Тареев, Несмелов, Каринский, Юркевич

2.«метафизика всеединства»

В. С.Соловьёв. Идеи В.С. Соловьёва оказали влияние на воззрения Сергея Николаевича Трубецкого и Евгения Николаевича Трубецкого, Лосского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, П. А. Флоренского, Л. П. Карсавина, Д. С. Мережковского, В. В. Розонова. В их трудах осмысливалась западная философия, в том числе философия религии, предлагались свои (различные) варианты решения вопросов.

3. философиюя нового религиозного сознания.

Религия была предметом внимания и представителей нерелигиозных направлений в философии:

– материализма

Герцен («Письма об изучении природы»), Огарёв, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Плеханов («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895 г.), «О материалистическом понимании истории» (1897 г.), «К вопросу о роли личности в истории» ), Ленин («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» (1894 г.), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве»

– позитивизма П. Л. Лавров («Практическая философия Гегеля»), Де-Роберти

– неокантианстваА. И. Введенский, Лопатин .

Вклад в историю религии внесли историки: Татищев «История Российская с древнейших времён» и М. В. Ломоносова (1711 – 1765) «Древняя Российская история», Карамзин, Соловьёв, Ключевский.

Труды церковных авторов: Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру М. П. Булгаков) «История Русской Церкви».

Труды по буддизму: Васильев «Буддизм, его догматы, история, литература», Минаев «Буддизм. Исследования и материалы», С. Ф. Ольденбург издавал Bibliotheca Buddica, Щербатский, «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов», «Философское учение буддизма».

Труды по исламу: Бартольд «Теократическая идея и светская власть в мусульманском мире», «Халиф и султан», «Культура мусульманства», «Мусульманский мир».

Вклад этнографов:экспедиции в бассейны рек Иртыша, Енисея, Подкаменной Тунгуски, Лены, Оби, озера Байкал, Камчатская экспедиция, Великая Северная экспедиция.

Труды, рассматривающие мифологические и религиозные представления народов России: Козицкий, Попов, Глинка, Строев.

Изучение фольклора:Буслаев, Снегирёв «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»;

Терещенко «Быт русского народа»; А. Котляревский «О погребальных обычаях языческих славян»; Л. Н. Майков «Великорусские заклинания».

Л. Я. Штернберг: философская база исследования религии – позитивизм. «Позитивная наука» базируется на материалах, собранных в рамках истории религии, истории культуры, этнографии, антропологии и социологии.

Появляются труды отечественных социологов (на них повлияли – Вебер, Дюркгейм, Зиммель), в которых рассматриваются и проблемы религии: Ковалевский– представитель позитивизма в русской социологии, считавший необходимым соединить в методологии исследований теорию факторов и историко-сравнительный метод. «Этнография и социология», «Современные социологи». На базе позитивизма развивал социологические идеи Кареев.

А. С. Лаппо-Данилевский - представлял традиции неокантианства – «Методология истории» В этом труде социолог по существу рассматривал методологию социального познания. В традициях неокантианства А. А. Лаппо-Данилевский различал «номотетическую» (социология) и «идеографическую» (история) науки, соответствующие им методы – генерализирующий и индивидуализирующий, тем самым указывал на различие подходов к исследованию религии в социологии и в истории.

П. А. Сорокин работы о быте и религиозных верованиях зырян (коми).,«Социологическая теория религии» В этой работе рассматривается социология религии Э. Дюркгейма.

