Благородные истины, четыре

Основные положения религиозной доктрины и вероучения буддизма, признаваемые всеми школами и направлениями этой религии. В соответствии с буддийской традицией, учение о Благородных истинах было преподано самим Буддой в его первой проповеди в Оленьем Парке (Сарнатха) в Бенаресе (Варанаси) вскоре после достижения им пробуждения (просветления, бодхи), которая получила название «Проповеди, повернувшей Колесо Учения». Благородные истины формулируются по модели медицинского заключения: констатация болезни; установление причин болезни; констатация возможности выздоровления; назначение лечения.

Первая – истина о страдании – всякое существование принципиально сопряжено со страданием (духкха)

Вторая – истина о причине страдания, каковой буддизм считает желание и влечение в самом широком смысле, обусловленные наличием ложной идеи индивидуального «я».

Третья – истина о прекращении страданий (ниродха). Таким прекращением становится нирвана, то есть состояние полного покоя и освобождения от круговорота сансары.

Четвертая – истина о пути, ведущем к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный Путь.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Бодхисаттва(от санскр. Бодхи – пробуждение, просветление и саттва – существо

Одно из важнейших понятий релегиозной персонологии буддизма.

В традиции южного буддизма (Хинаяна, Тхеравада) под бодзисаттвой понимается будущий будда. Так бодхисаттвой был царевич Сиддхартха Гаутама до того, как он обрел пробуждение и стал Буддой.

В Махаяне бодхисаттвой первоначально назывался любой буддист, стремящийся не к достижению покоя нирваны и личному освобождению из круговорота рождений-смертей, а к обретению состояния будды, которое стало считаться более высоким, чем нирвана. Постепенно изменился и мотив стремления к обретению состояния будды. Им стало не стремление к личному избавлению от страданий, а побуждение оказать максимально возможную помощь живым существам на их пути к освобождению. В результате в Махаяне возобладала такая формула намерения бодхисаттвы: «Да стану я буддой на благо всех живых существ». Соответствующее умонастроение получило в Махаяне название «бодхичитта» (намерение обрести пробуждение).

Торчинов Е.А. Буддизм.

Бодхичитта (устремление к пробуждению)

Основа мотивации правильного религиозного поведения в Махаяне.

В текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, описывается моитв стремления к пробуждению, формулирующийся обычно так:«Да стану я буддой на благо всех живых существ». Эта фраза теперь считается стандартной формулой, выражающей суть бодхичитты – стремление к обретению состояния Будды. Бодхичитта – это умение видеть всех живых существ в качестве своих «матерей».

Торчинов Е.А. Буддизм.

Будда санскрит. дословно – Пробужденный

Обредший пробуждение, или просветление (бодхи) – целостное и полное осознание природы реальности и через это достигший осовбождения от сансары (непрерывного круговорота смертей и рождений). Санскритское слово «Buddha» является родственным русским словам «будить», «пробуждаться».

В буддийской традиции словом «Будда» прежде всего обозначается основатель этой религии, Сиддхартха Гаутама, именуемый в религиозном контексте буддой Шакьямуни (то есть Пробужденным Отшельником [из рода] Шакьев).

Торчинов Е.А. Буддизм.

Буддизм гуманистический кит. Жэнь цзянь фоцзяо; дословно – буддизм среди людей

Направление дальневосточного, особенно китайского, буддизма, возникшего в начале ХХ в.

Основателями гуманистического буддизма являются буддийские религиозные и общественные деятели Китая конца и первой половины в. Оуян Цзинъу, Люй Чэн и особенно Тай-сюй.

