Оценка « 4» составляет 21-25 правильных ответов

Оценка « 3» составляет 16-20 правильных ответов

Оценка «2» составляет 0-15 правильных ответов

6. Критерии оценивания

  1. Текущий контроль

Работа студентов оценивается в соответствие с балльно-рейтинговой системой. Общая оценка за весь курс составляет 100 баллов. Из которых 60 баллов приходится на текущие и промежуточные мероприятия, 40 баллов — на итоговые мероприятия.

В процессе текущего контроля учитывается:

ñ посещение лекций и семинаров — 0,5 балла (за каждое занятие),

ñ работа на семинарах- max 3 балла (за каждое занятие),

ñ выполнение контрольной работы по отдельной теме — max 1 балл,

ñ выполнение тестового задания по отдельной теме — max 1 балл,

ñ отработка пропущенного занятия в виде собеседования или проверочной работы — max 0,5 балла,

ñ конспект первоисточника — max 0,5 балла,

ñ рецензия рекомендованной статьи или доклада студента — max 0,5 балла,

ñ эссе по выбранной теме — max 0,5 балла,

ñ доклад по выбранной теме — max 0,5 балла,

ñ отчет о посещении музея, выставки, театра — max 0,5 балла.

2.Промежуточный контроль

В процессе промежуточного контроля каждый студент может набрать максимально 60 баллов за аудиторную работу, из которых 40 баллов являются допуском к зачету:

ñ промежуточное тестирование или контрольная работа по каждому модулю — max 3 балла,

ñ каждая промежуточная аттестация (3 раза в семестр) — max 20 баллов, min 13,3.

3.Итоговый контроль

В процессе итогового контроля каждый студент может заработать 20 — 40 баллов.

ñ Интернет-тестирование по окончанию курса — 5 баллов,

ñ подготовка реферата (контрольной работы) по предложенной проблематике — max 7 баллов (с учетом всех методических требований),

ñ зачет(экзамен) по окончанию курса — 20-40 баллов.

4. Подготовка и защита реферата (контрольной работы)

Объем реферата (контрольной работы) – не менее 12 стр. Обязательно использование не менее 3 отечественных и не менее 1 иностранного источника, опубликованных в последние 10 лет. Возможно использование электронных баз данных.

Процедура защиты реферата/ контрольной работы (если требуется): ответы на вопросы преподавателя, выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением.

Критерии оценивания

§ соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы — 0,5 баллов;

§ соответствие целям и задачам дисциплины — 0,5 баллов;

§ постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение — 0,5 баллов;

§ логичность и последовательность в изложении материала — 0,5 баллов;

§ способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой — 0,5 баллов;

§ объем исследованной литературы и других источников информации — 0,5 баллов;

§ владение иностранными языками, использование иностранных источников — 0,5 баллов;

§ способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса — 0,5 баллов;

§ умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию — 0,5 баллов;

§ навыки планирования и управления временем при выполнении работы — 0,5 баллов;

§ обоснованность выводов — 0,5 баллов;

§ наличие авторской аннотации к реферату — 0,5 баллов;

§ правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т. д.) — 0,5 баллов;

§ соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) — 0,5 баллов.

Приложение 5
к рабочей программе дисциплины
«Философия»

методика рейтингового контроля знаний студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Рейтинговый балл (рейтинг) студента R – это сумма баллов по 100– балльной шкале. Контроль знаний студента ведется непрерывно и имеет два уровня: контроль текущей работы в семестре и итоговый контроль (итоговая аттестация) в виде экзамена. Из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и до 40 за итоговую.

Текущая успеваемость отслеживается в течение контрольных недель.

Промежуточный рейтинг (межсессионная аттестация) студентов семестре осуществляется на 3-х контрольных точках: на 8-й и 12-й и 17-й неделях семестра. Итоговая оценка по промежуточному рейтингу определяется по окончании всех занятий на зачетной неделе семестра как сумма баллов по результатам всех запланированных в семестре контрольных мероприятий.

Во время текущей аттестации оцениваются:

ñ работа на семинарах и лекциях,

ñ результаты выполнения индивидуальных заданий в качестве самостоятельной работы,

ñ результаты тестов и проверочных работ.

