Люди, мняйте стратегию мира

Действующая стратегия – стратегия ретроградной, подражательской направленности, целевого увековечивания устаревшего, костного, мертвого; стратегия механического копирования, настырного навязывания моделей единообразия во всем. Запад во главе с США столкнули Россию с пути творческого созидания исторического прогресса на путь архаического капитализма двухсотлетней давности в его наихудшем исполнении. Навязали ей модели устаревшего фермерства, парламентаризма, президентской власти с небывалым размахом чиновничьего бюрократизма с его бездарными волевыми решениями, вытеснив при этом Советы, – величайшее изобретение исторического творчества русского народа. Самобытной, оригинальной, независимой России навязывают европеизацию, американизацию, стандартизацию, шаблонизацию, - все то, что противоречит творческому потенциалу, характеру, менталитету русского народа с его правом на свободу творчества, на самостоятельную, независимою, наиболее высокую форму жизни. Подлинная, а не мнимая свобода – это и есть по существу свобода творческого развития народа, коллектива, личности. Всякие рассуждения о свободе вне связи с правом людей на свободу творчества могут оказаться схоластическими, лживыми и обернуться против человечества. Эта истина должна стать ядром государственной политики, идеологии, обнажающей настоящие цели американизма – на словах за свободу, а на деле – по существу против неё. Надо смелее и решительнее срывать маску с лица коварной американской пропаганды свободы личности в духе преступной либерализации. Крайне удивляет недальновидность людей, увлекающихся игрой в свободу слова и в другие виды развлечения, так и не осознавших весь ужас, весь трагизм попрания права народа и личности на свободу исторического творчества. Структуры общества функционируют в ключе ретроградной, подражательной направленности. Человек выступает как средство осуществления данной стратегии общества.

Судьбоносное время исторической весны человечества требует решительного поворота к коренному обновлению всего и вся, перехода к обществу созидания и творчества, высшей целью которого является выявление, развитие. Совершенствование творческих дарования человека в самоотверженном труде, в борьбе, в преодолении препятствий на пути восхождения к совершенству; пробуждение в людях потребности творить истину как победу над ложью и клеветой. Творить добро как победу над злыми силами; творить прекрасное как победу над безобразным и уродливым; вызывать в каждом человеке жгучую жажду наиболее полного проявления себя как творческой личности. Вот именно этою тропою можно вывести заблудившегося человека из животного состояния на широкую столбовую дорогу творческого прогресса. Только новый БОГАТЫРЬ созидания и творчества спасет человечество от катастрофы. Необходима гуманистическая стратегия перспективной, продуктивной ориентации. С предельным лаконизмом ее можно сформулировать так: «Выявление, развитие и совершенствование творческих дарований человека – небывалые исторические проблемные ситуации /предельные и запредельные/, требующие невероятных судьбоносных по новизне и совершенству решений и воплощение их в жизнь – высокие мотивации – общественный прогресс». В понятиях данной стратегии выражена система факторов, тесно связанных и взаимодействующих между собою, предопределяющих путь к миру и творческому процветанию народов.

Путь этот не усеян розами. Он сложен и противоречив, труден. Но ведет через преодоление трудностей к победе и прогрессу, к созиданию высших непреходящих ценностей. Представленная стратегия имеет большое теоретическое, методологическое и практическое значение. Главное в ней – это выявление, развитие и совершенствование творческих дарований человека как абсолютного духовного богатства, наивысшей цели, наивысшего закона общества. В этом главный смысл жизни. Все должно быть подчинено данному богатству, данной цели, данному закону. Это то ради чего живет и развивается человек и человечество. Пора перестать быть дикарями в безумном экстазе поклоняющимися золотому идолу и затаптывающими, губящими все настоящее абсолютное богатство, каким являются творческие дарования человека.

Ищите настоящие великие сокровища в талантах, а не в алчной наживе, в которой необратимо деградируют дарования и духовно-нравственные ценности. Здесь надо занять принципиальную последовательную государственную гуманистическую позицию и руководствоваться следующим положением марксизма: «чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека» (К. Маркс).

