З-н отрицания отрицания

Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи. Различают три вида отрицания: 1) Формально-логическое2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей.3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.Структура отрицания:1) Тезис (исходное положение)2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного)Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

28.Проблема познаваемости мира.

вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимо-

сти от решения второй стороны вопроса философия разделяется

на гносеологический анализ и агностицизм.

гносеологический анализ - признание познаваемости мира

агностицизм - отрицание познаваемости мира

агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался первым выяснить источники различного вида знаний - научного и философского, выяснить на чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления...

Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм. В обычном понимании рационализм - это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков. В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования своей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание - это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов - скептицизм и агностицизм. Агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. Скептицизм - в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.

29.Основные формы чувственного и рационального познания.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: - чувственная - логическаяВ истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: - ощущение- восприятие- представлениеФормы логического познания:- понятие - суждение- умозаключениеПонятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.Различают три вида умозаключений:- индивидуальное (от частного к общему)- дедуктивное (наоборот)- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

30.Структура познавательного процес­са. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

В познании различают два уровня: эмпирический и теоретический

Эмпирический (от гр еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается Он всегда является основой, б базой для теоретического уровня знанияня.

Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления

Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подлежит, переходит к поясное ения свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, имеющий определенную внутрен ю логическую структуру.

31.Основные концепции истины в философии и науке. Практика и ее роль в познавательной деятельности.

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения.Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной.Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность.Различные теории об истине:1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированностиПринцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытомПринцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой.В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

32. Понятие метода. Классификация методов.

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.Методология - учение о методах.В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:- философия науки- материалистическая диалектика- феноменология- структурализм- пост позитивизм- герменевтика - теории интерпретации текстаЛюбой метод разрабатывается на основе определённой теории.Классификация методов научного познания:I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познанияII. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследованияIII. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.Методы эмпирического исследования:- наблюдение- эксперимент- сравнение- измерениеНаблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.Измерение - даёт количественную сторону явления.Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов.Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.Методы теоретического исследования:1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковыеОбще логические методы познания:- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части- синтез - воссоединение целого из частей- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер- дедукция - рассуждения от общего к частному- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств- обобщение - установление общих признаков ряда объектов

33. Общество как предмет философского анализа. Основные сферы жизни общества.

Об-во - целосный организм, состоящий из различных сфер:1) Материально-производственная (экономич.)2) Соц. сфера об-ва, предполагающая различные соц. группы, исторические общности людей и взаимодействия м/у ними.3) Полит сфера кот. включает полит. сознание, отношения, институты.4) Духовная.Определяющей сферой жизни об-ва выступает экономическая сфера и прежде всего материальное пр-во. Способ пр-ва фиксирует как и при помощи чего осуществляется пр-во. Способ пр-ва состоит из двух сторон:1) Производительные силы - люди и ср-ва труда. Производительные силы фиксируют отношения к природе людей.2) Производственные отношения - отношения людей друг к другу в процессе пр-ного обмена, распределение и потребление матер. благ, это отношение собственности. Сущность пр-ных отношений это форма с-ти. Сущ. частная, групповая, общинная с-ть. История знает три формы частной с-ти: рабовладельческое, феод. и капитал. Социалистическая - по сути дела монополия гос-ва на ср-ва пр-ва и раб. силу, это фактическое отчуждение производителя от соб-ти.

34. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь. Понятие идеологии (сущность, функции).

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

35.Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).

2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.

36. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

Проблемы нельзя решить в рамках одной страны. Проблемы:1) экологическая2) ядерные угрозы3) демографическая4) ограниченное кол-во ресурсов.


Наши рекомендации