Семинар (коллоквиум) 4

Тема – Философское знание как мировоззренческая и методологическая основания формирования психологии

Вопросы и задания

1. Философско - методологические аспекты формирования психологического знания в контексте философского учения о душе. Логика развития психологического знания.

2. Принцип детерминизма в истории психологической науки: механический, биологический, психологический

3. Психологические знания в истории философии (от античности к Новейшей философии и психологии)

4. Психологические взгляды арабских мыслителей (Ибн-Сина, Ибн-Рошда)

5. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека

6. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта.

7. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей

8. Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии

9. Когнитивная психология как базовое знание современных когнитивных наук

10. Проблема бессознательного: современное прочтение 3. Фрейда

11. Неофрейдисты: аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психоаналитика Э. Фромма и т.д.

12. Наука о поведении и ее развитие в концепциях Н. Н. Ланге, А. А. Ухтомского, В. А Вагнера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и т.д.

13. Психологические взгляды Л. С. Выготского, концепция высших психических функций

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу становления психологии в контексте философского знания

хронологический период проблематика развития психологического знания
античная философия  
средневековая философия  
философия эпохи Возрождения  
философия Нового времени  
Новейшая философия  

2. Подготовить сравнительную таблицу развития отечественной экспериментальной психологической науки в XIX – начале XX веков по работам: Н. Я. Грота, Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского и т.д.

представители экспериментальная психология в России
Н. Я. Грот  
Г. И. Челпанов  
А. Ф. Лазурский  
  и т.д.


Контрольные вопросы

1. Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки.

2. Концепции сознания Д. Деннета и Дж. Серля: сопоставление и оценка.

3. Философия сознания X. Патнэма: основные идей, понятия, принципы.

4. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса и т.д.

5. Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию современной психологии

6. Формирование эмпирической психологии в работах М. М. Троицкого

7. Основные тенденции в развитии отечественной психологии 1930 – 1940 -х гг.

8. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина

9. Развитие детской психологии в работах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович и т.д.

Литература

Основная

Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., Флинта, 1998

Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., Психологическое общество России, 1990

История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986

Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М., МОДЭК, 1996

Марцинковская Т. Д. История психологии. М., Академия, 2001

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996

Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001

Дополнительная

История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., Наука, 1990

Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИПАН, 1997

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., ИНФРА-М, 1998

Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., Новая школа, 1994

Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., РХГИ, 2002

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966

Хрестоматия по истории психологии. М., Академический проект, 1999

Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., Евразия, 1998

Ярошевский М. Г. История психологии. М., Академия, 1996

Семинар (коллоквиум) 5

Тема – Историософия и историография: специфика гуманитарного знания и

Изменение идеалов научности

Вопросы и задания

1. Методологические точки сопряжения философии и истории. Понятие «историография»

2. Основные аспекты и методология современного историографического исследования

3. Европейская историческая традиция: аналитика периодизации

4. И.Г. Гердер и сравнительно-исторический метод

5. «Философия истории» Гегеля. Исторический процесс и его закономерности.

6. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Л. Ранке и критический метод.

7. «Философская школа». Ф. Гизо: от политических учреждений к отношениям собственности.

8. Методологические подходы к определению социального процесса в европейских школах философии (марксизм, экзистенциализм, философия позитивизма).

9. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах: Э. Томпсона, Э. Хобсбоума, К. Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде и т.д.

10. Проблема «Россия – Запад» в российской исторической мысли конца XVIII - XIX вв.

Письменное задание

1. Подготовить сравнительную таблицу понимания методологических категорий «макро – исторического анализа» и «микро – исторического анализа»

линии сравнения «макро – исторический анализ» «микро – исторический анализ»
     

2. Подготовить сравнительную таблицу понимания методологии истории, социальной антропологии и истории народной культуры в работах: К. Томаса, А. Макфарлейна, П. Берка и др.

представитель методология истории социальная антропология история народной культуры
К. Томас      
А. Макфарлейн      
П. Берк      
      и т.д.

Контрольные вопросы

1. Характерные черты социального познания

2. Субъектно-объектные отношения в социальной философии

3. Проблема систематизации и периодизации истории

4. Человек как методологическая проблема гуманитарного знания

5. Социальные отношения: методологические подходы и классификация

6. Развитие количественных методов в историографии: «позитивистский настрой», развитие диалоговых стратегий

7. Основные тенденции развития историографии XXI века

Литература

Основная

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.Историки России ХVШ - начало ХХ века. М., 1996

К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 1994

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997

Дополнительная

Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979

Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. СПб., 1996

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. I. Кризис историзма. Томск, 2001

Портреты историков. Время и судьбы. В 2-х тт. (Т. 1. Отечественная история; Т. 2. Всеобщая история). М., 2000

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию ХХ века. Омск, 2001

Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1 990

Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997

Наши рекомендации