Как выявлять, творческие дарования? Вопрос приобретает в наше время государственное значение. Но для этого необходимы, прежде всего, проницательная интуиция, а также особая теория и методология поиска и открытия сокровища дарований. У Люлли – 13-ти летнем мальчике, рано лишившемся обоих родителей и вынужденном играть на скрипке для проходящих по улицам города Флоренции, герцог Гиз верно предугадал в нем превосходные музыкальные задатки и увез его к себе в Париж, где Люлли станет основоположником французской оперной школы. Д. Дидро удачно предвидел в Фальконе большой талант скульптора-монументалиста, создавшего по его рекомендации памятник Петру 1. в Петербурге («Медный всадник»). Рубенс открыл художественный талант Ван Дейка. Граф Шувалов Ив. Ив. Заметил в истопнике Шубине Ф.И. скульптурные дарования, способствовал развитию его таланта, создавшего психологически выразительные портреты-бюсты Ломоносова, Голицына, Орлова и др. Тургенев И. С. предугадал в юном Ш. Гуно гениальные музыкальные дарования, вдохновил его, вызвал в нем новый прилив, подъем творческих сил для великих свершений в оперном искусстве. Вл. Одоевский предвидел в молодом Гоголе большой талант. Лист открыл Эдварда Грига и т.д. Лузин Н.Н., основатель научной школы по теории функций, в гимназии учился по математике неудовлетворительно и его собирались исключить. Родители обратились за помощью к репетитору, который обнаружил в нем уникальное математическое дарование. В истории образования и культуры известно множество курьезных случаев жизни знаменитых людей. Молодой Верди не был принят в Миланскую консерваторию за отсутствие таланта. Такой несуразный вывод сделала профессура консерватории. Гегелю по окончанию гимназии была дана характеристика, в которой отмечалось, что он не проявил интереса и способностей в области философских наук.

Человек универсален по набору дарований, склонностей, способностей. Потенциально он готов ко всем видам деятельности. В этом его уникальность.

Однако сами дарования в каждом человеке неодинаково сильны от природы. Отсюда следует вывод теоретического, методологического и практического значения. Надо развивать преимущественно и, прежде всего те дарования, которые наиболее сильны и богаты от природы. Ярким примером такой закономерности является Великая отечественная война. Будучи уникальной, по своим масштабам, глобальности, интенсивности действий, великости значения. Она побуждала людей к выдающимся подвигам, благодаря которым люди творили и самих себя во всем величии духа. Великая война творила великих людей, великие люди творили великую войну. А если нет великих людей и великих мотиваций для выдающихся свершений, то история ползет и сползает в пропасть тьмы регресса, бездуховности, безнравственности.

Уровни в развитии талантоемкости и творческих дарований, не сводимые к знаниям, навыкам, опыту, умениям, таковы: талант – большой, талант – гений. Это удивительные талантоемкости творческих дарований, ступени возвышения, переходы в качественно новое состояние в процессе развития, ступени интенсивного движения духовных сил человека. Так, например, гений – это человек великого духа. За что бы он ни взялся, во всем составляет эпоху.

Великие люди, одаренные изобретательным разумом, проницательной интуицией, могучей творческой волей, всепроникающей мудростью, побуждаемые высокой целью и убежденные в своей правоте, творят великую историю во всем ее качественном многообразии. Великая история творит. В данном взаимодействии и взаимном проникновении двух творческих начал имеется множество промежуточных звеньев, таких, например, как проблемные ситуации, высокие мотивации и другие факторы – все они во всем многообразии и взаимозависимости, взаимодействуя и взаимопроникновения обусловливают собственное прогрессивное поступательное развитие.

Природные дарования, творческий потенциал могут развиваться по-разному в зависимости от противоречивых условий жизни общества, его социальных, политических, духовно нравственных ценностей, потребностей, целей и т.п. Во-первых, это гуманистическое направление развития природных дарований, творческого потенциала, воплощается в образцовой деятельности конструктивного творчества, являющегося движущей силой прогресса. Во-вторых, антигуманное направление – это развитие дарований по ложному, негативному пути; творческий потенциал реализуется в продуктах деструктивного, криминального творчества, ведущего к регрессу.