Гуманистический буддизм противопоставляет себя «буддизму лесов и гор». Он учит об особой важности общественной, благотворительной и образовательной деятельности среди мирян, чтобы способствовать их буддийскому воспитанию и образованию и более активному вовлечениюв сферу буддийской практики.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Ваджра

Это слово первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса – ведийского бога Индры. В Ведах слово «ваджра» исконно означало особое оружие, некогда изготовлявшееся из деревца с заостренными и оставленными торчать в разные стороны частями корней. Потом материал сменился, но форма осталась прежней.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Ваджраяна тантрический буддизм

В начале второй половины 1 тыс. н.э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или яна (колесница), получившее название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Вайбхашика (сарвастивада)

Одна из четырех философских школ буддизма, относящаяся к Хинаяне. Эта школа получила свое название от трактата «Махавибхаша» («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой. Ее представители учили, что все (то есть все дхармы, «сарва дхарма») реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом, будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм.

Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Васана дословно «искурение» (например, от курительной палочки или свечи)

Технический термин философии виджнянавады (йогачара), обозначающий некую накопленную под воздействием кармы с безначальных времен энергию привычки к проецированию содержания базового сознания вовне. В результате этой проекции оно полагает себя в виде эмпирического субъекта и коррелирующего с ним «внешнего» мира, переживаемого субъектом как сансара, круговращение рождений-смертей. Буддийский йогин стремится к преодолению силы Васан и к обретению освобождения через исчерпание васан и прекращение процесса проекции сознания-сокровищныцы.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Гелуг-пашкола традиции монастыря Гэ

Одна из четырех ведущих школ тибетского буддизма. Основана Цзонкхапой на рубеже XIV-XV вв.; в настоящее время преобладает в Тибете, Монголии, а также на территории Росии – в Бурятии, Калмыкии и Тыве.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Гуа гексаграммы и триграммы

Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм – ба гуа и шестидесяти четырёх гексаграмм – люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии – гадания на костях. Позднее Г. были связаны с другой гадательной практикой – на тысячелистнике, построенной на получении числовых комбинаций. В итоге Г. объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология.

Китайская традиция выводит происхождение Г. из мифических истоков цивилизации – деятельности первого императора Фу-си, который якобы использовал чудесно явленные Г. как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразные законам природы.

Кобзев А. Гуа.// Китайская философия.

Щуцкий Ю. Китайская классическая "Книга Перемен".

Кобзев А. Учение о символах и числах в китайской классической философии

Далай-ламалама, чья мудрость столь же обширна, как океан

Титул первоиерарха и духовного и светского правителя Тибета в XVII-XIX вв., религиозного лидера школы Гелуг-па.

Далай-ламы считаются верующими воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Другой первоиерарх Тибета – Панчэн-лама считался проявлением Будды Амитабхи и поэтому иерархически стоял выше Далай-лам, Панчэн-ламы были лишены светской власти и жили вдали от столичной Лхасы – в пышном уединении величественного монастыря Ташилхунпо. Тем не менее между Далай-ламами и Панчэн-ламами порой возникали противоречия, в том числе и по политическим вопросам. Например, Панчэн-ламы, как правило, были настроены более прокитайски, нежели Далай-ламы.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Дао (кит. "путь", "подход", "функция", "метод", "закономерность", "теория", "правда", "мораль", "абсолют")

Одна из важнейших категорий китайской философии. В "Шу цзине" термин Д. имеет абстрактные значения: "поведение", "продвижение", "путь государя и Неба" и соотнесён с дэ, также обозначающим абстрактные понятия социальной и космической гармонии. С возникновения китайской философии центральным для неё стал вопрос о соотношении "человеческого" и "небесного" (т.е. общеприродного) Д. В узком смысле "небесное Д." означало ход времени или движение звёзд с запада на восток в противоположность движению Солнца с востока на запад. Уже в самом раннем кит. поэтическом собрании "Ши цзин" наметилось сближение понятий Д. и "предел".

Базовой для развития китайской философской мысли стала трактовка Д. в комментирующей части "Книги Перемен" ("Чжоу и"). Здесь фигурирует как двоичная модель – Д. Неба и Земли, творчества и исполнения, "благородного мужа" и "ничтожного человека", так и троичная модель – Д. Неба, Земли, Человека, "трёх материалов" (сань цай), "трёх пределов" (сань цзи). Небесное Д. утверждается силами инь и ян, земное – "мягкостью" и "твёрдостью", человеческое – "гуманностью" и "долгом /справедливостью". Главное выражение Д. – "перемены", трансформации по принципу "то инь – то ян". Термином Д. передавались буддийские понятия, выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление"). Эквивалентами Д. часто признаются Логос и Брахман.

