Семинар (коллоквиум) 2
Тема – Современные дискуссии в области методологии гуманитарных наук
Вопросы и задания
1. Основные направления модификации феноменолого – герменевтической программы во второй половине XX века.
2. «Прививка» аналитической философии к древу герменевтики (К.О. Апель, Ю. Хабермас).
3. Когнитивный подход в методологии гуманитарных наук.
4. Социологический подход в современной методологии гуманитарных наук (неомарксизм, П. Бурдье): методологические аспекты.
5. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки: отказ от нормативных критериев научности
6. Принцип «критической проверки» и его онтологическая подоплека
7. Поструктуралистские идеи в современной методологии гуманитарных наук
Письменное задание
1. Подготовить сравнительную таблицу основных аспектов коммуникативности в социально – гуманитарных науках
объяснение | понимание | язык | текст | интерпритация |
2. Подготовить сравнительную таблицу диалектика веры и сомнения как «форм жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах социально – гуманитарного знания
вера | знание | достоверность | сомнение | «укорененность веры» |
3. Подготовить сравнительную таблицу основных исследовательских программ в социально – гуманитарных науках
линии сравнения | натуралистическая | антинатуралистическая |
Контрольные вопросы
1. Эволюция аналитической программы, ее современное состояние и основные оппоненты
2. Фаллибилизм и возможность точного знания
3. Идея диалого и действенно – исторического сознания Х.Г. Гадамера
4. Поступок и ценность по Сартру: проблемы коммуникации в обществе
5. Знак в интерпретации Ч. Пирса и идея трансформации в философии К.О. Апеля
6. Проблема врожденности языковых структур и понятие «языковой инстинкт»
7. Критика традиционных методов гуманитарных наук: психологизма и историзма. Принцип «критической проверки».
Литература
Основная
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996
Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998
Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002
Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001
Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992
Дополнительная
Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001
Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998
Семинар (коллоквиум) 3
Тема – Философия образования: новое видение социальной практики
Вопросы и задания
1. Понятия: «образование», «воспитание», «пайдейя», «философия образования»
2. Философия образования: как новая межпредметная сфера знания как новое социальное
исследование
3. Идеалы и ценности образования в истории философии: генезис проблематики
4. Учение об отчуждении духа и концепция образования у Гегеля. Проблемы признания и социальной идентичности. Традиция как разум: напряженность между универсальным и частно – индивидуальным
5. Антропология И.Канта и учение о способностях человека. Учение о познании. Учение о морали. Политическая теория. Телеология и эстетика.
6. Педагогические идеи в традиции русской мысли XI - начала XX вв. («панморализм» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого).
7. «Философия образования» В.В. Розанова
8. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития.
9. Образование с позиций культуры управления: менеджмент качества как новая парадигма в образовании.
Письменное задание
1. Подготовить сравнительную таблицу понимания категорий «образование» и «воспитание» в истории философской мысли
хронологический период | категории «образование», «воспитание» |
античная философия | |
средневековая философия | |
философия эпохи Возрождения | |
философия Нового времени | |
Новейшая философия |
2. Подготовить сравнительную таблицу понимания категории «философия образования» в отечественной и зарубежной проблематике
линии сравнения | отечественная проблематика | зарубежная проблематика |
Контрольные вопросы
1. Образование как социальное исследование, способ приобретения знаний, производство смысла и понимания
2. Новые требования к системе образования, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу
3. Принцип «открытого общества» в управлении системой образования
4.Педагогическая антропология: проблематика целостности формирования личности воспитанника
5. Философия образования: многопарадигмальность педагогического знания
6. Синергетический подход в исследовании образования и его практик.
Литература
Основная
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики – М., 1993
Ильин Г.Л. Философия образования – М., 2002
Гершунский Б.С. Философия образования – М., 1998
Образование в конце ХХ века (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии № 9, 1992
Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного “круглого стола”) // Вопросы философии № 11, 1995
Российская наука и молодежь (материалы “круглого стола” // Вопросы философии № 11, 2004)
Философия образования // Педагогика № 4, 1995
О проблеме образования в современной России. Материалы круглого стола, посвященного поликультурному образованию // Полигнозис, 2002, № 2.
Кучуради И. ПАIDЕА как субъективное условие разумного существования прав человека // Вопросы философии, 1999, № 8
Артемов В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования // Философия и общество, 1998 № 5
Карпов А.О. Принципы научного образования // Вопросы философии, 2004, № 11
Дополнительная
История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1981
Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах – М, 1998
Философия образования – Сб. МГУ под ред. А.Н. Кочергина – М., 1996
Долженко О.В. Очерки по философии образования – М., 1995
Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н.Кузьмин.- М., 1989
Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии, 1993, № 9
Поддьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия // Вопросы философии, 1999, № 8
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993