Высокие мотивации выступают как сила, побуждающая, ориентирующая, направляющая развитие дарований, сила, определяющая характер деятельности творческого человека в судьбоносном решении исторических проблемных ситуаций, творческого воплощения решений в жизнь, что ведет к яркому прогрессу. В истории мировой жизни людей действует неотвратимая закономерность в развитии человеческих дарований в двух противоположных направлениях: восходящего и нисходящего развития. Если есть в обществе высокие, решительные мотивы, то есть идеалы, цели, озаренные светом гуманистических идей, ярких убеждений, уверенности в добром будущем, способных пробудить дух патриотизма и самопожертвования, то лавинообразно увеличивается сила дарования, роста, подъема, взлета, что уже само по себе обусловливает, предопределяет подлинный успех в чем-то значительном.

И если в обществе нет высокой и решительной цели, потребностей и готовности в историческом прогрессе, сильного мотива Родины, ярких гуманистических ориентаций, то это ведет творчество к духовно нравственному застою, упадку, надлому, разложению; что обусловит, предопределит неудачу, поражение в борьбе за что-либо значительное. Воплощением данной закономерности является вторая мировая и Великая Отечественная война.

История цивилизаций свидетельствует, что где и когда общество с помощью высоких мотиваций стимулирует развитие дарований людей, там и тогда наступает творческий расцвет культуры во всех сферах общественной и коллективной, личной и индивидуальной деятельности. «Перикла Эпоха» (V в. до н.э.) пробудила в людях возвышенные потребности в созидании и в творчестве. Представленная народу выдающимся деятелем афинского государства Периклом множество грандиозных проектов и планов созидательных, талантоемких работ, побудили многих мастеров всех рангов к строительству уникальных архитектурных сооружений. По проекту Перикла был построен выдающийся по красоте и величию мраморный храм – афинский Парфенон, храм Ники на Акрополе архитекторами Калликратом, Иктином под руководством Фидия, ставшим великим скульптором за время талантоемких работ на Акрополе. Им создана бронзовая статуя Афины Парфенос высотою около 17 метров, облицованная золотом и слоновой костью, а также статуя Зевса в Олимпии. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Вместе с Фидием работали выдающиеся скульпторы Мирон и Поликлет. «Перикла Эпоха», благодаря искусному стимулированию в развитии человеческих дарований, явилась могучим расцветом философии, науки, искусства, литературы, политики и т.п. Афинская демократия вдохновляла сторонников прогресса на великие творческие подвиги, а они, в свою очередь, становились движущей силой прогресса.

Эпоха Возрождения /XIV – XVI вв./, вдохновленная величием культурного наследия античности, положила начало новому направлению общественного и культурного прогресса. Будучи проникнутой новой гуманистической этикой и гуманистическим мировоззрением, она несла в себе новый идеал творческого человека и образца личности всестороннего гения /например, Леонардо да Винчи/, веру в безграничные возможности раскрепощенной творческой личности как высшей цели и высшего начала бытия. Эпоха породила обилие выдающихся личностей, талантов человеческого духа во всех сферах деятельности.

Чем выше исторический уровень развития общества, тем сильнее общественный прогресс зависит от творческой активности народных масс и каждой отдельно взятой личности. Подтверждением тому является история СССР, чьи идеалы творческого труда на благо общества приобретают великую силу побудительной цели и ее постижения в образцовых культурных результатах коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Еще никогда в истории мировой и отечественной культуры не появлялось такое обилие талантливых людей, проявивших трудовой энтузиазм и трудовой героизм в своей интенсивной новаторской созидательной деятельности, значительно поднявших эффективность нового общественного производства. Ни одна мировая цивилизация не имела такого ошеломляющего по величине и силе размаха в развитии человеческих дарований за столь короткое время, как это было в СССР, в котором был создан «спасительный прообраз людского общества» (Леонов. Рассуждение о великанах). Были разбужены и подняты на новый уровень творческие способности людей в грандиозных преобразованиях на великом пути общественно-исторического прогресса. Позор тем высокопоставленным чиновникам, власть предержащим, которые прервали по дешевке исторический прогресс, творческое созидание советского народа и личности.