Выполнение и сдача студентом всех указанных учебных поручений является допуском к экзамену.

Пропущенные в течение семестра занятия должны быть отработаны студентом на дополнительных занятиях, проводимых преподавателем по расписанию, утвержденному на кафедре.

Распределение баллов по видам учебных поручений и их перечень приведены в приложении (таблица 1).

За работу в семестре студент может набрать минимальное число баллов 40, максимальное – 60. Эти баллы являются условием допуска к экзамену.

1. Если студент набрал за семестр менее 40 баллов, то для получения необходимого количества баллов для допуска к зачету/ экзамену он должен пройти все формы текущего контроля.

2. Для повышения рейтинговой оценки он может выполнить дополнительные задания, предложенные преподавателем.

3. Также будет учитываться временной коэффициент Кв :

1,2 – досрочное выполнение учебных поручений;

0,8 – за задержку сдачи работы.

4. Студент, набравший в течение семестра по рейтингу 56–60 баллов, может получить экзаменационную оценку без сдачи экзамена с применением коэффициента 1,6 (экзамен – «автомат»).

На зачете (экзамене) каждому студенту, получившему допуск, предлагается выполнить индивидуальное задание. Минимальное количество баллов зачета составляет 11 балл, максимальное – 40.

Итоговая оценка по дисциплине «Философия» выставляется в экзаменационную ведомость в соответствии со следующей шкалой:

Первая составляющая:

Определяется преподавателем, читающим дисциплину, прописывается в УМКД

и доводится до сведения студентов на первом занятии

Например, семестр в 17 недель

Позиция балл замечание
Посещение занятий (без учета 1 и последней недели) 1 балл в неделю
Рубежный контроль 1 (9-я неделя)  
Рубежный контроль 2 (14-я неделя)  
Выполнение семестрового плана самостоятельной работы  
Итого:  

Баллы за рубежный контроль определяются в зависимости от объёма, изученных и контролируемых дидактических единиц.

Вторая составляющая - промежуточный аттестация (см. стр 2 Положения о БРС): Экзамен/зачет - до 40 баллов (проверяются остаточные знания)

Если в семестре набрано 60 баллов, тогда минимальный бал, который необходимо набрать для прохождения рубежного контроля составит 1 балл, что соответствует итоговой оценке (60+1=61 балл) "удовлетворительно (посредственно)/зачет"

Если в семестре набрано 40 баллов, тогда минимальный бал, который необходимо набрать для прохождения рубежного контроля составит 21 балл, что соответствует итоговой оценке (40+21=61 балл) "удовлетворительно (посредственно)/зачет"

При получении в период промежуточной аттестации менее 40 баллов студент не допускается к сдаче экзамена (зачета), и ему в экзаменационную (зачетную) ведомость вносится преподавателем запись «не допущен».

Суммарно по обеим составляющим - итоговая оценка:

балл оценка буква значение Оценка в зачетно-экзаменационной ведомости
96-100 А отлично Отлично
91 -95 А-
88-90 В+ очень хорошо Хорошо
84-87 В
81 -83 В- хорошо
78-80 С+
74-77 С
71 -73 С- удовлетворительно Удовлетворительно
68-70 D+
64-67 D посредственно
61 -63 D-
21 -60 FX плохо (с правом пересдачи) Не заносится
0-20 F очень плохо (без права пересдачи)

Для учебных дисциплин, изучаемых в нескольких семестрах, итоговая оценка определяется по формуле:

0=(01*Z1+ 02*Z2+...+ On*Zn)/(Z1+Z2+...+Zn), где Ok - баллы, набранные студентом в к семестре, Zk - количество зачетных единиц дисциплины в к семестре.

X. ГЛОССАРИЙ

Абсолютная истина ¾ полное, исчерпывающее знание предмета, которое не может быть дополнено или уточнено когда-либо в будущем.

Абстрагирование ¾ метод теоретического познания, полагающий, что наше мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны для нас в настоящий момент.

Абстрактное (абстракция) ¾ результат мысленного выделения отдельных сторон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений.