Кобзев А.И. Дао//Китайская философия

Дацан

Буддийский монастырь-университет в тибетской традиции Гелуг-па. Как правило, в дацанах имеется два факультета – общефилософский и медицинский. Иногда к ним добавляется тантрический факультет, на который принимаются монахи только после окончания общефилософского факультета. В Тибете существовали дацаны (Сэра, Гумбум, Гаман и др.), насчитывавшие несколько десятков тысяч монахов и представлявшие по существу целые города.

На территории Росии дацаны традиционно существовали только в Бурятии. В 1914 г. в Петербурге было завершено строительство первого дацана в Европе. В середине 30-х годов этот дацан был закрыт и возобновил свою деятельность только в 1989 г.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Дзог-чэн(дзог-па чэн-по) – тиб. «великое совершенство».

Высшая, девятая, йога традиции Ньингма-па. В прошлом считалась тайным эзотерическим учением доступным лишь отдельным ньингмапинским йогинам.

Подобно Ваджраяне и Чань, Дзог-чэн учит, что он является путем обретения состояния Будды в течение одной жизни. Как и Чань, Дзог-чэн учит о пробуждении как реализации, или осознания, изначально присущей человеку природы Будды, постоянно присущей в любом психическом акте.

Как и Ваджраяна, Дзог-чэн учит достижению особого «радужного тела», лучистой энергии, в которую переходит физическое тело йогина после достижения состояния Будды.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Дхарма от санскр. Корня dhr – держать, держаться

Одно из базовых понятий не только религий Индии, но и всей традиционной индийской культуры. Не имея четкого русского аналога, слово дхарма в значительном спектре своих значений имеет такие семантические аналоги, как «истина», «правда», «праведность», «должный образ жизни», «долг», «предназначение», «истинная доктрина», «религия» и т.д.

В буддийской традиции слово дхарма имеет дваосновных значения:

1. Закон, или Учение Будды, как совокупность доктринальных, этических, ценностных и психотехнических основоположений буддийской религии.

2. Базовый термин буддийской философии, обозначающий элементарное психофизическое состояние. Употребляется как во множественном, так и единственном числе.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Дхармачакра Колесо Дхармы, буддийского Учения

Один из основных символов буддизма. Представляет собой восьмирадиусное колесо, восемь спиц которого символизируют этапы Благородного Восьмеричного Пути и восемь ступеней медитативного сосредоточения (дхьяна).

Торчинов Е.А. Буддизм.

Дэ

Универсальная категория китайской философии. Не имеет аналогов в европейской и русской философии. Обычно преводится как "благость", "благодать", "благая сила".

Инь-Ян

Инь-Ян. Категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы или берега реки. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, Луны, чётных чисел и т.п. А ян, первоначально означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стал символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, Солнце, нечётные числа и т.п.

Кобзев А. Инь ян.//Китайская философия. Инь и ян.// Философский энциклопедический словарь.

Йидам тиб. Перевод санскр. «ишта дэвата» – покровительствующее божество

Термин тантрического буддизма Ваджраяны. Практика созерцаний йидама отражает важную черту тантрической йоги – ее стремление представить абстрактные категории буддийской философии в виде наглядных чувственных образов.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Йогачара Виджнянавада, виджнянаптиматра

Одна из школ буддийской философии. Значение ее названий: 1) йогачара – школа практики йоги, 2) виджнянавада – доктрина сознания, 3) виджнянаптиматра – «только сознание»

Торчинов Е.А. Буддизм.

Кагью-пакаджуд-па

Одна из четырех основных школ тибетского буддизма. Восходит к индийской традиции махасиддхов. Поскольку индийские махасиддхи придавали огромное значение непосредственной передаче учения, йогических посвящений и практических методов непосредственно от учителя к ученику, их тибетские приемники и обозначили школу этим словом (Кагью-па – Школа преемственности).