Подведем некоторые итоги. Историческое развитие творческого потенциала людей и его эффективная реализация есть вместе с тем прогрессивное развитие общества, есть вместе с тем выявление, развитие новых творческих дарований людей. Основой данного продуктивного взаимодействия, взаимопроникновение двух творческих начал являются объективные законы развития истории и внутренние законы развития творчества. Связующим звеном в данном взаимодействии, взаимопроникновении двух творческих начал, является мотивационная система. Для великих свершений нужны высокие мотивации, если их нет, выдающиеся достижения просто немыслимы. Там где нет высоких мотиваций, гения не будет. Общество, у которого нет возвышенного идеала человека, высшей цели, а есть только идолы криминального творчества, у такого общества нет будущего, оно обречено на вымирание.

Наша бурная эпоха отличается головокружительным усложнением небывалых проблемных, так называемых предельных и запредельных ситуаций, требующих запредельных возможностей, невероятных способностей к творчеству. Они-то и бросают людям дерзкий вызов века в виде невероятных сверхсложных проблем и задач, которые традиционными способами архаического общества решать уже невозможно, но и не решать их уже нельзя. Противоречие между тем, что решить уже невозможно и тем, что не решить уже нельзя обострилось до «катастрофического предела». Данное противоречие постоянно подвергает людей суровому и жестокому испытанию насколько сильны и богаты их способности, чтобы вывести общество из тупикового состояния.

Угроза жизни подвергает на каждом шагу. Люди не владеют исторической ситуацией, зато ситуация господствует над людьми. Вместо того чтобы коренным образом изменить архаическую систему капиталистического мира, люди, запуганные обывательской, антинаучной пропагандой антиреволюционизма, антикоммунизма, руководствуются исключительно, качественным, подходом во всем и побуждаемые мещанской психологической установкой ничего не менять радикально, приспосабливаются к архаическому миру. Дух приспособленчества на выживание овладевает людьми, формирует приспособленческие настроения, приспособленческий стиль работы, приспособленческую политику с ее ориентацией на количественный подход.

Существующее архаическое общество обнаруживает свое полнейшее бессилие, а потому неразрешимые противоречия углубляются, нерешенные проблемы растут, Увеличиваются лавинообразно, накапливаются намного быстрее, чем раньше и намного быстрее, чем решаются, что ведет к всеобщему нагромождению неразберихи, следовательно, к тупиковому состоянию неразрешимых противоречий. Вместо того, чтобы смелее и решительнее идти вперед, к созданию нового прогрессивного общества, способного поднять на новую высоту творческие дарования людей, и, следовательно, поднять их жизненный уровень, идет возврат к архаичным общественным формам и структурам, изжившим себя.

Одной образованности населения, народа, личности, сколько бы не повышали ее уровень, если она остается только в пределах количественного роста уже недостаточно, более того, не отвечает потребностям прогресса. Профессионального умения, которое дается выучкой и опытом, также недостаточно. Оно слишком специализировано и узко. Творческие решения принципиально новых и очень сложных проблем и задач, порождаемых интенсивно нарастающим интеграционным тенденциям современного мира выходят за пределы профессиональных интересов, привычек, профессионального умения. Профессионализм необходим – это банальная истина. Беда в том, что он имеет склонность к застою – обрастать штампами, шаблонами, стереотипами и в этом он противоречит, противостоит прогрессу и творчеству с их стихией всеобщего обновления жизни современного мира. Вот почему необходимы усилия творческого Богатыря, встряхивающего мужичка по имени «профессионализм», дабы не дать ему окончательно превратиться в тормоз прогресса. Недопустима идеализация профессионализма.

