По курсу «философия и методология науки»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

1. Природа философских проблем и трансформации проблематики философии.в современных условиях.

2. Философия как феномен современной культуры Историческая динамика культуры и эволюциция содержания мировоззренческих структур. Философия и стиль мышления эпохи.

3. Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции.

4. Понятие реальности и философские подходы к его интерпретации.

5. Проблема бытия в системе современного философского знания

6. Категориальный аппарат современной онтологии.

7. Философская концепция универсума: классические и современные версии.

8. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии.

9. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и основные парадигмы ее интерпретации.

10. Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии.

11. Проблема соотношения духовности и телесности человека в современной философии. Идея надвительного предназначения человека.

12. Человек в системе социальных коммуникаций Дилемма экзистенциального и исторического существования человека в современной философии.

13. Проблема социализации индивида в современной философии.

14. Человек как homo politicus. Политическая система общества. Индивид и власть

15. Человек и биосфера. Основные сценарии социо-природного взаимодействия в истории общества. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и природы.

16. Структурно-функциональный подход к социальным явлениям: современные модели

17. Современные концепции этно-национальной структуры общества.

18. Прикладные модели социальной структуры в современной философии: .социально-психологические аспекты

19. Проблема источников и универсальных закономерностей социлаьной динамики в классической и современной философии.

20. Проблема единства исторического процесса. Концепция всемирной истории и ее альтернативы.

21. История как цивилизационный процесс. Феномены техники и технологии в цивилизационном процессе. Понятие техногенной цивилизации.

22. Проблема периодизации цивилизационного процесса.

23. Индустриальное общество. Основные концепции индустриального общства в современной философии.

24. Концепция модернизации, ее семантические версии в современной философии. Понятия «первичной» и «вторичной» модернизации.

25. Постиндустриальное общество. Концепции постиндустриального общества в современной философии:

26. Феномен информационного общества: проблемы и перспективы.

27. Понятия локальной и глобальной цивилизации. Концепция «цивилизационного поворота» в современной социальной философии.

28. Философия культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии.

29. Структура культуры: понятие и современные модели.

30. Культура как процесс: система детерминант культурного развития.

31. Традиции и новации в культуре. Проблема преемственнкости в культурномразвитии.

32. Феномен национальной культуры. Мировой культурный процесс и национальные традиции.

33. Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

34. Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в современной философии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований.

35. Наука в свете современной философской гносеологии Проблемное поле философии науки.

36. Эволюция форм научной рациональности в истории познания. Понятия классической, неклассической и постнеклассической науки. Специфика научной рациональности в современной культуре.

37. Структура научно-познавательной деятельности: современные модели.

38. Проблема предпосылочности научного знания. Метатеоретические основания науки..

39. Проблемы исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития.

40. Парадигмальная история науки. Проблема преемственности в развитии научного знания.

41. Методологический инструментарий современной науки.

42. Специфика методологии гуманитарного познания. Современные методы гуманитарных исследований.

43. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснований.

44. Наука в системе современного общества. Социальные аспекты развития современной науки

45. Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

46. Проблема социального статуса ученого. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. в современной культуре.

47. Научное познание и ценности современной культуры.

48. Перспективы развития и новые методологические ориентиры современной науки: новейшие тенденции Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

49. Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике

50. Проблема метода в гуманитарном познании. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии

51. Методологическая традиция социального реализма. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели

52. Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике

53. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания

54. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология.

55. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии.

56. Специфика постнеклассической культуры: философия и наука на рубеже XX—XXI вв.

57. Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна.

58. Основные направления философского постмодернизма.

59. Коммуникативная парадигма в современной философии.

60. Новейшие тенденции в развитии современной философской рациональности. Понятия пост-постмодерна и пост-постмодернизма.

Наши рекомендации