Агностицизм ¾ философская позиция, в соответствии с которой полное познание человеком объективной действительности в принципе невозможно.

Аксиология (от греч. axios ¾ ценности, logos ¾ знание) ¾ особый раздел философии, предметом которого являются ценности.

Аксиоматический метод ¾ такая организация теоретического знания, при которой формулируются исходные суждения, принимаемые без доказательств.

Анализ ¾ метод теоретического познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части с целью познания.

Аналогия ¾ сходство предметов в некоторых признаках.

Антагонизм ¾ вид противоречия, одна сторона которого существует за счет другой

Антинаука ¾ разновидность знания, пропагандирующая мистические учения, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации.

Антиномия ¾ противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.

Антисциентизм ¾ мировоззренческая позиция, в соответствии с которой роль и значение науки в жизни общества оценивается отрицательно.

Антропология ¾ совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропология фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны, на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое.

Антропоцентризм ¾ философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.

Априорный ¾ доопытный. Образ, идея, понятие, сформировавшееся у человека до опыта, независимо от опыта.

Атеизм ¾ философская (мировоззренческая) позиция, отрицающая существование бога.

Атрибут ¾ неотъемлемое свойство.

Бытие ¾ исходная и наиболее общая категория философии, выражающая самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т. п., а именно ¾ их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т. п.

Вера ¾ 1) способность признавать адекватность своих чувственных образов вещам и явлениям, которые мы воспринимаем; 2) способность признавать в качестве истинных и не требующих обоснования те знания, которые были уже доказаны и получили выражение в письменных или устных высказываниях.

Возможность ¾ философская категория, выражающая объективные тенденции развития и возникающая на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изменяющейся вещи.

Восприятие ¾ форма чувственного познания, представляющая собой целостный чувственный образ, возникающий при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Время ¾ философская категория, представляющая собой порядок следования событий и последовательность, которым присущи длительность, необратимость и изотропность, т. е. равноправность всех возможных направлений.

Всеобщее ¾ категория, обозначающая свойства, которые обусловливают сходство отдельного со всеми предметами некоторого класса.

Генезис (греч. ¾ genesis) ¾ происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта.

Географический детерминизм ¾ направление в истории, социологии, этнографии и других общественных науках, утверждающее, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью объясняется их географическим положением и природными условиями.

Географический индетерминизм ¾ направление географической школы, отрицающее причинность во взаимодействии природы и общества.

Герменевтика ¾ в философии ¾ искусство понимания истории, культуры, чужой индивидуальности.

Гипотеза ¾ идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов.

Глобализация ¾ процесс планетарного становления целостных структур в различных сферах общественной жизни.

Глобальные проблемы ¾ проблемы, решение которых предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как нерешенность глобальных проблем грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Гносеологический оптимизм ¾ одна из позиций по вопросу о познаваемости мира, в соответствии с которой считается, что познавательные возможности человека не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира.

Гносеология ¾ теория познания.

Государство ¾ важнейший социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений.

Гуманизм ¾ направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как «меру всех вещей».

Движение ¾ философская категория, представляющая собой не только механическое перемещение различных тел в пространстве, но и любое изменение состояний природных процессов и явлений.

Дедуктивный метод ¾ метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих суждений, аксиом, правил, законов.

Деизм ¾ философская (мировоззренческая) позиция, в соответствии с которой Бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Действительность ¾ 1) наличное бытие; мир, в котором мы живем; наше сознание как образ мира; 2) реализованная возможность.

Детерминизм ¾ философское учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

Деятельность ¾ 1) в социальной философии ¾ способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром; 2) в философии ¾ особая форма активности, присущая человеку и имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира; 3) в психологии ¾ динамическая система отношений человека с миром, сопровождающаяся возникновением у субъекта психического образа и воплощением его в объекте, т. е. деятельность представляет собой такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет своей предпосылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования.

Диалектика ¾ философское учение о движении, развитии, изменении.

Диалектическое противоречие ¾ опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей.

Дискретный ¾ прерывистый.

Догматизм ¾ одностороннее, некритическое мышление, принимающее то или иное положение за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этнонаука» (народное знание) и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и т. д. знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями.