Нужны люди большого таланта и творческой воли, великого духа, способные дать толчок прогрессу, вывести его на новый виток исторического развития. Во весь рост встала новая глобальная проблема, задача значительного ускорения качественного роста самого уровня способностей всего населения и тем самым дать обществу силу «поднять себя за волосы» выскочить из болота обывательской жизни, преодолеть тупиковое состояние и подняться на новый виток общественно-исторического прогресса. Большую роль может играть просветительско-образовательная революция, несущая в себе живой импульс к прогрессу, способная разрешить глубокий кризис современного образования, ускорить переход от архаического обучения к творческому воспитанию личности. Новое образование, в силу растущих потребностей прогресса в талантливых людях новой исторической формации должно стать истинной сферой творчества. При этом, эффективно используя революционные новейшие технологии в расширении творческих способностей людей, освобождая их от рутинной, шаблонной работы и тем самым открывать новые горизонты в развитии неограниченных возможностей человека, готового осуществить переход в качественно новой высшей формации развития самого человека – к человеку творческому

Само творчество как родовая сущность человека действовало на всех стадиях его всемирно-исторического развития: и на стадии Человека – умелого, создателя первых орудий труда и вещей, которых нет в природе. То была стадия искусного, вдохновленного рукотворчества, а на стадии – Человека разумного, проницательного, изобретательного ума-творца все возрастающей силы идей и умения претворять их в жизнь. На этой стадии разум обретает развитую разумную форму. Однако на данных исторических стадиях развития человека еще не существовало творчества в его развитой творческой форме. Развитая форма творчества как наиболее полное, цельное, всестороннее развитие родовой сущности человека возникает на качественно новой стадии – Человека – творческого или Человека-творца.

Это значит, что творчество в его новом историческом качестве становится необходимым, всеобщим, универсальным атрибутом и законом общества, жизни и деятельности каждого человека, коллектива, личности. Все сферы общества ориентируются на всеобщее развитие коллективного и индивидуального творческого универсализма; глубокое осознание того, что человек-творец высших ценностей – истина, которая становится все воплощающим смыслом бытия, жизнедеятельности людей, проникнутых духом воинствующего бескорыстия.

В новых исторических условиях постоянного роста интеграционных глобальных процессов загорается новое созвездие коллективного творческого универсализма. Вместе с индивидуальным творчеством неуклонно возрастает сила, роль и значение коллективного творчества в космонавтике, киноискусстве, спорте и т.п. Закономерным проявлением данной объективной тенденции явилось рождение в ВОВ прообраза новых методов коллективного и индивидуального творчества, послужившего оригиналом в дальнейшей творческой переработки данного опыта и теоретическим обоснованием, открывающим новые перспективы перед практикой /»метод мозговой атаки», «синектический метод», метод обходного мышления», «дельфинометод» и др./. Коллективный и индивидуальный творческий универсализм становится главным, основным, определяющим принципом, рычагом общественно-исторического, духовного развития на новом витке прогресса. Развитие творческих начал нового общества – социализма – находится в эпицентре коллективного и индивидуального универсализма. В одиночку уже не решить обилие постепенно растущих принципиально новых сверхсложных проблем и задач глобального и регионального характера. Они-то и побуждают людей к кооперации в ее новом качестве – коллективного и индивидуального творческого универсализма.