Торчинов Е.А. Буддизм.

Калачакра тантраТантра Колеса Времени

Один из наиболее авторитетных текстов тантрического буддизма Ваджраяны. Известный в настоящее время текст принимаетс традицией за «лагху тантру» (сокращенную тантру), тогда как «коренной» текст, известный как «Парама Ади-Будда» (Наивысший Изначальный Будда), или был утерян тысячу лет назад или вообще не существовал.

«Калачакра тантра» относится тибетской традицией к классу тантр наивысшей йоги (ануттара йога тантра). Это «ясная тантра», то есть тантра, излагающая учение без нарочитого символизма, «темного» языка, понятного лишь посвященным, и иносказаний-аллегорий.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Кальпа в индуизме и буддизме

Космический цикл, мировой период. Учение о Кальпе тесно связано с традиционным для индии представлением о циклическом времени.

Согласно религиозным представлениям большинства религий Индии, космические циклы Кальп, как и сансара в целом, безначальны и бесконечны. Однако некоторые направления махаянского буддизма (прежде всего, базирующиеся на Сутре Лотоса Благой Дхармы – саддхарма пундарика сутра) принимают доктрину осовбождения всех живых существ и, следовательно, прекращение после этого как циклического развертывания-свертывания универсума и сансары вообще.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Карма (кит. Е; др.-инд. karma – "деяние, поступок, жребий")

Одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее доктрину перерождения. Восходит к добрахманистско-ведийскому периоду. Входит почти во все религиознофилософские системы Индии, являясь существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма.

В широком смысл К. – это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его дальнейшего существования, в т.ч. и его нового рождения; в узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. "Человек становится добрым от доброго деяния, дурным – от дурного" ("Брихадараньяка-упанишада"). Люди сами связывают себя эгоистическими помыслами и делами; действующий же без заинтересованности и стремящийся к постижению высшей реальности, способен преодолеть цепь рождений и закон К.

Карма.// Философский энциклопедический словарь.

Карма.// Мифы народов мира

Клиштамановиджняна (манас) «загрязненный», «омраченный ум»

Манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за «я». Именно манас ответственен за возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства: «это я, а это другие люди», «это я, а это внешний мир», «это мое, а это не мое» и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения. Манас – корень всех форм эгоизма и эгоцентризма. Феноменологически манас также является осью, объединяющей все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое «личностью»

Торчинов Е.А. Буддизм.

Ламаизм

Академически неккоректное обозначение тибето-монгольской формы буддизма Махаяны.

Сами тибетцы не знают этого слова, для них существуют лишь такие понятия как Дхарма (чой), Дхарма Будды (сангье чой) или Махаяна (тег-па чэн-по). Слово «ламаизм» было создано европейцами в 19 веке для того, чтобы подчеркнуть существовавший в Тибете культ духовного учителя, «доброго друга» (кальяна митра) – ламы (от тибетских слов ла – «высокий» и ма – «нет», то есть «высочайший»).

Первоначально ламами в Тибете называли только «тулку», так называемых «воплощенных лам». Позднее это слово было распространено на всех полноправных членов монашеской общины – бхикшу (тиб. Гелонг). В Монголии ламами стали называть уже всех духовных лиц, носящих «одежды Дхармы», а в Бурятии это слово стало применяться как к ученикам, так и к мирянам, принявшим некоторые буддийские обеты. Словом «лама» в тибетских текстах также переводится санскритское «гуру» (духовный учитель).

Торчинов Е.А. Буддизм.

Мантры и Дхарани

Формы буддийской молитвенной практики. Мантра – молитва. Дхарани (это слово образовано от того же корня «дхр», что и дхарма», держать) – сочетания звуков и слогов, кодирующие содержание развернутых текстов психопрактического характера, их своеобразный слоговой и звуковой конспект.

Торчинов Е.А. Буддизм.

Наши рекомендации