2)Развитие религиоведческих знаний в 1920 – 1930-е гг. шло по ряду направлений:

– выяснение предмета науки о религии, содержания этой науки и её методологии Никольский А. Т. Лукачевский, Штернберг);

– осуществление публикаций на русском языке трудов западных исследователей религии: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Э. Тейлора, З. Фрейда, Дж.-Д. Фрэзера и др., давалось и собственное решение рассматривавших в этих трудах проблем;

– осмысление теоретического наследия марксизма и применение его к анализу религии Бухарин,. Деборин, Никольский и др.;

– развивались традиции отечественной науки второй половины ХIХ – двух первых десятилетий ХХ вв. – социологии, этнографии, лингвистики, феноменологии, буддологии, исследований христианства, исламоведения (Бартольд,. Богораз-Тан, Н. М. Никольский, С. Ф. Ольденбург, Ранович,. Розенберг, Шпет, Щербатской);

– изучались вопросы о сущности религии и её элементах, проблемы происхождения и ранних форм религии

– проводились в различных регионах нашей страны эмпирические исследования отношения людей к религии и полевые этнографические исследования анимизма, фетишизма, тотемизма, магии, шаманизма и др.

В 1940-е гг., во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы – научные публикации немногочисленны. Научный интерес к проблемам религии возрастает в 1950-х гг., а в последующие десятилетия эта тема привлекает всё большее и большее внимание исследователей.

3)В 1960-е – 1980-е гг. религиоведческие знания развивались в институтах Академии наук СССР, в отраслевых научных учреждениях, на философских, исторических, филологических и других факультетах высших учебных заведений, на кафедрах общественных наук ВУЗов.

В 1959 г. на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова была создана кафедра истории и теории атеизма и религии (такая же в СПб). В 1964 г. был образован Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

В высших и средних специальных учебных заведениях вводился курс «Основы научного атеизма», создавались кафедры научного атеизма; в число специальностей ВАК введена специальность «научный атеизм».

Ø В структуре научного атеизма были выделены:

v Религиоведение

v теория и история атеизма

v теория атеистического воспитания

Ø а к числу разделов религиоведения относили:

v философию религии

v гносеологический анализ религии

v социологию религии

v психологию религии.

В соответствии с пониманием предмета научного атеизма и структуры выделялись основные направления научных исследований. Изучались:

– теоретические проблемы религиоведения (философские, социологические, психологические);

– специфика религиозного сознания;

– социальные функции и роль религии;

– священные тексты религий мира (Танах, Библия, Коран др.);

– история религий и конфессий;

– религиозная философия – иудаистская, православная, католическая, протестантская, буддийская, мусульманская, индуистская, конфуцианская, синтоисткая и пр., различные течения внутри этих философий;

– взаимовлияние религии и других областей культуры (искусства, науки, политики, морали, права);

– свобода совести;

– конкретные религиозные явления.

4) В 1991 г. произошла корректировка содержания учебной и научной работы в области изучения религии. Кафедра философского факультета МГУ получила новое наименование – Философии религии и религиоведения. В 1996 г. на базе этой кафедры создано Отделение религиоведение. Такая же кафедра в СПб.

Разрабатывалась концепция религиоведения как научной и учебной дисциплины. Были предложены определения предмета, методов, разделов, строения и структуры религиоведения., теоретических и эмпирических, фундаментальных и прикладных исследований.

Продолжали развиваться те направления научных исследований, которые складывались с XIX в., появлялись новые. Подготовлено немало монографий, сборников, статей, диссертаций, изданы словарь «Религии народов современной России», словарь-справочник «Религии мира» (под ред. А. Ю. Григоренко ), «Энциклопедия религий» (под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян ).

Подготовлен ряд учебников и учебных пособий: В. И. Гараджа «Религиоведение»,А. И. Радугина «Введение в религиоведение»; под редакцией И. Н. Яблокова – «Основы религиоведения», «Введение в общее религиоведение», «История религии»; под ред. М. М. Шахнович – «Религиоведение»; под ред. А.Ю. Григоренко «Религиоведение для студентов педагогических ВУЗов»; А. В. Матецкой, С. И. Самыгина, Е. Э. Эгильский и О. М. Морозова «Религиоведение»; М. Г. Писманика «Религиоведение»,Т.А. Бажан и О.В. Старкова «Религиоведение для юристов», П. С. Гуревич «Религиоведение», под общ. ред. Н. А. Трофимчука – «История религий в России» и др.

Наши рекомендации