он горько сетовал на то, что мы умираем, едва начав жить.

МЕСТО В ИСТОРИИ МЫСЛИ

Теофраст, подобно ранее жившим Фалесу или Демокриту, стоит на рубеже двух эпох мысли и истории. Фалеса мы характеризовали и как одного из семи мудрецов, и как первого философа. Демокрит сохраняет верность главной – космогонической – теме досократической эпохи, но основные вопросы этой темы решает вопреки всем традициям раннефилософского мышления. В творчестве Теофраста также налицо сочетание двух различных качеств. Он является добросовестным приверженцем аристотелевского учения и следует его основным установкам. В то же время сохранение верности своему великому другу и учителю не помешало Теофрасту существенно переориентировать перипатетическую мысль и всю работу Ликея в соответствии с духом новой, эллинистической эпохи. Интерес к миру в его конкретности, присущий уже Аристотелю и философски обоснованный им, теперь становится самоочевидной и безусловной основой всех исследований и трудов школы.

Наши рекомендации