Гегель о формах религиозного сознания/ Гегель о формах религиозного отношения

Религиозное отношение характеризуется через раскрытие религиозного сознания. Гегель выдвигает субъективную и объективную стороны формирования религиозного сознания.

1. Субъективная сторона – сознание Бога и уверенность в его бытии. Сознание Бога свидетельствует, что Бог есть для меня предмет, что у меня есть представление о нем. Уверенность в бытии Бога выражается в вере и в чувстве.

2. Объективная сторона– содержание формирования религиозного сознания. Содержание есть Бог, в себе и для себя сущая всеобщность. Она вне меня, независима от меня. Самостоятельна, но неотделима от меня. Одновременно мое и не-мое.

Религиозное сознание – это уход от конечного. Религия есть возвышение, рефлексия от непосредственного, чувственного, единичного к Богу.

1 форма религиозного сознания (отношения) – чувство, в нем непосредственно дан предмет. Чувство свидетельствует, что в бытии моего Я содержится и бытие предмета. Религиозное чувство не только субъективно, ему свойственен переход к рефлексии. Субъект в нем овнешнен по отношению к самому себе.

2 форма – созерцание. Отличается от чувства тем, что в нем предмет и самосознание распались. Субъект нуждается в чувственном созерцании предмета. Содержание постигается в чувственных образах, а не эмоциях.

3 форма – представление. Гегель разделяет образ и представление. Образ различает содержание в чувственной форме, получает содержание в форме единичности. Представление поднимается до мысли, всеобщности. Бог в представлении постигается путем всеобщности, абстракции.

4 форма – мышление. Следующая ступень религиозного отношения (сознания) постижение истины в форме мышления, в понятиях, посредством рассудка и разума. Рассудок мыслит по принципу абстрактного “или - или”, полагает, что противоречивые определения не могут принадлежать единому. Например, он полагает, что всеблагость Бога противоречит его справедливости, что представление о триединстве содержит внутреннее противоречие.

Разум в отличие от рассудка имеет две стороны; диалектическую, или отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную. В диалектике конечные определения снимаются и переходят в свою противоположность, спекуляция постигает единство определений в их противоположности, в их разрешении и переходе.

Спекуляция разума снимает единство противоположностей; спекуляция – единственная почва, где религия может быть у себя.

Гегель формулирует спекулятивное понятие религии. Религия есть идея абсолютного духа, относящееся к самому себе самосознание абсолютного духа. В религии абсолютный дух различает себя, полагает себя как конечное человеческое субъективное сознание, для того чтобы в качестве конечного стать знанием о самом себе. Религия есть знание абсолютного духа о себе через опосредование конечного духа, т.е. соотношение конечного человеческого духа с абсолютным духом.

Человеческое сознание – конечное сознание, религия содержит в себе конечное сознание, которое снято в нем, ибо это сознание есть момент абсолютного духа.

Гегель реабилитирует рациональные метафизические доказательства бытия Бога, подвергнутые критике Кантом. Гегелю особенно импонирует онтологический аргумент, т.к. при иных доказательствах исходят от конечного бытия и заключают от него к бесконечному. В онтологическом аргументе исходят от понятия и переходят от него к бытию.

Гегель подчеркивает открытость религии для представляющего сознания. Религия всеобща, она существует не только для понятийного и философского сознания, но открыта и для представляющего сознания. Ее определение неотделимо от представления.

Занятие 13. Философия религии

Людвига Фейербаха.

Л. Фейербах об основах, корнях, источниках и «органах» религии.

Определение

Третья лекция

Я перехожу теперь к тем моим сочинениям, которые заключают в себе содержание и предмет этих лекций: мое учение, религию, философию, или называйте это как угодно иначе. Это мое учение в немногих словах гласит: теология есть антропология, то есть в предмете религии, который мы по-гречески называем theos'ом, по-нашему богом, выявляется не что иное, как существо человека, или: бог человека есть не что иное, как обожествленное существо человека. Следовательно, история религии, или, что то же, история бога, - ибо как различны религии, так различны и боги, а религии различны в той мере, в какой различны люди, - есть не что иное, как история человека. Моя цель была доказать, что силы, пред которыми человек склоняется в религии и которых он боится, которым он решается даже приносить кровавые человеческие жертвы, чтобы расположить их к себе, что эти силы - не что иное, как создание его собственного, несвободного, боязливого духа и невежественного, необразованного ума, доказать, что существо, которое человек противопоставляет себе в религии и теологии, как совершенно другое, от него отличное, есть его собственное существо Двадцать первая лекция Религия поэтому есть не только дело воображения, фантазии, не только дело чувства, но также и дело желания, стремления человека и его потребности устранять неприятные чувства и создавать себе приятные, получать то, чего у него нет, но что ему хотелось бы иметь, а удалять то, что он имеет, но чего иметь он не хотел бы, как, например данную беду или данный недостаток, - короче говоря, она есть выражение стремления человека освободиться от бед, которые у него есть, или которых он опасается, и получить то добро, которое он желает, которое ему рисует его фантазия,- она есть выражение так называемого стремления к счастью.

Религия первоначально не представляет ничего отдельного, различающегося от человеческого существа. Лишь с течением времени, лишь в позднейшем своем развитии являет она собой что-то отдельное, выступает с особыми претензиями. И только против этой вызывающей, высокомерной духовной религии, которая именно поэтому имеет своим представителем особое официальное сословие, иду я войной.

Религия не выражает ничего другого, как чувство конечности или зависимости человека от природы

Наши рекомендации