Дуализм ¾ философское направление, представители которого считают материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Единичное ¾ категория, обозначающая свойства, присущие только данному объекту.

Законы науки ¾ такие законы, которые раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями.

Знак ¾ материальный, чувственно воспринимаемый предмет, представляющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для передачи, хранения или переработки сообщения.

Игра ¾ действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, вне сферы материальной пользы или необходимости. (Й. Хейзинга)

Идеал ¾ мысленный образ совершенства и завершенности, духовное выражение потребностей человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества.

Идеализм ¾ философское направление, которое исходит из того, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее.

Идеология ¾ структурный элемент общественного сознания, представляющий собой совокупность идей, взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений.

Инвариант ¾ единица языка, выражающая понятие, содержанием которого является относительно стабильная совокупность основных признаков всех конкретных реализаций некоторого класса явлений.

Индивидуализм ¾ особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому.

Индивидуальное сознание ¾ субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей.

Индивидуальность ¾ неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой.

Индукция ¾ метод теоретического познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов.

Интеллект ¾ совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.

Интуитивизм ¾ направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.

Иррационализм ¾ позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.

Искусство ¾ термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире ¾ эстетически выразительных форм.

История философии ¾ дисциплина, которая изучает зарождение, становление и развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений, направлений.

Категории диалектики ¾ форма познания универсальных связей бытия.

Категория (греч. kategoria ¾ определение, суждение) ¾ предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.

Каузальность ¾ причинность, закономерная связь причины и следствия.

Качество ¾ внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, необходимых и достаточных для отличения предмета в данном отношении.

Классы ¾ социальные группы, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.

Количество ¾ степень выраженности, интенсивности некоторого свойства предмета.

Коллектив ¾ малая социальная группа, объединенная общей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т. д. коллективы).

Коммуникация в широком смысле ¾ общение. В экзистенциализме ¾ вид общения, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.

Коэволюция ¾ совместная эволюция.

Креационизм ¾ религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.

Культура (от лат. cultura ¾ возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) ¾ система материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Личность ¾ явление социальное, отражающее то, как человек воспринимается, характеризуется, оценивается окружающими его другими людьми.

Логика ¾ наука, изучающая формы, законы и приемы мышления, с помощью которых человек осуществляет познание.

Магия (от греч. mageia ¾ волшебство) ¾ одна из форм первобытной религии, в основе которой лежит вера в то, что без помощи естественных сил можно неким таинственным образом, например совокупностью обрядов, специфических действий, воздействовать на вещи, людей, животных и даже на потусторонние силы ¾ духов, демонов и т. п.

Марксизм ¾ идейное течение модернистского типа второй половины ХIX-XX вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для марксизма самого Маркса выступала идея коммунизма ¾ процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; сопряженное упразднение капитала будет означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества.

Массовая культура ¾ вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех и распространяемых средствами массовой информации.

Материализм ¾ философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания.

Материальное производство ¾ производство, непосредственным образом связанное с изготовлением материальных предметов, вещей, вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг (например, перевозка груза, стирка одежды), выполнение строительных, монтажных, земельных, ремонтных работ.

Материя ¾ философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Мера ¾ границы бытия предмета, которые определяются характером количественных и качественных изменений его свойств; это предел, при котором количественные изменения не разрушают качественной определенности вещи.

Метафизика ¾ в догегелевской и современной западной философиинаука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употребляющийся как синоним философии.

Метод (от греч. methodos ¾ путь, исследование, прослеживание) ¾ определенный способ достижения той или иной цели, а также совокупность приемов или операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности.

Метод идеализации ¾ метод теоретического познания, при котором происходит мысленное упрощение действительности.

Метод научного познания ¾ система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание.

Метод формализации (структурный метод) ¾ метод познания, сущность которого состоит в выявлении отношений между частями, элементами предмета независимо от их содержания.

Методология ¾ учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.

Мировоззрение ¾ система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировосприятие ¾ представление окружающего мира в идеальных образах.

Мироощущение ¾ чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений.

Миропонимание ¾ познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.

Миф (от греч. mythos ¾ повествование, сказание) ¾ упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Модус ¾ временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монизм ¾ мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала.

Монотеистические религии (от греч. mono ¾ один и theos ¾ бог) ¾ религиозные верования, основанные на поклонении одному богу: иудаизм, буддизм, христианство.

Мораль ¾ совокупность правил поведения, подкрепляемых общественным мнением (одобрением или осуждением поступка).

Мудрость ¾ эталон целостного понимания мира и места в нем человека.

Мышление ¾ процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности.

Наблюдение ¾ целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта.

Натурфилософия ¾ первая историческая форма философии; умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности

Наука ¾ сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

Научная проблема ¾ осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний.

Научно-техническая революция (НТР) ¾ коренное преобразование производительных сил на основе познания и овладения новыми, более глубокими свойствами и законами природы, усиление взаимодействия науки, техники и производства, процесс интенсивного превращения науки в непосредственную производительную силу.

Научно-технический прогресс (НТП) ¾ единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей НТП ускоряется, что позволяет превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения достижений естественных и других наук.

Научное знание ¾ система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научный факт ¾ форма существования эмпирического знания.

Нация ¾ общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях.

Необходимость ¾ то, что можетпроизойти, то, что возможно.

Неотомизм ¾ философская доктрина католицизма, характеризующаяся: признанием независимого от человеческого сознания существования природы и общества, которые в то же время считаются продуктами творческой деятельности Бога; провозглашением превосходства истин откровения над истинами разума; теологическими истолкованиями научных теорий и др.

Ноосфера ¾ сфера разума или такое состояние биосферы, когда разумная деятельность людей оказывается определяющим фактором ее развития.

Норма ¾ общепризнанное правило, образец действия или поведения

Обобщение ¾ метод теоретического познания, который предполагает нахождение общих свойств, связей и отношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свидетельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений.

Общественное производство ¾ многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни: воспроизводство самих людей; материальное производство, т. е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т. е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, целостность и организованность общества.

Общественное сознание ¾ сознание, характеризующее коллективные представления, формирующиеся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов ¾ материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Общественные отношения ¾ многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения ¾ важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено.

Общество ¾ такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Объективный идеализм ¾ разновидность идеализма, когда признается нечто нематериальное и не зависящее от человеческого сознания (т. е. существующее объективно).

Объяснение ¾ раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира, с одной стороны, и установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений ¾ с другой.

Обыденное знание ¾ вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей.

Обыденное познание ¾ житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т. д.

Онтология (от греч. ontos ¾ сущее, logos ¾ слово, учение) ¾ учение о сущем.

Описание ¾ упорядоченное изложение процесса и результатов познания, уточняющее чувственный или мысленный образ познаваемого объекта.

Опыт ¾ 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности.

Отдельное ¾ относительно обособленный, качественно определенный фрагмент бытия, синоним понятия «вещь».

Отношение ¾ способ сопричастного бытиявещей, как условие и реализация скрытых в них свойств.

Отражение ¾ всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе.

Отрицание ¾ категория, определяющаяся в марксистской (и гегелевской) диалектике как необходимое условие развития: не может быть развития, которое не отрицает своих прежних форм существования (по Ф. Энгельсу).

Отчуждение ¾ объективный процесс, характеризующийся превращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в не зависящие от его воли и противостоящие ему силы.

Ощущения ¾ форма чувственного познания, представляющая собой продукт взаимодействия человека и природы и генетически, и процессуально.

Пантеизм ¾ философское учение, отождествляющее Бога с природой.

Парадигма ¾ совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.

Персонализм ¾ концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценностиличности как таковой.

Перцепция ¾ восприятие.

Племя ¾ объединение двух и более родов, насчитывающее от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Плюрализм (лат. pluralis ¾ множественный) ¾ философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. Плюрализм проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т. д.

Позитивизм (лат. positivus ¾ положительный) ¾ 1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос позитивизма заключается в отказе от философии («метафизики») в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; 2) философское направление, фундированное означенной установкой.<

Наши рекомендации