Изменяется соотношение стихийного и сознательного, непреднамеренного и преднамеренного в историческом развитии творчества. Возрастает роль и значение осознания того, что люди живут ради достижения высшей цели развития творческих дарований в каждом человеке, коллективе, обществе. Наиболее полное достижение высшей цели может быть осуществлено в коммунистической формации, с которой начинается новая историческая стадия восхождения человека труда к тождеству со своей родовой сущностью. Идея достижения высшей цели заключена в основном гуманистическом принципе социализма «от каждого по способностям, каждому – по труду». Данный принцип несет в себе глубокий смысл, не допускающий упрощения. В нем заключена новая концепция творчества, уникальная стратегическая программа развития общества, народа, коллектива, личности, программа, ориентирующая на то, чтобы труд каждого человека был адекватным его творческим дарованиям. Только тогда труд каждого приобретает творческий характер и востребованный эпохой, становится значительным. Следовательно, творчество, по новому определению, есть труд тождественный дарованиям, способностям человека. Творчество должно быть понято в данном совершенно новом аспекте, творчество – это закономерно-универсальный процесс, охватывающий все структуры общества и стадии его развития, а также обеспечивающий включенность масс населения в этот процесс, имеющий диалектические переходы конкретно-исторических форм развития творческих начал социализма к всеобщему творческому обществу. Необходимо создание и развитие единой теории и практики творческого общества. Ключом к решению проблемы творческого общества является ленинская концепция социализма с его противоречивыми сторонами, тенденциями, формами живого, творческого социализма и противоположного, чуждого ему казенно-бюрократического автоматизма. Противоположность данных противоречивых сторон В.И Ленин выразил так: «Социализм не создается по указу сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий есть создание самих народных масс»[54].

* *

*

Бездумный, безумный, слепо-волевой развал Великой страны СССР, противоречащий объективным законам развития мировой и отечественной истории привел к катастрофическим последствиям. Мир оказался в глубоком глобальном кризисе, проявившимся в гигантских экономических, социально-политических провалах, духовно-нравственных падениях, экологических катастрофах. Россия, как и весь мир, зашла в тупик. Один из парадоксов современной жизни заключается в том, что люди сами придали собственному трагическому существованию иллюзию игры, пышного, развлекательного сценического зрелища и это на лоне нищеты и бедности народа, грозной стихии трагических ситуаций. Когда политики затрагивают жизненно важные вопросы, употребляют образное словообразование: «нужны другие правила игры» – пот и пробавляются этой похлебкой пошлости. А жизнь не игра, не развлекательное зрелище. Она во всей своей невероятной сложности, противоречивости развития, постоянно бросает людям дерзкий, смертельный вызов в виде запредельных проблемных ситуаций, требующих запредельных возможностей эффективных решений, готовности коллективного и индивидуального творческого универсализма в самоотверженном труде, в борьбе, в неустанном преодолении пределов собственного развития. Необходимы великие свершения сообразные с объективными законами развития истории природы и общества. Встает извечный вопрос глобального и регионального значения: «Что делать?». Возродить СССР, но уже на новом, более высоком витке исторического развития как систему глубинных побудительных причин прогресса, великих мотиваций к выдающимся свершениям законосообразной свободы творческого выбора, - все то, что стимулирует качественный рост общественной созидательно-творческой силы, значимости, значительности человека творческого. Только на этом новом, более высоком историческом уровне может быть наиболее полно достигнута высшая цель общества – пробуждение к жизни всех дарований, страстной потребности, жажды в созидании и в творчестве, готовности к самопожертвованию новых поколений людей, способных создавать подлинно человеческую цивилизацию мира, великого союза народов, основанного на принципе соревнования в коллективном и индивидуальном творческом универсализме. Необходимо разработать научно обоснованную стратегическую концепцию закономерностей развития творческих начал во всех сферах общества и перерастания в творческое общество благодаря неустанному преодолению пределов собственного развития. Наше понятие творческого общества отличается от понятия открытого общества введенного в философию Анри Бергсоном. В настоящее время идею открытого общества сфальсифицировали, превратили в идеологический мираж, сыгравший роковую роль, злую шутку в судьбе СССР. Теперь уже мало-помалу начинает пропадать обманчивый призрак идеологии открытого общества. В действительности же ни одно общественное устройство на Западе: ни в Англии, ни в США, ни в других странах не является открытым. Напротив! В понятии открытого общества французским философом выражен лишь идеал, к которому люди будут устремляться, но никогда не достигнут его в условиях тупиковой цивилизации капиталистических режимов.

Необходимо переосмысление, переоценка ценностей. Живой, творческий социализм как живое творчество народных масс – не мнимый, а истинно реальный путь к счастливой жизни и деятельности общества и личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наши рекомендации