По курсу «философия и методология науки»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА
1. Природа философских проблем и трансформации проблематики философии.в современных условиях.
2. Философия как феномен современной культуры Историческая динамика культуры и эволюциция содержания мировоззренческих структур. Философия и стиль мышления эпохи.
3. Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции.
4. Понятие реальности и философские подходы к его интерпретации.
5. Проблема бытия в системе современного философского знания
6. Категориальный аппарат современной онтологии.
7. Философская концепция универсума: классические и современные версии.
8. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии.
9. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и основные парадигмы ее интерпретации.
10. Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии.
11. Проблема соотношения духовности и телесности человека в современной философии. Идея надвительного предназначения человека.
12. Человек в системе социальных коммуникаций Дилемма экзистенциального и исторического существования человека в современной философии.
13. Проблема социализации индивида в современной философии.
14. Человек как homo politicus. Политическая система общества. Индивид и власть
15. Человек и биосфера. Основные сценарии социо-природного взаимодействия в истории общества. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и природы.
16. Структурно-функциональный подход к социальным явлениям: современные модели
17. Современные концепции этно-национальной структуры общества.
18. Прикладные модели социальной структуры в современной философии: .социально-психологические аспекты
19. Проблема источников и универсальных закономерностей социлаьной динамики в классической и современной философии.
20. Проблема единства исторического процесса. Концепция всемирной истории и ее альтернативы.
21. История как цивилизационный процесс. Феномены техники и технологии в цивилизационном процессе. Понятие техногенной цивилизации.
22. Проблема периодизации цивилизационного процесса.
23. Индустриальное общество. Основные концепции индустриального общства в современной философии.
24. Концепция модернизации, ее семантические версии в современной философии. Понятия «первичной» и «вторичной» модернизации.
25. Постиндустриальное общество. Концепции постиндустриального общества в современной философии:
26. Феномен информационного общества: проблемы и перспективы.
27. Понятия локальной и глобальной цивилизации. Концепция «цивилизационного поворота» в современной социальной философии.
28. Философия культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии.
29. Структура культуры: понятие и современные модели.
30. Культура как процесс: система детерминант культурного развития.
31. Традиции и новации в культуре. Проблема преемственнкости в культурномразвитии.
32. Феномен национальной культуры. Мировой культурный процесс и национальные традиции.
33. Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.
34. Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в современной философии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований.
35. Наука в свете современной философской гносеологии Проблемное поле философии науки.
36. Эволюция форм научной рациональности в истории познания. Понятия классической, неклассической и постнеклассической науки. Специфика научной рациональности в современной культуре.
37. Структура научно-познавательной деятельности: современные модели.
38. Проблема предпосылочности научного знания. Метатеоретические основания науки..
39. Проблемы исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития.
40. Парадигмальная история науки. Проблема преемственности в развитии научного знания.
41. Методологический инструментарий современной науки.
42. Специфика методологии гуманитарного познания. Современные методы гуманитарных исследований.
43. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснований.
44. Наука в системе современного общества. Социальные аспекты развития современной науки
45. Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.
46. Проблема социального статуса ученого. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. в современной культуре.
47. Научное познание и ценности современной культуры.
48. Перспективы развития и новые методологические ориентиры современной науки: новейшие тенденции Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.
49. Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике
50. Проблема метода в гуманитарном познании. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии
51. Методологическая традиция социального реализма. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели
52. Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике
53. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания
54. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология.
55. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии.
56. Специфика постнеклассической культуры: философия и наука на рубеже XX—XXI вв.
57. Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна.
58. Основные направления философского постмодернизма.
59. Коммуникативная парадигма в современной философии.
60. Новейшие тенденции в развитии современной философской рациональности. Понятия пост-постмодерна и пост-постмодернизма.