Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Предметом философииявляется любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами, предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.

2. Специфика и структура философского знания. Круг основных философских проблем

Структура:

1) Гносеология – учение о познавательных возможностях человека как субъекта, орудиях и методах научного и ненаучного познания, об истине и ее критериях, об инструментах объяснения и понимания внутреннего и внешнего миров. Возник этот раздел философии в эпоху Античности под влиянием фактов множественности объяснений одних и тех же явлений природы и необходимости искать истинные методы и пути познания.

2) Логика – наука о законах и формах развития научного и ненаучного способов мышления. Термин используется и в более широком смысле для выявления всего упорядоченного, закономерного и разумом постижимого.

3) Эпистемология – раздел гносеологии об основах научного познания. Эпистемология помогает наукам развивать языки и приемы познания, выполняя методологическую и интегративную функции в науках.

4) Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называется отнологией. Философия выступает учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Онтология – учение о бытии всего существующего и несуществующего актуально (Вселенной и Бога, вещей и идей, фантазий и иных миров,..). Это был самый первый раздел философии, противопоставивший слишком детски наивным мифологическим объяснениям устройства мироздания более достоверные и разумные представления о мире и его генезисе. Онтология, выполняя важнейшую часть мировоззренческой функции, помогает развивать различные общие картины мира, предлагая все новые свои.

5) Натурфилософия – философия природы с точки зрения естествознания. Возник этот раздел философии в эпоху Возрождения, возродился благодаря компьютерному моделированию в 20 веке, взаимодействуя с концепциями современного.

6) Философская антропология – целостное учение о человеке, его генезисе и многомерной природе, противоречиях в сущности и предназначении, о путях дальнейшего очеловечивания. Раздел сформировался в эпоху Просвещения и доныне актуален для частных наук, изучающих человека фрагментарно.

7) Социальная философия – раздел философии, изучающий этапы и закономерности жизни общества как целостного человечества во взаимодействии с природной средой, сферы жизни и строение общества в целом, место и роль социальных субъектов от личности и семьи, первичных трудовых коллективов до человечества. Раздел важен для разработки экономической теории, социологии и политологии, для историков науки и техники, для исследователей различных культур и всех неравнодушных к судьбе потомства.

8) Философия истории – раздел социальной философии, где рассматриваются логичное и нелогичное в процессе развития народов, государств, цивилизаций и формаций.

9) Аксиология – учение о подлинных и мнимых ценностях и их иерархии в психике человека, как накапливать и хранить духовное и душевное богатство, как определяют ценности мотивы поступков.

10) Этика – раздел аксиологии, изучающий мораль и нравственность личностей и обществ различного типа, вырабатывает идеалы поведения и отношений. Раздел появился по мере необходимости укреплять нормы морали и нравственное здоровье общества сознательно.

11) Эстетика – раздел аксиологии, выделяющийся учением о природе прекрасного и безобразного, об идеалах гармонии и красоты, о вкусах и художественной правде. Сформировался раздел под воздействием искусств и ремесел, но для помощи как им, так и наукам, религиям, человеку в повседневной жизни.

12) История философии – раздел философии, рассматривающий опыт исканий философов различных школ, эпох и народов, чтобы не повторять ошибки и сохранить для будущего все, что может оказаться востребованным в подобных же обстоятельствах.

13) Метафилософия – это учение о месте философии как типе мировоззрения среди иных типов и форм мировоззрения и о месте и роли философии в мировой культуре, в духовном производстве.

Задача учебного курса философии – предложить студенту достаточное множество подходов, чтобы ему не пришлось тратить много времени на выработку собственного, а можно было использовать ближайший и доработать его для решения своих задач. Специфика философских проблем в том, что они окончательно раз и навсегда не решаемы. Их каждый решает для себя, время от времени пересматривая и меняя решения, когда прежние оказываются все более ошибочными. Как с каждым крупным научным открытием об устройстве Вселенной философия пересматривает онтологию и ряд иных разделов, так и с каждой серьезной переменой в мировой экономике, политике, духовной и социальной жизни человечества не только философия, но и каждый человек должен перетряхивать багаж своих представлений о месте в мире, поскольку оно уже изменилось и пытаться удержать прошлое не умно. Интегративная функция философии в том, что философия и наукам, и религиям, и искусствам помогает не чрезмерно абстрагироваться от целостности мира и человека в дифференциации знаний и специализации предметов исследования. Философия помогает не считать, что, зная части и способы их взаимодействия, мы уже знаем и целое. По частям изучить предмет можно лишь иногда и тела неживой природы, но даже для высокоорганизованных неживых тел нужен комплексный подход, системный метод, необходима интеграция знаний множества наук и философских концепций. Весьма важную роль в интеграции знаний пока играет даже для гениев науки философия.

Системность и структурность:

- антология

-диалектика

-Фил.антрополол.

- соц.философия

-Философия учения

-Этика

-Эстетика

-Логика

-культурология

Наши рекомендации