Скот, И. Э. О разделении природы / И. Э. Скот // Антология мировой философии.
«Пусть никакой авторитет не отпугивает тебя от положений, внушаемых правильным рассмотрением по законам разума. Истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум – истинному авторитету. Ведь не может быть сомнения, что оба проистекают из одного и того же источника, а именно из божественной мудрости… Мы знаем, что разум первичен по природе, авторитет же – по времени. Стало быть, для решения предлежащих нам задач следует обращаться прежде всего к разуму и лишь затем к авторитету… Я не настолько запуган авторитетом и не до такой степени робею перед натиском малоспособных умов, чтобы не решиться открыто провозгласить положения, ясно составленные и без всякого сомнения определенные истинным разумом, в особенности же когда приходится рассуждать о таких материях только среди мудрых, для которых нет ничего сладостнее, нежели внимать истинному разуму».
Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский // Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1. – С. 824, 836, 838-839, 851, 859.
«Для спасения человеческого было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении… Перводвигатель, который есть Бог, не имеет ни малейшей примеси потенциальности, но есть чистый акт.
Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен богом через посредство активного интеллекта, …, необходимо, чтобы в божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом и состоит понятие «идеи».
Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т. е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. … в божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога.
Не форма определяется материей, но скорее материя формой; в форме надлежит искать основание, почему такова материя, а не наоборот.
Мы видим, что все, что есть в мире, переходит из потенции в акт. Но оно не само переводит себя из потенции в акт, ибо того, что есть в потенции, еще нет, а потому оно и не может действовать. Поэтому следует, чтобы сначала было нечто другое, при помощи чего потенциально сущее было бы переведено из потенции в акт. И затем снова, если и та первая вещь переходит из потенции в акт, необходимо прежде нее предположить еще нечто, что перевело бы ее в акт. Но так не может продолжаться до бесконечности. Потому необходимо дойти до некоторой вещи, которая только актуальна и никоим образом не потенциальна; а ее мы именуем Богом».
Дополнительная литература:
1. Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992.
2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
3. История средневековой философии. Хрестоматия. В 2 ч. / Сост. Г. Я. Миненков. – Минск, 2002. – Ч. 1 – 2.
4. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. – М., 1979.
5. Соколов, В. В. Средневековая философия : учеб пособие для филос. фак. и отделений ун-тов / В. В. Соколов. – М., 1979.
6. Философия природы в Античности и в Средние века / ред. П. П. Гайденко, В. В. Петрова. – М., 2000.
Тема № 10.
Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции
Ключевые слова: Ренессанс (Возрождение), антропоцентризм, гуманизм, коперниканская революция в астрономии, гелиоцентризм, пантеизм, микрокосм, макрокосм, социальные утопии (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы темы:
1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.
3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – описать социально-экономические и культурно-исторические факторы, обусловившие радикальный мировоззренческой переворот в эпоху Возрождения (формирование капиталистического уклада, революция в науке, великие географические открытия, кризис религиозного мировоззрения и др.).
2. Во втором вопросе – охарактеризовать основные натурфилософские системы (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Галилей, Дж. Бруно), и раскрыть идею тождества микро- и макрокосма в натурфилософии Ренессанса.
3. В третьем вопросе – обосновать гуманистический и антропоцентрический характер возрожденческой философии; следует остановиться на особенностях возрожденческого антропоцентризма, его принципиальном отличии от антропоцентризма средневекового и рассмотреть также атомистический и пантеистический варианты натурфилософии Ренессанса.
4. В четвертом вопросе Вам необходимо, с опорой на приведенные источники раскрыть возрожденческие идеалы свободы, равенства и братства в социально-политических утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Первоисточники для анализа: